Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является разработка научно обоснованных практических рекомендаций по формированию механизма управления дебиторской задолженностью на отечественных предприятиях.
Поставленная цель предопределила решение следующих конкретных задач:
1) дать научное определение понятия «дебиторская задолженность» принятое в финансовой науке;
2) провести оценку причин и факторов, влияющие на уровень дебиторской задолженности предприятий;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………....7
1.1 Определение сущности дебиторской задолженности, ее влияние на
показатели финансового состояния предприятия…………………………..7
1.2 Цель, задачи и содержание политики управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………………..15
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………………...32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………..36
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности…………….36
2.2 Оценка оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..39
2.3 Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности…………42
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО «ТИРОТЕКС» И РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ УПРАВЛЕНИЮ…………………………..…..53
3.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия..53
3.2. Анализ эффективности использования дебиторской задолженности…...71
3.3. Разработка рекомендаций по управлению дебиторской
задолженностью..............................................................................................78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...........................82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..……………86

Файлы: 1 файл

Управление дебиторской задолженностью предприятия.doc

— 1,000.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Используя информацию и обозначения таблицы 2,1 можно построить следующие аналитические балансовые модели, которые рекомендуется использовать в расчете потребности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, представленные в выражении 2.7:

А.1.1. +А.1.2.+А.3. +А.4.+А.5. = В.1. +В.2. +В.3. = С.1.+С.2.+С.3. (2.7)

Для расчета потребности в инвестировании средств в дебиторскую задолженность могут использоваться различные аналитические подходы. Раскроем те из них, которые не требуют применения усложненного математического аппарата. Ранее описанный метод доли от объема продаж рекомендуется в тех случаях, когда известно, что в планируемом периоде не ожидаются существенные изменения в кредитной и в маркетинговой политике организации; тенденции изменения макроэкономической (отраслевой) среды и уровня платежеспособного спроса в планируемом периоде изменяются в ту или иную сторону незначительно по сравнению с отчетным годом; не ожидается появление большого числа новых оптовых покупателей; уровень платеже- и кредитоспособности постоянных деловых партнеров-покупателей не изменяется в худшую сторону; не прогнозируется значительный рост стоимости основных факторов производства, степень конкуренции на рынке остается на прежнем уровне; не ожидаются существенные скачки в масштабах деятельности.

При соблюдении выше перечисленных условий потребность в дебиторской задолженности определяется по формуле 2.8 [35С.68]:

 

                (2.8)

где

DZФ и NФ – величины дебиторской задолженности и объем продаж в отчетном периоде (фактически);

Nплан – планируемый объем продаж в будущем периоде.

Управление уровнем дебиторской задолженности на предприятии определяется следующими основными факторами:

1) особенностями оценки и группировки покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, состояния платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

2) характером контроля расчетов с дебиторами, оценки реального состояния дебиторской задолженности;

3) анализ и планирование денежных потоков [35.С.69].

Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности на предприятии необходимо вести в комплексе с финансовым планированием. При формировании финансового плана продаж готовой продукции предприятия следует указывать, какой объем продукции отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие денежные суммы должны найти отражение в бюджетном плане по движению дебиторской задолженности в графе «Увеличение».

При формировании плана поступления платежных средств также необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задолженности, при этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные ресурсы. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «Погашение».

При разработке общего плана продаж необходимо установить нормируемую величину дебиторской задолженности и определить сроки ее погашения по каждому крупному покупателю. Необходимость проведения данных действий вызваны  с тем, чтобы не допустить неконтролируемого роста дебиторской задолженности, и обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости.

При формировании исходного варианта финансового плана следует тщательнейшим образом проверить наличие на предприятии имеющихся оборотных средств для успешного функционирования предприятия в каждый планируемый период. Если средств недостаточно, проводится корректировка плана.

При формировании финансового плана необходимо оценить реальные сроки оборачиваемости дебиторской задолженности, как в целом, так и по наиболее крупным контрагентам. Определяя сроки погашения дебиторской задолженности (и, соответственно, период ее оборота), предприятие может оценить, насколько увеличится эффективность деятельности в целом. Если важнее на данном этапе повышение платежеспособности, то лучше принять меры по превращению дебиторской задолженности в денежные средства. Если важнее наличие свободных средств в обороте, то необходимо пересмотреть сроки платежей дебиторов в сторону их ускорения и замедлить сроки расчетов с поставщиками [36.С.14].

