Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является разработка научно обоснованных практических рекомендаций по формированию механизма управления дебиторской задолженностью на отечественных предприятиях.
Поставленная цель предопределила решение следующих конкретных задач:
1) дать научное определение понятия «дебиторская задолженность» принятое в финансовой науке;
2) провести оценку причин и факторов, влияющие на уровень дебиторской задолженности предприятий;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………....7
1.1 Определение сущности дебиторской задолженности, ее влияние на
показатели финансового состояния предприятия…………………………..7
1.2 Цель, задачи и содержание политики управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………………..15
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………………...32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………..36
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности…………….36
2.2 Оценка оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..39
2.3 Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности…………42
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО «ТИРОТЕКС» И РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ УПРАВЛЕНИЮ…………………………..…..53
3.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия..53
3.2. Анализ эффективности использования дебиторской задолженности…...71
3.3. Разработка рекомендаций по управлению дебиторской
задолженностью..............................................................................................78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...........................82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..……………86

Файлы: 1 файл

Управление дебиторской задолженностью предприятия.doc

— 1,000.50 Кб (Скачать файл)

На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по формуле 1.3 [16.С.198]:


ПИдз = ,    (1.3)

 

где

ПИдз – средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);


ДЗв – средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);


ЧРСдз – средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

Оо – сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», то есть по предусмотренным срокам ее инкассации.

Пятая стадия анализа заключается в расчете суммы экономического эффекта, полученного предприятием от операций, связанных с направлением денежных ресурсов в дебиторскую задолженность. Данная стадия предусматривает проведение расчетов предполагаемых объемов прибыли от реализации продукции (работ, услуг), полученных предприятием за счет предоставления потребительского (товарного) кредита. Полученные финансовые результаты сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по формуле 1.4 [16.С.199]:

 

Эдз = Пдз - ТЗдз – ФПдз,    (1.4)

 

где

Эдз – сумма финансового эффекта полученного предприятием от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз – уровень дополнительной прибыли предприятия, полученной от наращивания объемов реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз – сумма прямых финансовых убытков предприятия от невозврата долга покупателями.

Помимо абсолютной суммой экономического эффекта в процессе данного этапа анализа может быть определен и рассчитан относительный финансовый показатель – коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле 1.5 [16.С.199]:

КЭдз = ,     (1.5)

 

где

Кэдз – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

ДЗрп – средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Этап 2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В настоящее время, в отечественной и зарубежной  финансовой практике прочно закрепилась традиция реализации продукции (товаров, услуг) в кредит (то есть отсрочкой платежа за нее), и сформированные в процессе управления дебиторской задолженностью на предприятии основные принципов кредитной политики должны в полной мере отражать условия принятой в данном регионе практики, и должны  ориентированны на повышение финансовых показателей деятельности предприятия.

На стадии формирования основных принципов кредитной политики по отношению к покупателям товаров, услуг перед финансовыми службами предприятия стоят два основных вопроса: 

1) выбор форм осуществления реализации  продукции в кредит; 

2) выбор типа кредитной политики  по каждой из форм реализации продукции в кредит [10.С.33].

Так, хозяйствующими субъектами в основном используются две разновидности кредита: товарный (или коммерческий) и потребительский.

Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

Потребительский кредит товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Конкретный тип кредитной политики предприятия характеризует принципиальные направления ее осуществления с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Как правило, на выбор форм реализации продукции оказывает влияние отраслевая принадлежность хозяйствующего субъекта, а также характер и особенности  реализуемой продукции (товаров, услуг). Так, по отношению к покупателям продукции хозяйствующими субъектами могут быть использованы следующие типы кредитной политики:

1. Консервативный (или как говорят, жесткий) тип кредитной политики предприятия основывается на минимизации кредитного риска. Данная минимизация расценивается предприятием как наиболее приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Используя консервативный тип кредитной политики предприятие не ставит перед собой цель повышения объемов прибыли посредством расширения объемов реализации продукции. Как правило, использование консервативной кредитной политики приводит к значительному сокращению круга потребителей продукции предприятия на кредитных условиях платежа, за счет возникновения групп наиболее повышенного риска; сокращению размеров реализации продукции на кредитных условиях, а также сроков их предоставления; сопровождается более жесткими кредитными условиями и значительным повышением его стоимости; характеризуется реализацией по отношению к контрагентам более жестких процедур инкассации дебиторской задолженности [16.С.200].

