Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:41, курсовая работа
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ…………………..6
1.1. Социально-экономическая роль бюджета муниципального образования…..6
1.2. Доходы бюджета муниципального образования: сущность и классификация……………………………………………………………………...17
1.3. Администрирование доходов муниципального образования………………27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………..34
2.1. Характеристика деятельности городского поселения «Город Балабаново»34
2.2. Анализ динамики структуры и состава доходов местного бюджета………37
2.3. Анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам…45
ГЛАВА 3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………………………49
3.1. Прогноз состояния доходной части бюджета городского поселения «Город Балабаново» в 2012-2013 гг……………………….……………………………….49
3.2. Проблемы формирования доходной части бюджета……………………….54
3.3.Средства самообложения граждан как источник доходов бюджета муниципального образования …………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Выделяются собственные доходы- налоговые и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Также в учебной литературе указано на существование регулирующих доходов- федеральные и региональные платежи.
Качество бюджета определяется его сбалансированностью.
Но несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Таким образом, необходимо путем проведения бюджетной и налоговой политики добиваться такого состояния, когда расходы муниципального образования будут полностью обеспечиваться доходами, т.е. состояния собственной или базовой сбалансированности.
Повышение собираемости доходов всегда было одной из приоритетных задач бюджетной политики, а в период кризиса его значимость еще более повысилась. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить качественное администрирование. Прежде всего, должна быть детально проработана нормативная база, чтобы все процессы были четко регламентированы, каждый знал, что делать, необходимо проводить разъяснительные мероприятия администраторами доходов. Эти мероприятия позволят существенно повысить качество администрирования и избежать многих ошибок.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)
2.1.Характеристика деятельности городского поселения «Город Балабаново»
Город Балабаново - город (с 1972 года) районного подчинения в Боровском районе Калужской области. Балабаново - крупнейший город района. Расположен в северной части Калужской области, в 96 км от Москвы. Входит в состав муниципального образования (городского поселения) «Город Балабаново».
Муниципальное образование "Город Балабаново" наделено статусом городского поселения Законом Калужской области от 28.12.2004 г. № 7-ОЗ.
Общая площадь муниципального
образования составляет 993,6 га, из которых
64 га — земли лесного фонда. Протяжённость
с запада на восток составляет 3,3 километра,
с севера на юг — 3,2 километра. На землях
Муниципального Образования размещается
10 воинских частей, которые сведены в Балабановский
гарнизон. Город расположен в междуречье Протвы (приток Оки), Истьи (приток На
Для решения задач, возложенных на городское поселение «Город Балабаново», на территории города действуют следующие подведомственные учреждения и предприятия:
МУ «Городской Дом культуры» муниципального образования «Город Балабаново»;
МУ «Редакция газеты Балабаново»;
МУ «Центр физкультуры и спорта» муниципального образования городского поселения «Город Балабаново».
Муниципальные унитарные предприятия:
УМЭП ЖКХ «МО «Город Балабаново»;
МУП «Коммунальные тепловые сети» МО «Город Балабаново»;
МУП «Рынок г. Балабаново»;
МУП «Муниципальная аптека «Город Балабаново»;
МУП «Служба Единого Заказчика» муниципального образования «Город Балабаново».
Кроме того, на территории города работают городская и детская библиотеки без статуса юридического лица.
В городе располагаются 62 торговые точки, из которых 47 принадлежат частным предпринимателям, 2 рынка (один из них муниципальный). Кроме того в городе имеются 17 точек общественного питания, в том числе 3 закусочных, 4 кафе, ресторан. Множество бытовых услуг предоставляет «Дом быта».
Основные предприятия Балабаново — спичечная фабрика «Плитспичпром», кирпичный завод, завод по производству бумажной упаковки финской компании StoraEnso, фабрика оконных рам (ООО «ФораГазпром»), завод «Венталл», входящий в состав финского концерна Ruukki.
В городе имеется 25 различных строительных организаций, среди которых наиболее крупными являются МК-24, ОАО «Спецсетьстрой», ООО «Спецуправление», УНР-620 и ПМК-243. Имеются предприятия пищевой и молочной промышленности, которые производят хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, продукты переработки молока.
Численность населения за последние 3 года выросла с 23,2 тыс.чел. в 2009 г. до 27,1 тыс.чел. в 2011г.
Темп роста населения за последние 40 лет представлен на следующем рисунке 1.