Запланированное движение дебиторской задолженности необходимо постоянно контролировать. Для этих целей используется оперативная бухгалтерская информация. Если финансовая служба предприятия не обеспечивает нужную оперативность, необходимо воспользоваться данными управленческого учета.

Контроль реализации плана необходимо сочетать с контролем работы финансовых менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить соответствующего покупателя (контрагента). Проведение работы по ужесточению договорной дисциплины, жесткий оперативный контроль заключаемых договоров на этапе их составления, подписания и реализации является необходимой мерой, обеспечивающей выполнение плана по движению дебиторской задолженности.

На менеджеров должна быть возложена ответственность за отгрузку продукции с образованием сверхнормативной дебиторской задолженности и поощрять за сокращение периода ее оборачиваемости.

Рассматривая финансовый план, сроки и объемы дебиторской задолженности, необходимо определить различные варианты скидок от цены на отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задолженности. Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существенно снизив при этом цену.

На продолжительность кредита, предоставляемого по продажам в кредит, влияют следующие факторы:

– обычные условия торговли в конкретной компании;

– чувствительность продаж к увеличению или уменьшению продолжительности кредита;

– кредитный рейтинг клиентов [30.С.429].

В зависимости от профиля клиентов реакции на корректировки продолжительности кредита будут варьироваться. Эти чувствительные моменты важно определить, потому что есть точка, за которой затраты и риски увеличения продолжительности кредита будут превышать выгоды от увеличенных продаж. Определение оптимальной продолжительности кредита требует выявления точки, в которой затраты на увеличенную продолжительность кредита точно покрываются прибылью, получаемой от увеличенных продаж, произведенных с помощью дополнительного кредита. Количество и продолжительность используемых промежутков времени могут меняться в зависимости от предоставленных клиентам условий отсрочки платежа.

При этом у организаций, имеющих высокую скидку и менее продолжительный период времени для предварительного погашения своих обязательств, коэффициент инкассации задолженности выше, чем у остальных контрагентов.

Существует два основных вида скидок: торговая скидка и скидка при срочной оплате.

Торговая скидка применяется в случаях, когда организация имеет дело как с компаниями розничной торговли, так и с розничными торговцами. Товары маркируются розничной ценой и выписываются организациям розничной торговли по розничной цене за вычетом соответствующей скидки. В таких случаях торговая скидка является в действительности прибылью компании розничной торговли с этого товара. Термин «торговая скидка» также используется для определения скидки при оптовой продаже за крупные заказы или любой другой специальной скидки, предоставляемой по какой бы то ни было причине отдельным покупателям.

Скидка при срочной оплате является простым финансовым стимулом для покупателей, поощряющим их к оплате своих счетов в течение определенного периода, который короче, чем обычная продолжительность кредита. Предоставление скидок при срочной оплате может иметь благотворное воздействие на работу организации в двух аспектах:

– предоставляемые скидки могут значительно улучшить поток денежных средств путем сокращения сроков получения оплаты с клиентов, что сокращает инвестиции в дебиторскую задолженность и риск возникновения безнадежных долгов;

– предоставляемые скидки могут привести к увеличению объема продаж имеющимся и новым клиентам, которые способны платить в течение определенного периода времени и которых привлекает возможность получения увеличенной скидки с цены [30.С.430].

Следующим весомым фактором в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что организация в данном случае не только обеспечивает себе возможность значительно сократить суммы дебиторской задолженности, но и обеспечивает рост объемов самофинансирования. В тоже время, помимо угрозы понесения  финансовых потерь в случае роста инфляции главным образом возникающих в результате несвоевременных расчетов покупателей, на предприятие-изготовителя также ложатся расходы связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой возможного использования временно свободных денежных средств.

