Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является разработка научно обоснованных практических рекомендаций по формированию механизма управления дебиторской задолженностью на отечественных предприятиях.
Поставленная цель предопределила решение следующих конкретных задач:
1) дать научное определение понятия «дебиторская задолженность» принятое в финансовой науке;
2) провести оценку причин и факторов, влияющие на уровень дебиторской задолженности предприятий;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………....7
1.1 Определение сущности дебиторской задолженности, ее влияние на
показатели финансового состояния предприятия…………………………..7
1.2 Цель, задачи и содержание политики управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………………..15
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………………...32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………..36
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности…………….36
2.2 Оценка оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..39
2.3 Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности…………42
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО «ТИРОТЕКС» И РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ УПРАВЛЕНИЮ…………………………..…..53
3.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия..53
3.2. Анализ эффективности использования дебиторской задолженности…...71
3.3. Разработка рекомендаций по управлению дебиторской
задолженностью..............................................................................................78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...........................82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..……………86

Файлы: 1 файл

Управление дебиторской задолженностью предприятия.doc

— 1,000.50 Кб (Скачать файл)

Оборачиваемость дебиторской задолженности оценим совместно с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Данная ситуация для ЗАО «Тиротекс» благоприятна, так как коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности больше коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, как в 2009 так и в 2010 году.

Период погашения дебиторской задолженности за анализируемый период составил 25,8 дней. Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения.

Период погашения кредиторской задолженности – срок, в течение которого предприятие производит полную оплату счетов своих кредиторов, за анализируемый период он составил 67,9 дней.

Таким образом по проведенным расчетам можно сформулировать следующие выводы:

Во-первых, за анализируемый период были получены следующие данные: выручка от реализации продукции за анализируемый период 2010 – 2011 гг. увеличивается ежегодно, и к концу 2010 г. ее увеличение достигло 487 154 916,0 тыс. руб. что на  92 462 тыс. руб. больше по сравнению с 2009 годом, прирост составил  23,4%, что объясняется значительным увеличением объемов реализации продукции на внешние рынки сбыта.

Во-вторых, анализ финансовой устойчивости и платежеспособности ЗАО «Тиротекс» в динамике показывает рост показателей ликвидности. Фактически был достигнут следующий уровень основных коэффициентов ликвидности (коэффициент абсолютной ликвидности, от 0,28 % в 2009 году, до 0,22 % в 2010; коэффициент критической ликвидности, от 0,57 % в 2009 году, до 0,64 % в 2010 году; коэффициент текущей ликвидности, от 1,34 % в 2009 году, до 1,48 % в 2010 году). На достаточно высоком уровне находится коэффициент автономии (финансовой независимости) предприятия, в 2010 году он составил 0,85 %, что свидетельствует о финансовой независимости предприятия от внешний источников.

В-третьих, в структуре дебиторской задолженности за анализируемый наибольшую долю занимает задолженность покупателей и заказчиков. Эта доля увеличилась с 44,03 % в 2009 году, до  80,18% в 2010 году, а доля прочих дебиторов уменьшилась с 54,95 % до 18,23%. Доля авансов, выданных поставщикам увеличилась с 0,66 % до 0,79 %.  Все изменения в структуре дебиторской задолженности говорят об активной производственной деятельности предприятия.

В-четвертых, сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности показало, что за период 2010-2011 гг.  на ЗАО «Тиротекс» наблюдается значительное превышение уровня кредиторской задолженности над дебиторской, в тоже время темп ее прироста значительно меньше темпа прироста дебиторской задолженности. Данный факт является положительным моментом, так как дает возможность предприятию использовать полученные финансовые ресурсы как привлеченные источники (например, полученные авансы израсходованы; полученное сырье пущено в переработку).

 

 

3.3 Разработка рекомендаций по  управлению дебиторской задолженностью

 

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у ЗАО «Тиротекс» постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей.

Поэтому на предприятии необходимо разработать более эффективную систему управления дебиторской задолженностью, которая должна быть направлена на оптимизацию суммы долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц, которым  была реализована продукция предприятия на кредитных условиях платежа.