Рис. 1. Динамика роста численности населения городского поселения "Город Балабаново"
Среди средств массовой информации в Балабаново имеется еженедельная муниципальная газета «Балабаново», которая была учреждена Городской Думой и Администрацией городского поселения «Город Балабаново».
В городе располагается городской стадион, который введён в действие в 1997 году. На нём регулярно проводятся чемпионаты по футболу, лыжные соревнования и детские эстафеты, также стадион является местом занятия физкультурой учащихся школы , которая располагается близ стадиона. Кроме того, в городе имеется спорткомплекс, принадлежащий ЗАО «Плитспичпром», где имеются секции бокса, настольного тенниса, борьбы, гимнастики, баскетбола, шахматная секция, а также тяжёлой атлетики (бодибилдинга).
В городе располагаются одна больница на 110 койко-мест, поликлиника на 600 человек, детское и стоматологическое отделения, а также сеть частных аптек.
2.2. Анализ динамики структуры и состава доходов местного бюджета
Согласно официальной отчетности общий объем поступивших в местные бюджеты доходов в 2010 г. составил 2600,5 млрд. руб., что выше уровня 2009 г. на 8,9 % или на 212,9 млрд.руб., а в 2011 г. аналогичный показатель составил 2961,1 млрд.руб., превысив уровень 2010 г. на 13,9 % или 36,7 млрд.руб.
Рассмотрим поступление доходов в бюджет городского поселения «Город Балабаново» в 2009 - 2011 гг.
Доходы бюджета в 2009 г. составили 114 186 тыс. руб., в 2010 г. – 139 528 тыс. руб. а в 2011 г. – 141 971 тыс. руб.(Приложение 1).
Доходы бюджета с 2009 по 2011 г. увеличивались неравномерно: в 2010 г. увеличились на 25 342 тыс. руб. или 22,2% по сравнению с 2009 г., доходы в 2011 г. выросли по сравнению с 2010г. лишь на 2%, а по сравнению с 2009г. на 24,3% (Приложение 2). Это связанно с сильным снижением в 2011 г. поступлений доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и снижением поступлений от налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет поселения, т.к. наблюдалось значительное снижение плательщиков налога. В 2009 г. в бюджете муниципального образования появились доходные статьи от поступления налогов на имущество, поскольку данные доходы были переданы с вышестоящего уровня (из бюджетов муниципальных районов). В 2009 г. было зачислено по данной статье 24109 тыс.руб. или 21,1% от общей суммы доходов, в том числе: налог на имущество физических лиц – 1 650 тыс. руб. (1,4% общей суммы доходов), транспортный налог - 4475 тыс. руб. (4%) и земельный налог – 17 983 тыс. руб. (15,7%) [11].
Наглядно динамика доходов представлена на рисунке 2.
Рис. 2.Динамика доходов городского поселения "Город Балабаново"
Рассмотрим собственные доходы муниципального образования «Город Балабаново».
В 2009 г. собственные доходы составили 103939 тыс. руб., что примерно 91% общего объема доходов, полученных в 2009 г. В 2010 г. размер собственных доходов вырос на 20,6 % и составил 125307 тыс. руб., или 89,8% общего объема доходов, в 2011 г. величина налоговых и неналоговых доходов была на уровне 132649 тыс. руб., или 93,4 % общего объема доходов бюджета [12].
По состоянию на 2010 г. размер собственных доходов бюджетов РФ увеличился на 168,4 млрд.руб. или на 9,3 % по сравнению с 2009 г. и составил 1973,3 млрд.руб., в 2011г. г. его размер составил 2249, 7 млрд.руб, что больше чем в предыдущем периоде на 14 %
По данным статистики Департамента межбюджетных отношений министерства Финансов РФ, налоговые доходы местных бюджетов в 2010 году составили 806,8 млрд.руб. или 40,9 %, в 2011 году- 879 млрд.руб. или 39,1% доходов бюджетов в среднем по РФ.
Налоговые доходы городского поселения «Город Балабаново» составляли в 2009 г. почти половину доходов бюджета- 56 % от общего объема доходов, в 2010 г.- 55% и в 2011 г.- 70 % от общего объема доходов. Можно заметить, что доля налоговых поступлений в общем объеме доходов имеет тенденцию к росту. Это вызвано, опять же, с изменением налогового законодательства.
Рассмотрим структуру налоговых поступлений.
