Сущность и значение государственных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Для успешной реализации государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд, называемый федеральным бюджетом, который является источником финансового обеспечения процесса предоставления определенного объема и качества социальных общественных благ расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, таких как удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управлении.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и значение государственных расходов………………………………………4
2. Экономическое содержание и классификация расходов бюджетов………..6
3. Характеристика основных статей расходов бюджета………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………………….3

1. Сущность и значение государственных расходов………………………………………4

2. Экономическое содержание и классификация расходов бюджетов………..6

3. Характеристика основных статей расходов бюджета………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………………………………..12

Список используемой литературы…………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной  экономической системе государство  выполняет ряд общественно-значимых функций.  Для успешной реализации государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд, называемый федеральным бюджетом, который является источником финансового обеспечения процесса предоставления определенного объема и качества социальных общественных благ расширенное воспроизводство в  масштабах  всего  общества, таких как удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение  оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управлении.  

Актуальность  темы «Расходы государства и их распределение» определяется тем, что  государство, используя финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов,  направляет их на финансирование программ расходов. Таким образом, расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, предприятия, организации, которые являясь налогоплательщиками, участвуют в финансировании доходной части бюджета, и поэтому  заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и значение государственных расходов

Государственные расходы – понятие государственных  финансов, характеризующее объем  и направления расходов за счет мобилизованных государственных доходов, направленных на реализацию функций государства. Это расходы хозяйственного, социального, управленческого характера и расходы на национальную оборону, предусмотренные в государственном (федеральном) бюджете, государственных внебюджетных фондах, объем и удельный вес государственных расходов на выполнение конкретных функций в каждом государстве складывается по-разному. То есть государственные расходы – это расходы предусмотренные бюджетом государства.  В странах с социально - ориентированной рыночной экономикой увеличиваются расходы на социальное обеспечение, развитие здравоохранения, образование.

Основные направления  расходов бюджета:

- государственное управление;

- местное самоуправление;

- судебная власть;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования и содействие НТП;

- блок отраслевых расходов (промышленность, строительство, с/х и др.);

- развитие рыночной инфраструктуры;

- жилищно - коммунальное хозяйство;

- образование, культура, искусство, кинематография, СМИ, здравоохранение и физическая культура;

- социальная политика;

- обслуживание государственного долга;

- расходы бюджетных и целевых фондов и др.

 

Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

Диалектика  расходов аналогична рассмотренной  в понятии «доходы» . Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:

1. Использование денежных средств по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются  расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет  конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда:  фонд возмещения, фонд накопления, фонд  потребления.

2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера,  которые формируются посредством финансов: при использовании  общегосударственных фондов и распределении фондов  предприятий по их целевому назначению; денежные расходы  служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.

 

 Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»: если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.

 

Значение  государственных расходов

Расходы бюджета  представляют экономические отношения, которые возникает между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фонда.

 Формирование расходов базируется на следующих принципах:

  • единые методологические основы;
  • существующие нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;
  • органы местного самоуправления имеют право увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг, в соответствии с имеющимися своими финансовыми возможностями.

 Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическое содержание и классификация расходов бюджетов

Экономическое содержание расходов бюджетов Российской  Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.

Экономические расходы включают расходы на:

 • содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики (субсидии, дотации убыточным предприятиям, государственные коммуникации и т.д.);

 • государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилье, социальная сфера);

 • внешнеэкономическую деятельность;

 • обслуживание государственного долга;

 • прочие расходы экономического характера.

 Разделение расходов бюджетов всех уровней проводится также и в зависимости от их экономического содержания. Экономическое содержание является многоаспектным понятием и включает в себя как направления экономического развития страны, так и способы участия в экономическом развитии государства. В соответствии с основами бюджетного законодательства (БК РФ, Закон о бюджетной классификации) в рамках экономической классификации расходов бюджетов всех уровней выделяются три основные группы расходов.

  • Текущие расходы - это расходы, которые призваны обеспечить оптимальное функционирование государственных или муниципальных органов власти, бюджетных учреждений и организаций. Кроме того, текущие расходы подразумевает оказание помощи бюджетам нижестоящих уровней в форме дотаций или субвенций, а также другие доходы, не включенные в иные группы.

Основные текущие  расходы

  • Закупка товара и услуг
  • Оплата труда государственных служащих
  • Начисления на заработную плату
  • Платежи по внутренним займам и государственному внутреннему долгу.

 

2. Капитальные расходы - это расходы, которые обеспечивают реализацию инновационных и инвестиционных мероприятий и программ, ведение расширенного производства на территории страны, осуществление восстановительного (капитального) ремонта средств производства.

Основные капитальные  расходы

  • Капитальные вложения в основные фонды
  • Капитальное строительство
  • Реконструкция
  • Техническое перевооружение

 

  • Оказание финансовой поддержки - это расходы, которые несет бюджет в результате предоставления кредитов внутри государства либо иностранным государствам.

 

 

 

 

 

  • Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами выделения бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства.

 

Выделяют  следующие виды классификации расходов бюджета:

1. По степени влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства.

В соответствии с этим критерием расходы бюджета  подразделяются на текущие расходы  и расходы капитального характера. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы представляют собой расходы на государственное потребление - содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы бюджетных учреждений, текущие субсидии нижестоящим государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу. Эта группа расходов отражается в бюджете текущих расходов и доходов. Расходы капитального характера представляют собой затраты, связанные с вложениями в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей. Они включают в себя капитальные вложения за счет бюджета в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

 

2. По направлению финансирования.

Расходы бюджета  могут направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны содержание правоохранительных органов и органов государственной  власти и управления; оплату расходов по внешнеэкономической деятельности; расходов по обслуживанию государственного долга; создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.

 

3. По ведомству - получателю средств.

Каждое направление  расходования средств может быть подразделено на группы по ведомственной принадлежности: по министерствам и учреждениям-получателям.

 

4. По целевому признаку.

Каждая сумма  расходов, распределенная по отдельному направлению, может быть разделена  в зависимости от конкретной цели расходования на следующие статьи: заработная плата; отчисления на социальные нужды (в процентах к заработной плате); канцелярские и хозяйственные расходы; служебные поездки; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов; государственные капитальные вложения и т.д.

С делением расходов по целевому признаку связано понятие защищенности статей расходов бюджета, которое означает финансирование ряда статей расходов в полном объеме с учетом и инфляционного увеличения. К защищенным статьям бюджета текущих расходов относятся заработная плата (включая начисления на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты и некоторые другие. Все остальные статьи расходов относятся к незащищенным.

 

5. По территориальному признаку.

Расходы бюджета  подразделяются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика  основных статей расходов бюджета.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА  РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Расходы бюджета  непосредственно связаны с функциями  государства по управлению общественным развитием, именно через них оказывается  воздействиена экономическое и социальное состояние общества.

Поэтому структура  расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, в значительной мере отражает структуру государственного управления, что естественно, так  как именно в системе ведомств и воплощаются организационно-стабильные функции управления.

Информация о работе Сущность и значение государственных расходов