Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:41, курсовая работа
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ…………………..6
1.1. Социально-экономическая роль бюджета муниципального образования…..6
1.2. Доходы бюджета муниципального образования: сущность и классификация……………………………………………………………………...17
1.3. Администрирование доходов муниципального образования………………27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………..34
2.1. Характеристика деятельности городского поселения «Город Балабаново»34
2.2. Анализ динамики структуры и состава доходов местного бюджета………37
2.3. Анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам…45
ГЛАВА 3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………………………49
3.1. Прогноз состояния доходной части бюджета городского поселения «Город Балабаново» в 2012-2013 гг……………………….……………………………….49
3.2. Проблемы формирования доходной части бюджета……………………….54
3.3.Средства самообложения граждан как источник доходов бюджета муниципального образования …………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
5. Каждое муниципальное
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [2].
В юридической литературе государственные дох
Также доходы определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнения соответствующих функций. Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. В науке финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные [29].
К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их территориальных фондов).
К децентрализованным государственным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях. В БК РФ часть децентрализованных государственных доходов относит к неналоговым доходам федерального бюджета или к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ.
Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие «государственные доходы», так как органы местного самоуправления в соответствии со ст.12 Конституции РФ не включаются в систему органов государственной власти. Система местных доходов, их правовой режим определяются соответствующими нормативными актами.
В Бюджетном кодексе РФ выделяются собственные доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Однако в учебной литературе указано на существование регулирующих доходов. Это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах)в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов[29].
Понятие регулирующих доходов было дано в ст.48 БК РФ, которая утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004г. № 120-ФЗ, изложившим в новой редакции Бюджетного кодекса РФ статьи о налоговых доходах федерального бюджета (ст. 50), бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 56) и местных бюджетов (ст. 61), кроме того, введены статьи, в которых и установлены нормативы отчислений налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.
Однако существует мнение об ошибочности отмены регулирующих доходов, поскольку такой метод носил стимулирующий характер, являясь предпосылкой активной деятельности органов, исполняющих региональные и местные бюджеты. Они для получения доли регулирующего дохода, обязаны были активно и на должном уровне обеспечивать поступление данного дохода в бюджетную систему, т.е. развивать инфраструктуру на своих территориях, стимулировать деятельность предприятий, что одновременно способствует и увеличению собственных доходов этих бюджетов. Разграничение доходов между бюджетами следует строить на основе четкого разделения налогов на две группы, включив в первую те из них, которые закрепляются за соответствующим бюджетом (полностью или в виде квоты), и, отнеся ко второй те налоги, которые используются для перераспределения в целях бюджетного регулирования [38].
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средствв распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения [25].
Как указывает В.М. Родионова в работе «Сбалансированность бюджетов: теоретические и правовые аспекты», сегодня преобладающая часть доходов бюджетовбюджетной системы РФ поступает в федеральный бюджет: на его долю в консолидированном бюджете страны приходится почти 2/3 доходов, тогда как удельный вес доходов региональных и местных бюджетов (без трансфертов, полученных из федерального бюджета) составляет немногим более одной трети [59]. Отсюда чрезвычайно важной является задача подготовки предложений, предусматривающих, в том числе мероприятия по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета РФ. Без проведения таких мер бюджеты не могут успешно влиять на экономику и социальную сферу территориальных образований, а, следовательно – рассматриваться в качестве активных инструментов социально-экономического развития регионов и муниципалитетов.
В состав доходов местного бюджета входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.
К налоговым доходам местного бюджета относятся поступления от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах местных налогов, а также пени и штрафы по ним.
Местными признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Основная задача местных налогов — создание стабильных доходныхисточников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий. Состав налоговых доходов местных бюджетов устанавливается Бюджетным кодексом РФ для бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов.Местные налоги оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городских округов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. В бюджет поселения зачисляются [2]:
1. Налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
- земельного налога – по нормативу 100 процентов;
- налога на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.
2. Налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц – по нормативу 10 процентов;
- единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 35 процентов;
- государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, – по нормативу 100 процентов.
3. Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов.
В своих работах Родионова В.М. отмечает, что состав налогоплательщиков и элементы налогообложения по региональным и местным налогам устанавливаются федеральным законодательством, в то время как органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обладают ограниченными правами по их регулированию. В результате этого субъекты РФ и муниципальные образования не могут оказать существенного влияния на объем региональных и местных налогов, поступающих в их бюджеты [59].
Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджета муниципального образования. В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:
- доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
- доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков – по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.
Налоговые и неналоговые
доходы в совокупности
Органы власти муниципальных образований заинтересованы в собственных источниках доходов, они позволяют им шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться извлечения платежей в бюджет при недостаточном объеме собственных доходов, при увеличивающихся расходах вызвали необходимость наделения средствами местных бюджетов из областного бюджета.
Как правило, использование вышеупомянутых доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности местных бюджетов. В таких случаях вышестоящий бюджет предоставляет местному бюджету финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий или иных межбюджетных трансфертов.
- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
- субсидий местным бюджетам;
- субвенций местным бюджетам;
- иных межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в основном предоставляются через фонды.