При этом необходимо заметить следующее. Так, Ефимова О.В. отмечает, что более точный расчет целесообразности предоставления скидок покупателям будет получен в том случае, когда в его основу положен не индекс цен, являющийся, по существу, макроэкономическим индикатором, а средневзвешенная стоимость капитала, характеризующая цену его (предприятия) финансовых ресурсов [26.С.187].

Бланк И.А. в своей работе приводит схему расчетов с покупателями, широко используемую в экономически развитых странах: «d/k брутто n». Эта схема означает, что:

1) покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

2) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (к + 1)-го по n-й день кредитного периода;

3) в случае неуплаты в течение п дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты [16.С.320].

Руководитель может варьировать любой параметр в данной схеме, однако наиболее существенным является величина скидки. Она может устанавливаться различными способами, в том числе с использованием некоторых формализованных алгоритмов, в которых учтены влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание источников финансирования дебиторской задолженности.

Контроль выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности является важным элементом системы внутрихозяйственного контроля. Он обеспечивает проверку полноты и своевременности исполнения персоналом фирмы распоряжений руководства, сформулированных в виде плановых заданий.

Одним из первых составляют бюджет продаж. При его формировании главным элементом является объем продаж, поскольку от него зависят ориентиры и направления использования денежных средств, объемы и сроки требуемого финансирования, результаты от реализации принятых мер. Ответственные исполнители (служба маркетинга, финансовый отдел, бухгалтерия) в дополнение к бюджету продаж разрабатывают график оплаты покупателями за отгруженную продукцию и погашения дебиторской задолженности.

Изменение величины дебиторской задолженности планируется на основании анализа фактического ее состояния и платежеспособности покупателей. Контроль выполнения графиков погашения дебиторской задолженности рекомендуется осуществлять в табличном виде. При проведении контрольных процедур принимают во внимание условия договоров в части формы расчетов, условия оплаты и поставки, задержки платежей, скидки за предварительно оплаченную продукцию, величины возможных убытков, связанных с возникновением безнадежной дебиторской задолженностью [16.С.322].

Расчеты возможны как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтированных денежных потоков, что позволит организации быстро и с наименьшими потерями адаптироваться к изменяющимся условиям.

Для проведения текущего и последующего контроля изменений состояния дебиторской задолженности необходимо следить за выполнением графиков платежей по каждой статье задолженности, поскольку в процессе контроля можно выявить величину отклонений и их причины. Помимо составления графиков погашения дебиторской задолженности, организации необходимо планировать величину кредиторской задолженности, поскольку при формировании бюджета продаж требуются сведения о закупках сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, в дополнение к которым составляется график платежей поставщикам и подрядчикам.

Сметный контроль активов, обязательств и собственного финансирования позволяет своевременно выявить превышение сметы или недостаточное финансирование, способствует повышению эффективности контроля платежеспособности и объединяет показатели доходов, расходов и денежных потоков с показателями бухгалтерского баланса (через изменения остатков задолженности).

Обобщение информации о показателях бюджета продаж и графика оплаты продукции осуществляется в бюджете движения денежных средств, в котором содержится информация о движении денежных средств, потребности в источниках финансирования, приросте дебиторской и кредиторской задолженности.

По материалам данной главы можно сформулировать следующие выводы:

– во-первых, огромное значение в процессе управления дебиторской задолженность со стороны руководства должно быть уделено  анализу ее структуры, динамики, оценке показателей оборачиваемости, анализу оптимальности величины дебиторской задолженности;

– во-вторых, анализ дебиторской задолженности для отечественных хозяйствующих субъектов предпринимательства имеет огромное значение в условия роста инфляции, позволяет найти пути решения выявленных проблем в области управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО «ТИРОТЕКС» И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ УПРАВЛЕНИЮ

 

 

3.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

 

 

Закрытое акционерное общество «Тиротекс» – одно из крупных текстильных предприятий, входящих в Концерн легкой и текстильной промышленности Приднестровской Молдавской Республики. ЗАО «Тиротекс» является крупным предприятием по переработке хлопка, закупающее хлопок-сырец и после процессов прядения, ткачества, отделки и пошива, выпускающее ткани и готовые изделия. Это уникальный производственный комплекс с мощной инфраструктурой, развитой технической и научной базой.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью