Средства самообложения граждан как источник доходов бюджета муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ…………………..6
1.1. Социально-экономическая роль бюджета муниципального образования…..6
1.2. Доходы бюджета муниципального образования: сущность и классификация……………………………………………………………………...17
1.3. Администрирование доходов муниципального образования………………27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………..34
2.1. Характеристика деятельности городского поселения «Город Балабаново»34
2.2. Анализ динамики структуры и состава доходов местного бюджета………37
2.3. Анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам…45
ГЛАВА 3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………………………49
3.1. Прогноз состояния доходной части бюджета городского поселения «Город Балабаново» в 2012-2013 гг……………………….……………………………….49
3.2. Проблемы формирования доходной части бюджета……………………….54
3.3.Средства самообложения граждан как источник доходов бюджета муниципального образования …………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

диплом рухленко.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

Размер поступлений от административных платежей и сборов в 2009 г. составил 5,3  тыс.руб., в 2010 г. -  45,4 тыс.руб. (0,03%) и, наконец, что касается 2011 г., то доходы составили 59,6 тыс. руб. (0,04% общего объема). В 2010 г. возросла сумма административных платежей и сборов на 48 %, но в 2011 г. их сумма составила 2272 тыс. руб.

По показателю штрафы, санкции, возмещение ущерба в 2010 г. наблюдается увеличение поступлений на 40 тыс. руб. (856,6%) по сравнению с 2009 г. и возросли в 2011г. на 14 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. Резкое увеличение поступлений связано с ужесточением  контроля за соблюдением платежной дисциплины.

Структура неналоговых поступлений приведена в таблице 2.

 

Таблица 2

Структура неналоговых поступлений городского поселения «Город Балабаново» в 2009- 2011 гг.

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Сумма

тыс.

руб.

Уд.

вес,

%

Сумма

тыс.

руб.

Уд.

вес,

%

Сумма

тыс.

руб.

Уд.

вес,

%

Неналоговые поступления:

39976,0

100,0

49502,3

100,0

34410,6

100,0

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

12909,7

32,3

39866,8

80,5

15569,6

45,2

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов

24889,3

62,3

6554,5

13,2

15909,4

46,2

- административные платежи и сборы

1581,7

4,0

2343,8

4,8

2272,0

6,6

- штрафы, санкции и возмещение ущерба

5,3

0,01

45,4

0,1

59,6

0,2

- прочие неналоговые доходы

590,0

1,4

691,8

 

1,4

600,0

1,7


 

При анализе структуры  доходов необходимо помнить и о безвозмездных поступлениях от других бюджетов бюджетной системы РФ.

 В целях выравнивания финансовых  возможностей поселений по осуществлению  органами местного самоуправления  полномочий по решению вопросов  местного значения в бюджете  субъекта РФ предусматриваются  дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из численности жителей или бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный  фонд финансовой поддержки поселений. В 2011 г. общий объем средств фонда составил 10,8 млрд. руб.

Из бюджета субъекта РФ выделяются также субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов. В 2011 г. его объем составил 527,1 млрд.руб.

В дополнение к выравниванию бюджетной обеспеченности поселений из региональных бюджетов предоставлялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые образовывали районные фонды финансовой поддержки поселений. Их объем в 2011 г. составил 26,8 млрд.руб.

Рассмотрим структуру безвозмездных поступлений в бюджет городского поселения «Город Балабаново» в 2009-2011 гг.

В составе доходов муниципального образования безвозмездные поступления занимают незначительную часть. Так, например в 2009 г. они составили 10247,2 тыс. руб. или 9 % суммы всех доходов, в 2010 г. и возросли по сравнению с 2009г. на 38,8%, но тем не менее составили 14220,4 тыс. руб. или 10,1% всех доходов. В 2011 г. безвозмездные поступления находились на уровне 9321,3 тыс. руб., что на 35% меньше  аналогичного показателя 2010 г. и на 10 % уровня 2009 г. (Приложение 6).