2. Умеренный тип кредитной политики предприятия опосредует типичные условия осуществления кредитной политики, и основывается на принятой финансово-коммерческой практике, ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

3. Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия. Для данного типа кредитной политики характерно обеспечение максимизации объемов прибыли за счет наращивания объемов реализации продукции в кредит, не принимая во внимание высокий уровень кредитного риска при реализации данной политики. Механизмом реализации политики данного типа является распространение кредита на более рискованные группы потребителей продукции; повышение периода предоставления кредита и его размера; снижение цены кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

Хозяйствующими субъектами при выборе конкретного типа кредитной политики должны быть приняты во внимание  следующие факторы:

1) особенности современной финансовой и коммерческой практики осуществления торговых операций. Как правило, в каждом сегменте рынка действует своя, годами сложившаяся практика приобретения товаров (на условиях ее предварительной предоплаты; за наличный расчет; на условиях отсрочки платежа, лили предоставления коммерческого кредита);

2) тенденции развития и общее состояние экономики, оказывающие непосредственное влияние на финансовые возможности покупателей, и уровень их платежеспособности;

3) сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия. Непостоянство и изменчивость конъюнктуры товарного рынка вызывают общее изменение покупательского спроса, увеличение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие действует, приводит к росту спроса, и наоборот, значительный спад конъюнктуры товарного рынка вызывает застой;

4) потенциальная возможность хозяйствующего субъекта наращивать объемы производства продукции за счет расширения реализации ее в кредит;

5) нормативно-правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

6) финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;

7) финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Одним из наиболее весомых факторов в системе предприятия является  финансовый менталитет руководства, ведь от выбора типа политики управления дебиторской задолженностью (например, консервативной, умеренной или агрессивной) завит допустимый уровень рисков при осуществлении операционной деятельности [16.С.201].

При выборе определенного типа кредитной политики, руководству предприятия необходимо иметь в виду, что консервативный тип оказывает негативное влияние на объемы операционной деятельности налаживание устойчивых партнерских и коммерческих отношений, в то время как мягкий (агрессивный) вариант кредитной политики, в свою очередь, иногда приводит к чрезмерному отвлечению финансовых ресурсов, значительно снижает уровень платежеспособности организации, что в дальнейшем может вызвать дополнительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала организации.

Этап 3. Определение возможной суммы оборотного капитала предприятия, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному  и потребительскому кредиту. При проведении расчетов возможных объемов оборотного капитала вложенного в дебиторскую задолженность предприятию необходимо учитывать следующие факторы: во-первых, планируемые объемы продукции, реализация которых будет проводится в кредит; во-вторых, учитывать среднестатистический период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам предоставляемого кредита; в-третьих, при определении среднего периода просрочки со стороны покупателей платежей за предоставленную в кредит продукцию исходить из сложившейся коммерческой и операционной практики; в-четвертых, при проведении операций по продаже продукции в кредит финансовой службе предприятия необходимо проводить расчет коэффициента соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимых объемов оборотного капитала предприятия, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по формуле 1.6 [16.С. 202]:


ОКдз = ОРкхКс/ц х (ППК+ПР)/360   (1.6)

 

где

ОКдз – необходимая сумма оборотного капитала предприятия, напарвляемого в дебиторскую задолженность;

ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;


ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;


ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Этап 4. Формирование системы кредитных условий. В состав данных условий входят следующие составные компоненты:

– предполагаемый срок предоставления кредита (или кредитный период);

– размер предоставляемого покупателю кредита (кредитный лимит);

– стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

– система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Рассмотрим перечисленные выше элементы более подробно.

Срок предоставления кредита (кредитный период) – характеризует предельный срок, на который покупателю дается отсрочка денежного платежа за реализованный товар. Для предприятия возможность увеличения сроков предоставления кредита дает возможность повышения объемов реализации продукции, в тоже время, приводит к значительному увеличению объемов финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, что также увеличивает продолжительность финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, при выборе сроков предоставления кредита руководство предприятия должно реально оценивать его воздействие на общие показатели финансово-хозяйственной деятельности в комплексе [16.С.203].

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) – максимальный размер суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Размер предоставления кредита устанавливается руководством предприятия с учетом типа используемой кредитной политики; планируемых объемов предоставления продукции на условиях платежной отсрочки; размера среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите – средней стоимости реализуемых в кредит товаров); с учетом реального финансового состояния предприятия-кредитора и других факторов. Как правило, кредитный лимит устанавливается предприятием исходя из форм предоставляемого кредита и вида реализуемой продукции (товаров, услуг). Если коммерческое и хозяйственнее сотрудничество предприятия с покупателем его продукции (юридическим лицом) носит стабильный и долгосрочный характер, на расчетную сумму кредитного лимита ему может быть открыта кредитная линия.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при проведении немедленных расчетов за реализуемую продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый коммерчески или потребительский кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Рассчитывая стоимость предоставляемого кредита, руководству предприятия необходимо иметь в виду, что размер предоставляемого кредита не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту, так как значительно завышенные процентные ставки могут повлиять на реализацию продукции, не будут стимулировать реализацию продукции в кредит, потому как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке [53.С.40].

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью