Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:08, дипломная работа
Целью данного исследования является разработка научно обоснованных практических рекомендаций по формированию механизма управления дебиторской задолженностью на отечественных предприятиях.
Поставленная цель предопределила решение следующих конкретных задач:
1) дать научное определение понятия «дебиторская задолженность» принятое в финансовой науке;
2) провести оценку причин и факторов, влияющие на уровень дебиторской задолженности предприятий;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………....7
1.1 Определение сущности дебиторской задолженности, ее влияние на
показатели финансового состояния предприятия…………………………..7
1.2 Цель, задачи и содержание политики управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………………..15
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………………...32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………..36
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности…………….36
2.2 Оценка оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..39
2.3 Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности…………42
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО «ТИРОТЕКС» И РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ УПРАВЛЕНИЮ…………………………..…..53
3.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия..53
3.2. Анализ эффективности использования дебиторской задолженности…...71
3.3. Разработка рекомендаций по управлению дебиторской
задолженностью..............................................................................................78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...........................82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..……………86
Формируемая в ходе разработки кредитных условий система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, обязательно должна включать соответствующие штрафы, пени и неустойки, размер которых должен в полном объеме возмещать все понесенные предприятием-кредитором финансовые потери (потерю прибыли, убытки, связанные с инфляцией, возмещение риска снижения уровня платежеспособности предприятия и другие).
Этап 5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. Установление данных стандартов оценки покупателей основывается на общей оценке их кредитоспособности, которая характеризуется системой принятых условий, определяющих способность покупателя привлекать кредит в разных формах и в полном объеме, в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Сам процесс формирования данных стандартов состоит из таких основных компонентов как:
1) деятельность по определению отдельных характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
2) работа по формированию необходимой информационной базы оценки кредитоспособности покупателей с проведением последующей экспертизы данной информационной базы;
3) разработка и выбор методологии оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
4) проведение группировки покупателей продукции по уровню их кредитоспособности;
5) проведение дифференциации кредитных условий предприятия в соответствии с уровнем кредитоспособности контрагентов [16.С.204].
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляется раздельно, в зависимости от формы кредита: товарного (коммерческого) или потребительского.
Начальным этапом формирования системы стандартов оценки покупателей является определение системы характеристик, оценивающих степень кредитоспособности отдельных групп покупателей.
По товарной (коммерческой) форме кредита данная оценка проводится по следующим критериям: общий объем хозяйственных операций с покупателем, ритмичность и стабильность их осуществления; деловая репутация покупателя; уровень платежеспособности покупателя; степень результативности производственно-хозяйственной деятельности; конъюнктуру товарного рынка, на котором функционирует покупатель; состояние, объем и состав чистых активов покупателя, которые могут составлять обеспечение кредита в случае неплатежеспособности и возбуждении против покупателя дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка проводится по следующим критериям: дееспособность покупателя; уровень прибыльности хозяйственной деятельности покупателя и ритмичность их формирования; состав имущественной массы покупателя, которая может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
Основной целью формирования и проведения экспертизы информационной базы оценки кредитоспособности покупателей является обеспечить достоверность проведения такой оценки. Как правило, данная информационная система складывается из сведений полученных непосредственно самими покупателями (их полный перечень предоставляется в разрезе форм кредита); сведений, получаемых из внутренних источников предприятия; сведений, полученных из внешних источников (от коммерческих банков, обслуживающих покупателя; деловых партнеров по бизнесу покупателя, налоговых органов) [46.С.23].
Общая экспертиза информационной базы оценки кредитоспособности контрагентов осуществляется в ходе проведения коммерческих переговоров с покупателями; посредством посещения клиента (при потребительском кредитовании) с целью проверки состояния его имущественной базы и в других формах в соответствии с размерами кредитования.
Выбор конкретных методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности контрагентов определяется содержанием оцениваемых характеристик. Так, при оценке отдельных характеристик кредитоспособности контрагентов могут применяться статистические, нормативные, экспертные, балльные и другие методы.
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на конечных результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий покупателей:
– покупатели, входящие в так называемую группу «первоклассных заемщиков», кредит которым может быть предоставлен в максимальном объеме, то есть на уровне установленного кредитного лимита;
– покупатели, кредит на продукцию которым может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
– покупатели группы риска, кредит которым не предоставляется в связи с риском невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики.
Проведение разграничений между кредитными условиями в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций [37.С.35].
Этап 6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. При проведении данной процедуры необходимо предусмотреть следующие факторы: сроки и формы и порядок предварительного и последующего извещения покупателей о дате платежей по кредиту; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия и порядок возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Этап 7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Современные тенденции развития экономических отношений и инфраструктуры финансового рынка дают возможность использования хозяйствующими субъектами в практике финансового менеджмента совершенно новых форм управления дебиторской задолженностью, к которой можно отнести: ее рефинансирование – ускоренный перевод оборотных активов организации в другие формы, например денежные средства, высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, широко используемыми в практике финансового менеджмента являются:
– факторинг;
– учет векселей, выданных контрагентам продукции;
– форфейтинг [36.С.24].
Этап 8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности. Подобные системы контроля за состоянием дебиторской задолженности функционируют на базе имеющейся на предприятии общей системы финансового контроля, являясь ее самостоятельным структурным блоком (так, к данным системам можно отнести: система «ABC» применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия).
Оптимальность используемой кредитной политики управления основными формами предоставляемого кредита, а в соответствии с этим показателем индикатором состояния дебиторской задолженности предприятия по расчетам покупателями является следующее выражение, представленное в виде формулы 1.7 [16.С.206]:
ДЗо → ОПдр ≥ ОЗдз + ПКдз, (1.7)
где
Д3о – оптимальный размер текущей дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр – дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз – дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;
ПКдз – размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.
1.3 Роль и задачи анализа в
процессе управления
задолженностью
Сильное влияние на оборачиваемость капитала предприятия, вложенного в оборотные активы, и конечно на показатели финансовой деятельности предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. Ее величина полностью зависит: от объемов продаж продукции; принятых в практике предприятии конкретных условий расчета с контрагентами (на условиях предоплаты или последующей оплаты); от периода отсрочки платежа; от платежной дисциплины покупателей; организации контроля за состоянием дебиторской работы; от особенностей осуществления претензионной работы предприятия.
Задачи анализа состоят в выявлении размеров, оценке динамики неоправданной задолженности и причин ее возникновения или роста. Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных бухгалтерской отчетности, форм № 1 и формы № 5. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами. Так, значительное увеличение дебиторской задолженности в оборотных активах предприятия свидетельствует о проведении необдуманной кредитной политике по отношению к основных контрагентам предприятия, либо об наращивании объемов реализации продукции, либо о возникновении неплатежеспособности и угрозе банкротства основных покупателей продукции. В то же время сокращение объемов дебиторской задолженности оценивается как положительный факт, если это происходит за счет сокращения периода ее погашения. Факт сокращения дебиторской задолженности, вызванный значительным снижением объемов отгрузки продукции свидетельствует о снижении деловой активности организации [42.С.463].
Как показывает сложившаяся финансовая практика превышение объемов и удельного веса дебиторской задолженности в общей структуре оборотных активов организации может быть вызван не только воздействием рыночных факторов (недостаток денежных средств, массовые и хронические неплатежи, неэффективность действующей нормативной базы в области взыскания просроченной дебиторской задолженности), но и также непосредственно условия хозяйствования самого предприятия, используемая им политика управления дебиторской задолженности (формы кредитования, используемая система оценка состояния дебиторской задолженности). Так, на состояние дебиторской задолженности предприятия могут оказывать существенное влияние следующие факторы:
1) общий размер реализации продаж продукции предприятия и доли в ней продаж на условиях последующей оплаты. Увеличение объемов продаж, как правило, приводит и к росту остатков дебиторской задолженности;
2) правила и порядок используемых на предприятии форм расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов действуют на предприятии в отношении покупателей (например, продление сроков расчетов за продукцию, заниженные требования оценки платежеспособности и надежности дебиторов), тем больше уровень дебиторской задолженности на предприятии;
3) сложившаяся на предприятии практика взыскания дебиторской задолженности. От степени активности взыскания дебиторской задолженности непосредственно зависит величина остатков дебиторской задолженности, так если предприятие практикует жесткие методы взыскания дебиторской задолженности, то соответственно меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;
4) платежная дисциплина покупателей. Одним из факторов падения уровня платежной дисциплины в современных условиях становится падение уровня платежеспособности покупателей, вызванной не только неумелой финансовой политикой, но и непостоянством рыночной экономики, финансовыми катаклизмами.
5) установленная на предприятии система ведения бухгалтерского учета, обоснованность и частота проведения инвентаризации, действующая система внутреннего контроля, ее эффективность;
6) качество проведения анализа состояния дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. Основные аналитические исследования должны предусматривает формирование на предприятии достоверной аналитической информации об объемах, возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии просроченной дебиторской задолженности, а также должна содержать информацию о конкретных дебиторах постоянно задерживающих расчеты[20.С.765].
Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.
Цель анализа дебиторской задолженности – выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
Таким образом, по материалам первой главы можно сформулировать следующие выводы:
– во-первых, дебиторская задолженность как экономическая категория представляет собой элемент оборотного капитала, сумму долгов, причитающихся предприятия от юридических или физических лиц;
– во-вторых, дебиторская задолженность и занимает существенный удельный вес в общей сумме оборотных активов большинства хозяйствующих субъектов, поэтому управлению этим видом активов следует уделять особое внимание;
– в-третьих, управление дебиторской задолженность на предприятии осуществляется по таким направлениям: 1) оценка состояния текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде; 2) выбор кредитной политики по отношению к основным контрагентам (например, это может быть консервативный, агрессивный или умеренный тип); 3) определение предполагаемых объемов оборотного капитала, который будет направлен в дебиторскую задолженность; 4) разработка системы кредитных условий для кредитования покупателей продукции; 5) разработка основных механизмов процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности покупателей; 6) проведение работы по внедрению на предприятии современных форм рефинансирования; 7) разработка систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.