Наибольший удельный вес среди безвозмездных поступлений приходится на иные межбюджетные трансферты.

В общем объеме доходов местных бюджетов в 2010 г. доля межбюджетных трансфертов составляет 59,2% или 1540,6 млрд.руб., что соответствует аналогичному соотношению 2009 г. В 2011 г. их размер был 1798 млрд. руб. или 60,7%.

Размер межбюджетных трансфертов в бюджете городского поселения «Город Балабаново» увеличивался в 2009-2010 гг., а в 2011г. значительно сократился. И  составил в 2009 г. – 8086,8 тыс. руб., в 2010 г. – 12429,9 тыс. руб. и в 2011 г. – 7411,2 тыс. руб.

Следующим по величине источником среди безвозмездных поступлений являются субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. В 2009 г. их размер- 830,7 тыс. руб., в 2010 г.-864,7 тыс. руб. и в 2011г. – 1000 тыс. руб. Несмотря на тенденцию к росту, на протяжении трех лет их удельный вес не превышал 1% от общей суммы доходов.

Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований наблюдаются лишь в 2009 г. в размере 376,8 тыс. руб., что составило 0,3% от суммы доходов.

Что касается субсидий бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии), то их удельный вес увеличивался в 2010 г. по сравнению с 2009г.более чем на 300%, а уже в 2011 г. сократился примерно на 2%. Структура безвозмездных поступлений наглядно представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Структура безвозмездных поступлений муниципального образования

«Город Балабаново» в 2009- 2011 гг.

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

сумма

тыс.руб.

уд.

вес,

%

сумма

тыс.руб.

уд.

вес,

%

сумма

тыс.руб.

уд.

вес,

%

Безвозмездные поступления:

 

10247,2

100,0

 

14220,4

100,0

 

9321,3

100,0

- дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

 

376,8

3,7

 

-

-

 

-

-

- субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

 

953,0

9,3

 

922,5

6,5

 

910,0

9,8

- субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

 

830,7

8,1

 

864,7

6,1

 

1000,0

10,7

- иные межбюджетные трансферты

 

8086,8

78,9

 

12429,9

87,4

 

7411,2

79,5


 

В заключении следует отметить, что особенностью формирования доходной базы бюджета муниципального образования  является высокая значимость налоговых доходов в финансировании  основной массы расходов. Проблемы доходов, сводятся к тому, что налоговая база большинства налогов, закрепленных за муниципалитетом, нестабильна и имеет трудности в мобилизации.

Незавершенность государственного нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с формированием налогооблагаемой базы местных налогов, приводит к серьезным проблемам в доходной части местных бюджетов. А значит, необходимо совершенствование финансового обеспечения бюджета муниципального образования, направленное на изменение механизма реализации бюджетной политики.

 

 

2.3. Анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам

 

Если рассматривать исполнение бюджета городского поселения «Город Балабаново» по доходам, то можно заметить, что в 2009 г. сумма поступлений составила 105% от запланированного объема, в то время как в 2010г. доходы исполнены на 110,8%, а 2011 г. план был выполнен на 104,9% (Приложение 7).

Объем доходов бюджета  в 2010 г. увеличился на 25342 тыс. руб., или 22,2% по сравнению с 2009 г., доходы в 2011 г.  выросли по сравнению с 2010 г. лишь на 2%, а относительно 2009 на 24,3% .

Рассмотрим собственные доходы городского поселения «Город Балабаново».

Сумма собственных доходов также возрастала из года в год, так в 2009 - 2010 г.г. план был перевыполнен на 6% и 13,3 % соответственно, а в 2011 г.  - на 5,6%. В 2010 г. размер собственных доходов увеличился по сравнению с 2009 г.на 22,2%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 5,9 %.

Динамика собственных доходов представлена на рисунке 3.

 

Рис. 3 Динамика собственных доходов городского поселения "Город Балабаново"

 

Доля налоговых поступлений в общем объеме доходов имеет тенденцию к росту.

Наибольший удельный вес в структуре доходов занимает налог на доходы физических лиц. Его сумма в 2009 г. превысила плановую на 104%, в 2010 г. – на 115,4% и в 2011 г. – на 110,9%. Она росла из года в год: на 1286,2 тыс. руб. в 2010 году. и на 6021,8 тыс. руб. в 2011 г..

 Причиной увеличениясуммы налога могло послужить превышение запланированных темпов роста оплаты труда работников предприятий города.

Следующим по величине источником являются налоги на имущество, собираемость которых находилась с 2009 по 2011 г. на уровне 107 %, несмотря на то, что сумма налога росла в 2010 г. на 8608,7 тыс.руб., в 2011 г. на 10241,3 тыс.руб.

Поступления по налогу на совокупный доход также возрастали на протяжении 3-х лет. Так в 2009 г.– 8631,7 тыс.руб. (или 7,6% доходов бюджета), в 2010 г. удельный вес таких поступлений составил 8,3% от общей величины дохода, или 11472,9 тыс.руб. и в 2011 г.- 16694 тыс.руб.(11,8%).

Собираемость по налогам на совокупный доход в 2009 - 2010 гг. составила 100% и 107% соответственно, в 2011 г.- 100,2%.

Рассмотрим структуру неналоговых доходов ГП «Город Балабаново».

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности исполнены на 110% в 2009 г., на 115,3% - в 2010 г. и на 100,7% - в 2011 г. Рассматриваемые поступления в 2011 г. сократились на 24297,2 тыс. руб. в сравнении с 2010 г. Резкое снижение объясняется отсутствием фактического поступления прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных). Сокращение доходов от использования имущества также связано со снижением на 20% ставок арендной платы за имущество и земельные участки муниципальной собственности субъектам малого предпринимательства.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в 2009 г. составили 24889,3 тыс. руб. и являлись самыми значимыми поступлениями среди неналоговых доходов, но в 2010 г. наблюдается резкое их снижение до 6554,5 тыс. руб. или на 73,7%. Таким образом, мы можем говорить о том, что в 2010 г. материальные и нематериальные активы почти не продавались. В 2011 г.  наблюдался рост более чем в 2 раза данного показателя, который составил 15909,4 тыс. руб. В 2009 году показатель был перевыполнен на 7%, в 2010 г. на 5% , а в 2011 г. показатель был выполнен на 100 %.

Размер поступлений от административных платежей и сборов на протяжении трех лет находился на уровне ниже 0,1% общих поступлений в бюджет. Процент исполнения плана по данному источнику доходов составил: в 2009 г. – 112%, в 2010 г. – 100% и в 2011 г. – 100%.

План по безвозмездным поступлениям в 2009 г. был исполнен на 97%, в 2010 г. – 92,9% и в 2011 г. – 96,4%.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, о том что доля собственных доходов в среднем составляет 90% общего объема доходов. Это означает, что бюджет лишь на 10 % формируется за счет межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций с регионального уровня.

На  протяжении последних лет происходило увеличение налоговых и неналоговых доходов. Однако имеют место и негативные факторы оказывающие влияние на доходы бюджета муниципального образования. К ним можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность предприятий основных отраслей экономики, резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам - пользованию кредитами для реализации проектов по расширению и созданию новых производств.

Для  выполнения прогнозируемых объемов поступления налоговых и неналоговых платежей в период финансового кризиса предстоит усиленная работа главных администраторов (администраторов)  по мобилизации доходов, дальнейшей реализации резервов по наполнению доходной части бюджета и уточнению проектируемых оценок зачисления доходов в бюджет муниципального образования «Город Балабаново».

Информация о работе Средства самообложения граждан как источник доходов бюджета муниципального образования