Необходимость улучшения системы управления дебиторской задолженностью на ЗАО «Тиротекс» вызвана тем, что долги не принимают участия в хозяйственном обороте предприятия, и для восполнения недостатка оборотных средств предприятие вынуждено брать платные кредиты. Поэтому основной целью в области управления дебиторской задолженностью должно стать проведение политики по отношению к покупателям по своевременному погашению кредитных обязательств, что в дальнейшем будут способствовать улучшению финансового состояния предприятия.

Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия таково, что при выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.

Рассчитаем, какое влияние могут оказать принятые меры на финансовое состояние ЗАО «Тиротекс».

Одним из способов управления дебиторской задолженностью является уменьшение размеров дебиторской задолженности, из аналитической части работы видно, что при общем объеме дебиторской задолженности на начало отчетного периода в размере 36 380 115,0 тыс. руб. основной удельный вес составляет задолженность покупателей 80,18 % или 29 169 376, 0 тыс. руб. при этом за отчетный период она уменьшилась на 17 380 тыс. руб.

Для активизации выплаты покупателями задолженности анализируемому можно предложить назначить скидку на готовую продукцию своим постоянным покупателям при условии оплаты товара в строго установленный срок. Цель представления такой скидки сократить запасы готовой продукции на складе и вернуть денежные средства в оборот. Так, предположим, если данным предложением воспользуется 40 % покупателей, средней срок оборота дебиторской задолженности в 2010 году составил 23,3 дня, выручка от продаж 487 154 916 тыс. руб. Уровень рентабельности продаж в 2010 году составил 3,15 %, скидка предоставляется при условии оплаты в течении 20 дней со дня продажи.

Рассчитаем полученный эффект:

Средний остаток дебиторской задолженности до внедрения скидок:

(0,3 ∙ 487 154 916,0) /360/23,3) = 9 459 318 тыс.  руб.

Средний остаток дебиторской задолженности после внедрения скидок:

(0,3 ∙ 487 154 916,0) /360/20) =  8 119 248 тыс. руб.

Снижение дебиторской задолженности:

9 459 318 – 8 119 248 = 1 340 070 тыс. руб.

Дополнительная прибыль:

9 608 498 ∙ 0,0315 = 302 667 тыс. руб.

Так как в данной ситуации вопрос ускорения оборачиваемости оборотных средств, стоит на первом месте, то нужно рассчитать при каком уровне скидки предприятие сможет добиться интереса покупателей и не получит убытка от предоставления данных скидок.

Размер скидки:

(Х∙0,3 ∙ 487155) = 302 667 тыс. руб.

Х = 302 667/ (0,3∙ 487 154 916,0) =  2,7 %.

Чтобы убедиться в том, что данное предложение будет выгодно для покупателей необходимо рассчитать цену отказа от скидки.

Данный расчет производится по следующей формуле 3.3:

Цена отказа от скидки = процент скидки /(100-процент скидки)*100*360дн./(максимальная длительность отсрочки платежа – период в течении которого предоставляются скидки).

Проведем расчет: 3,1/(100-3,1)∙ 100∙ 360/(23,3-20) = 34,9 %.

Предложенная скидка для покупателя выгодна.

Для расчета эффекта от предложенного мероприятия необходимо рассчитать основные показатели, характеризующие уровень управления дебиторской задолженностью. Данные для анализа представлены в таблице 3.9.

 

Таблица 3.9

Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности

 

Показатели

2010 год, тыс. руб.

После внедрения мероприятий, тыс. руб.

Отклонения (+; -)

Выручка от реализации

487 154 916,0

487 457 583,0

+ 302 667

Дебиторская задолженность

36 380 115

35 040 045

- 1 340 070

Оборачиваемость дебиторской

задолженности, оборотов

16,7

17,7

1,00

Средний срок оборота дебиторской задолженности, дней (360: гр.1)

21,5

20,3

-1,2


 

 

Как видно из данных таблицы оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 1,0 %, средней срок оборота сократился на 1,2 дня.

Следовательно внедряя данное предложение предприятие добьется значительного эффекта.