Наибольший удельный вес в структуре доходов занимает налог на доходы физических лиц. В 2009 г. его размер был равен 31259,6 тыс.руб., что составляет 27,4 %, в 2010 г. в абсолютном выражении он вырос до 32545,8 тыс.руб., а в процентном соотношении сократился до 26 %. В 2011 г. на налог на доходы физических лиц приходится 27,2 % общего объема доходов. Не смотря на не значительное изменение удельного веса данного вида доходов, в сумме он вырос до 38567,6 тыс.руб. (Приложение 3).
Причиной роста суммы налога является превышение запланированных темпов роста оплаты труда работников предприятий города.
Размер налогов на имущество увеличился на протяжении трех лет: 2009 г. – 24108,1 тыс. руб.; 2010г. – 32716,8 тыс. руб.; 2011 г. – 42958,1 тыс. руб. В удельном весе он также возрос: в 2011 г. по сравнению с 2009 г. с 21,1 до 30,3%, а в 2010 г. его удельный вес составил 23,4 % (Приложение 4).
Поступления по налогу на совокупный доход также увеличивалисьв период с 2009 по 2011 гг. Так они составили в 2009 г. – 8631,7 тыс.руб. (или 7,6% доходов бюджета), в 2010 г. удельный вес таких поступлений составил 8,3% от общей величины дохода, что составляет 11472,9 тыс.руб. и в 2011 г.- 16694 тыс.руб.(11,8%).Структура налоговых доходов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||||||
сумма тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма тыс. руб. |
уд. вес, % | |||||
Налоговые доходы: |
63999,4 |
100,0 |
76735,5 |
100,0 |
98219,7 |
100,0 | ||||
- налоги на совокупный доход |
8631,7 |
13,5 |
11472,9 |
15,0 |
16694 |
17,0 | ||||
- налоги на имущество |
24108,1 |
37,7 |
32716,8 |
42,6 |
42958,1 |
43,7 | ||||
- налог на доходы физических лиц |
31259,6 |
48,8 |
32545,8 |
42,4 |
38567,6 |
39,3 |
Структура налоговых поступлений городского поселения «Город Балабаново» в 2009- 2011 гг.
Рассмотрим структуру неналоговых доходов муниципального образования «Город Балабаново».
Согласно данным отчетности Министерства Финансов РФ, в 2009-2011 гг. в РФ отмечается рост поступления неналоговых доходов. Так в 2010 г. они составили253,1 млрд. руб., что выше уровня 2009 г. на 4,1 %, а в 2011 г. - 279,0 млрд.руб., что превышает аналогичный показатель предыдущего периода на 13,7 % или на 33,7 млрд.руб.
В 2009 г. общий объем неналоговых поступлений составил 39976 тыс.руб. (35% от общей величины полученных доходов), в 2010 г.– 49502,3 тыс.руб.,(35,5% от общего объема доходов) и в 2011 г. неналоговые доходы находились на уровне 34410,6 тыс.руб. (24,2% общей величины доходов).
На доходы от использования
имущества, находящегося в
Причиной роста послужило:
- увеличение арендаторов
- превышение сложилось в
- оплата авансовых платежей 2011 г. и погашение задолженности прошлых лет;
- превышение фактической
- превышение фактических поступлений платы за наем жилых помещений над плановыми.
И, наконец, в 2011 г. доходы от использования имущества – 15569,6 тыс. руб., или 24,2% . Рассматриваемые поступления в 2011 г. сократились на 24297,2 тыс. руб. в сравнении с 2010 г. Резкое снижение объясняется отсутствием фактического поступления прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных). Сокращение доходов от использования имущества также связано со снижением на 20% ставок арендной платы за имущество и земельные участки муниципальной собственности субъектам малого предпринимательства.
Поступление доходов от продажи материальных и нематериальных активов характеризуется следующими данными: в 2009 г. объем полученного дохода составил 24889,3 тыс. руб. (удельный вес – 27,8%), в 2010 г. – 6554,5 тыс.руб. (удельный вес - 4,7%) и в 2011 г. размер поступлений равен 15909,4 тыс.руб. (удельный вес – 11,2% общего размера доходов).
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в 2009 г. составили 24889,3 тыс. руб. и являлись самыми значимыми поступлениями среди неналоговых доходов, но в 2010 г. наблюдается резкое их снижение до 6554,5 тыс. руб. или на 73,7%. Таким образом, мы можем говорить о том, что в 2010 г. материальные и нематериальные активы почти не продавались. В 2011г. наблюдался лишь рост более чем в 2 раза данного показателя, который составил 15909,4 тыс. руб.