Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:41, курсовая работа
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ…………………..6
1.1. Социально-экономическая роль бюджета муниципального образования…..6
1.2. Доходы бюджета муниципального образования: сущность и классификация……………………………………………………………………...17
1.3. Администрирование доходов муниципального образования………………27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………..34
2.1. Характеристика деятельности городского поселения «Город Балабаново»34
2.2. Анализ динамики структуры и состава доходов местного бюджета………37
2.3. Анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам…45
ГЛАВА 3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………………………49
3.1. Прогноз состояния доходной части бюджета городского поселения «Город Балабаново» в 2012-2013 гг……………………….……………………………….49
3.2. Проблемы формирования доходной части бюджета……………………….54
3.3.Средства самообложения граждан как источник доходов бюджета муниципального образования …………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
ГЛАВА 3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)
3.1. Прогноз состояния доходной части бюджета ГП «Город Балабаново в 2012-2013 гг.
Анализ структуры, доходов бюджета муниципального образования «Город Балабаново» за 2009 - 2011 гг. проведенный во второй главе выявил незначительную долю межбюджетных трансфертов в структуре доходов бюджета. Это означает, что бюджет в основном формируется за счет собственных доходов (налоговых и неналоговых).
Прогноз поступления собственных доходов в бюджет муниципального образования город Балабаново определится исходя из среднего прироста (6,4%) проектируемого объема налоговых и неналоговых платежей бюджета муниципального образования город Балабаново, с учетом показателей социально-экономического развития муниципального образования город Балабаново и расчетов главных администраторов доходов.
Бюджетная политика городского поселения «Город Балабаново» в 2012-2013 гг. должна быть направлена на:
- сохранение и развитие налогового потенциала на территории городского поселения «Город Балабаново», формирование благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения;
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского поселения «Город Балабаново»;
- реализация в максимальной степени программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета;
- исполнение действующих расходных обязательств;
- повышение эффективности бюджетных расходов, качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг:
- повышение роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в муниципальных заданиях.
Бюджетная и налоговая политика в области формирования доходов будут ориентированы в 2012-2013 гг. на обеспечение выполнения плановых показателей но сбору доходов и предоставление налоговых льгот с целью реализации стратегических задач. В то время как, первоочередными задачами являются:
- продолжение работы по развитию налогового потенциала города Балабаново за счет привлечения инвестиций и открытия новых современных производств;
- обеспечение тесного взаимодействия со всеми администраторами доходов, направленного, в первую очередь, на безусловное исполнение всеми налогоплательщиками платежной дисциплины;
- повышение качества претензионн
- обеспечение эффективности управления муниципальной собственностью МО «Город Балабаново» и увеличению доходов от ее использования.
По прогнозам собственные доходы в 2012 г. составят 103080 тыс. руб., что на 29569,7 тыс. руб. меньше, чем в 2011 г. (т.е. на 22,3%), а к 2013 г. они сократятся до 106538 тыс. руб. (на 19,7 %), что больше, чем в 2012 г. на 3458 тыс. руб., но меньше, чем в 2011 г. на 26111,7 тыс. руб.
Прогнозируемый объем поступлений налога на доходы физических лиц в 2012 г. составит 34025 тыс. рублей (или 105% к уровню предыдущего года), в 2013 г. - 35964 тыс. рублей (или 106% к уровню 2011 г.).
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, рассчитан на основе анализа поступления налога в предыдущем периоде. В 2012 и 2013 гг. так же прогнозируется ростпоступлений в среднем на 6% ежегодно -11350 тыс. руб. и 11997 тыс. руб. соответственно.
Налог на имущество физических лиц рассчитан, исходя из оценки динамики поступления за три года, предшествующих планируемому. С учетом изменения сроков уплаты налога в соответствии с Федеральным законом 229-ФЗ от 27.07.2010г. прогноз поступления в 2011 г. данного вида налога составил 0 тыс. руб. В 2012 и 2013 гг.показатель должен составить 3911 тыс.руб. и 2291 тыс. руб. соответственно.
Транспортный налог с 1 января 2009 г. зачисляется в бюджет городского поселения по нормативу 50% доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет (50% поступает в бюджет района) в соответствии с действующим законодательством. В 2012 и 2013 гг. также планируется рост поступлений в бюджет по данному виду налога - 6003 тыс. руб. и 6345 тыс. руб. соответственно.
Значительный рост земельного налога в 2011 г. обоснован прекращением действия 80% налоговой льготы для учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения. Прогноз поступлений в 2012 и 2013 гг. - 32222 тыс. руб. и 33833 тыс. руб. соответственно, т.е. ежегодный рост ожидается около 6%.
Ограниченность бюджетных ресурсов бюджета муниципального образования город Балабаново требует повышения их результативности и сокращения неэффективных расходов. Высвобождающиеся в результате этого средства должны быть направлены на модернизацию отраслей социальной сферы и экономики.
Кроме того, в 2012-2013 гг. планируется поступление в бюджет города межбюджетных трансфертов в сумме 1983 тыс.руб. и 2009 тыс.руб. соответственно. Это субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету и дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Наибольший удельный вес
приходится на налоги на
Доля собственных доходов в 2012-2013 гг. будет составлять примерно 98%. Доля безвозмездных поступлений незначительна- 2 % общей суммы прогнозируемых доходов 2012-2013гг.
В составе неналоговых платежей основную долю занимают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, продажи имущества.
Увеличение поступлений неналоговых доходов будет осуществляться за счет:
- вовлечения максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;
- разграничения объектов муниципальной собственности и оформления прав на них;
- повышения эффективности управления муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов;
- проведения регулярной (не реже одного раза в 3 года) инвентаризации недвижимого муниципального имущества, в том числе: зданий и сооружений с указанием их балансовой (восстановительной) и остаточной стоимости, площади помещений, технического состояния; магистральных коммуникационных сетей (водопроводных, тепловых, газовых и др.);
- внесения предложений по результатам инвентаризации в части дальнейшего использования имущества (передача с баланса на баланс, в залог, в аренду и т.д.);
- обеспечения надлежащего контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также контроля за деятельностью руководителей муниципальных учреждений.
Прогнозные значения доходов городского поселения «Город Балабаново» приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Структура планируемых доходов городского поселения
«Город Балабаново» в 2012-2013 гг.
Доходы |
2012 г. уд, вес |
201Зг.
| ||
тыс.руб. |
уд. вес,% |
тыс.руб. |
уд. вес, % | |
Налог на доходы физических лиц |
34125 |
32 |
35964 |
33 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
11350 |
11 |
11997 |
11 |
Налоги на имущество: |
42136 |
40 |
42469 |
39 |
- налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений |
3911 |
4 |
2291 |
2 |
- транспортный налог с физических лиц |
6003 |
6 |
6345 |
6 |
- земельный налог |
32222 |
30 |
33833 |
31 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
12094 |
12 |
12435 |
11 |
Прочие доходы местных бюджетов от оказания платных услуг по компенсации затрат государства |
1921 |
2 |
2030 |
2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1554 |
1 |
1641 |
2 |
Итого собственных доходов бюджета |
103081 |
98 |
106537 |
98 |
Безвозмездные поступления |
1983 |
2 |
2009 |
2 |
- субвенции бюджетам поселений на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты |
1009 |
1 |
1009 |
1 |
- дотации бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности |
974 |
1 |
1000 |
1 |
Итого доходов |
105063 |
100 |
108547 |
100 |
3.2. Проблемы формирования доходной части бюджета
Проанализировав исполнение бюджета за 2009-2011 гг., можно заметить, что на объем доходов местного бюджета влияют: экономическая ситуация в районе, собираемость налогов, администрирования доходов, качественное планирование доходов и структуры неналоговых поступлений.
Особую актуальность формирование местных бюджетов получает в нынешнее время, когда бюджетная система РФ реформируется, и реализуется концепция бюджетирования, ориентированного на результат [35].
Бюджетная политика городского поселения «Город Балабаново» с 2009 г. была направлена на укрепление доходной базы муниципального бюджета, решения комплекса задач по повышению уровня и качества жизни населения города, обеспечение сбалансированности бюджета, а также на повышение эффективности использования бюджетных средств.
В Российской Федерации на
практике используются
- закрепление конкретных видов доходов за тем или иным бюджетом в качестве собственных доходов;
- разделение налоговых ставок между уровнями бюджетной системы;
- квотирование поступлений по отдельным видам федеральных налогов;
- использование метода налоговых надбавок к существующим федеральным налогам.
Важное значение отводится местным бюджетам
в решении такой сложной задачи, как проведение финансового выравнивания, суть которого
состоит в следующем: всегда существуют
объективные отличия в уровнях экономического
развития административно-
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется преимущественно с использованием дотаций, что затрудняет финансовое планирование на муниципальном уровне, так как органы местного самоуправления не могут заранее определить будущий объем соответствующих поступлений. Одна из ключевых проблем в данной сфере- значительные различия в бюджетной обеспеченности территорий до и после выравнивания. Так, муниципальные образования, которые являлись наиболее финансово обеспеченными по итогам зачисления в бюджет налоговых и неналоговых поступлений, после распределения трансфертов оказываются среди «аутсайдеров» по уровню бюджетных доходов на душу населения.
Для решения данной проблемы с сохранением заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налоговых и неналоговых доходов бюджета предлагается использовать специальный механизм сохранения рангов муниципальных образований до и после распределения трансфертов. В соответствии с этим подходом необходимо контролировать значение налоговых и неналоговых доходов в расчете на одного жителя, межбюджетные трансферты в расчете на одного жителя.
Данная методика позволит обеспечить сохранение заинтересованности поселений в наращивании налоговых и неналоговых доходов. Следствием этого будет баланс выравнивающей и стимулирующей функций межбюджетного регулирования и повышение эффективности в части перераспределения средств, включаемых в собственные доходы.
Одним из путей увеличения неналоговых доходов бюджетов является повышение качества администрирования неналоговых доходов.
Система администрирования неналоговых доходов продолжает требовать совершенствования, поскольку одни и те же неналоговые доходы закреплены за рядом администраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, закрепленных за всеми администраторами доходов бюджета, чтоявляется неоправданным и способно привести к нечеткому разграничению полномочий между ведомствами и снижению качества администрирования неналоговых доходов. Совокупность проблем по обеспечению всех администраторов поступлений в бюджетную систему Российской Федерации оперативной и достоверной информацией требует принятия ряда нормативных документов, которыми необходимо:
- утвердить перечень государственных органов и органов местного самоуправления, с возложением на них функций администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, который должен быть оптимальным и стабильным;
- закрепить в законодательном акте четкую ведомственную принадлежность доходов определенным администраторам, что устранит неоднозначность трактовки всеми участниками бюджетного процесса своих прав, обязанностей и ответственности;
- разработать единые нормативные акты по администрированию платежей с целью увеличения доходной базы бюджета.
Несмотря на положительную динамику и общий рост качества управления региональными финансами, существуют определенные проблемы, имеющие общероссийский характер. Во многих регионах бюджет утверждается только на очередной финансовый год, что снижает качество финансового планирования и возможности распределения бюджетных ассигнований на среднесрочную перспективу. В отдельных регионах не соблюдаются требования бюджетного законодательства: превышается предельный объем дефицита бюджета; не устанавливают в соответствии с Бюджетным кодексом РФ единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц); превышается установленный норматив формирования расходов на содержание органов государственной власти.