Для ЗАО «Тиротекс» выгода продажи готовой продукции со скидкой очевидна, так как сокращение дебиторской задолженности дает возможность уменьшить текущие финансовые потребности на 302,667 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении можно сформулировать следующие выводы по данному исследованию:

Во-первых, одной из важнейших задач в управлении финансами предприятия является обеспечение финансовой устойчивости, которая во многом зависит от объема средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность. При этом предприятия и организации не могут отказаться от коммерческого кредитования своих покупателей с целью сохранения объемов продаж. Все это обусловливает необходимость поиска эффективных форм и методов пополнения оборотных средств предприятий-поставщиков и управления ими с целью снижения косвенных потерь от дебиторской задолженности.

Во-вторых, дебиторская задолженность представляет собой задолженность перед предприятием его контрагентов (физических и юридических лиц) за поставленную продукцию, выданные средства под отчет и так далее.

Анализ состояния и динамики дебиторской задолженности предприятия включает в себя целый комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.

Динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают непосредственное влияние на оборачиваемость капитала предприятия, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия в целом. Структурирование дебиторской задолженности (выделение групп покупателей по срокам погашения, определение размера задолженности по каждому покупателю) позволяет значительно усилить контроль за ее объемом. Кроме того, руководству будет легче принимать решения по устранению проблемных ситуаций, связанных с дебиторской задолженностью (например, определить методы взыскания задолженности, способы воздействия на дебиторов).

В-третьих, управление дебиторской задолженностью предприятий в условиях развития рыночных отношений является одним из ключевых аспектов оптимизации использования оборотных активов. Поэтому, необходимость поиска эффективных направлений в области управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить издержки предприятия, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований (средств кредиторов и ссуд банков) или за счет собственной прибыли.

Обобщение теоретических положений в области анализа дебиторской задолженности ЗАО «Тиротекс» и общей  системы управления, позволяет сделать следующие выводы и сформулировать предложения по улучшению финансового состояния изучаемого предприятия:

1. За анализируемый период финансовое положение предприятия заметно улучшилось, о чем свидетельствуют объемы выручки от реализации продукции, которые увеличились в 2010 году на 92 461 908 тыс. руб.  прирост составил  23,4%, что объясняется значительным увеличением объемов реализации продукции на внешние рынки сбыта.

2. Проведенные в работе соответствующие расчеты свидетельствуют о том, что за период 2010-2011 гг. финансовая устойчивость ЗАО «Тиротекс» повысилась. На предприятии значительно возросла сумма всех источников формирования имущества анализируемого предприятия, что  было  обеспечено главным образом за счет положительного изменения собственного капитала. Так, оценка пассивной части баланса предприятия показала, что основной удельный вес в 2010 году приходится на статью «капитал и резервы» – 83,32%. Удельный вес резервного капитала в обоих анализируемых периодах составляет 0,05%.  Происходит также увеличение долгосрочных обязательств предприятия на 4 043 891 тыс. руб. что может рассматриваться как положительный момент.

3. Анализ финансовой устойчивости  и платежеспособности ЗАО «Тиротекс»  в динамике показывает рост  показателей ликвидности. Фактически был достигнут следующий уровень основных коэффициентов ликвидности (коэффициент абсолютной ликвидности, от 0,28% в 2009 году, до 0,22% в 2010; коэффициент критической ликвидности, от 0,57% в 2009 году, до 0,64% в 2010 году; коэффициент текущей ликвидности, от 1,34 % в 2009 году, до 1,48% в 2010 году). На достаточно высоком уровне находится коэффициент автономии (финансовой независимости) предприятия, в 2010 году он составил 0,85%, что свидетельствует о финансовой независимости предприятия от внешний источников.

4. Проведенный анализ финансового состояния и результатов деятельности, а также состояния дебиторской задолженности ЗАО «Тиротекс» позволил сделать следующие выводы: в течение отчетных периодов наблюдается рост выручки от реализации и чистой прибыли предприятия. Общий объем дебиторской задолженности на 2010 год составил 36 380 115,0 тыс. руб., что на 9 608 498 тыс. руб. больше по сравнению с 2009 годом. В структуре дебиторской задолженности за анализируемый наибольшую долю занимает задолженность покупателей и заказчиков. Эта доля увеличилась с 44,03% в 2009 году, до  80,18% в 2010 году, а доля прочих дебиторов уменьшилась с 54,95 % до 18,23%. Доля авансов, выданных поставщикам увеличилась с 0,66% до 0,79 %.  Все изменения в структуре дебиторской задолженности говорят об активной производственной деятельности предприятия.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью