Управление собственными и привлеченными финансовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 23:37, дипломная работа

Описание работы

Цель представленной выпускной квалификационной работы – управление собственными и привлеченными финансовыми ресурсами на примере ОАО «Газпромбанк».
Для достижения изложенных целей в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансовых ресурсов в условиях рынка, включающие определение сущность финансовых ресурсов в банковской сфере и методы управления ими;
- проанализировать деятельность ОАО «Газпромбанка» на основе публикуемых форм «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибыли и убытках» за период за 2007-2009 годы, проанализировать показатели финансовых ресурсов банка;
- определить основные направления по совершенствованию деятельности банков в современных условиях, включая оптимизацию методов управления собственными и привлеченными финансовыми ресурсами банка и применение информационных технологий.
- выделить наиболее эффективные методы управления финансовыми ресурсами, применение этих методов в банковской системе современной России на примере ОАО «Газпромбанка».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
СОБСТВЕННЫМИ И ПРИВЛЕЧЕННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Финансовые ресурсы организации, их виды и источники формирования. 7
1.2. Финансовые ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика 9
1.3. Управление собственными и привлеченными финансовыми ресурсами 15
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМИ И ПРИВЛЕЧЕН-НЫМИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ОАО «ГАЗПРОМБАНК» 20
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Газпромбанк» 20
2.2. Анализ финансовой деятельности ОАО «Газпромбанк» 30
2.3. Анализ динамики и структуры собственных и привлеченных финансовых ресурсов ОАО «Газпромбанк» 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМИ И ПРИВЛЕЧЕННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ОАО «ГАЗПРОМБАНК» 55
3.1.Оценка эффективности деятельности и организация управления финансовыми ресурсами в ОАО «Газпромбанк» 55
3.2. Политика ОАО «Газпромбанк» в области привлечения финансовых ресурсов 61
3.3 Применение информационных технологий в управлении собственными и привлеченными финансовыми ресурсами на примере ОАО «Газпромбанк» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

В докризисное время банки считались  одной из ключевых групп заказчиков IT-услуг на российском рынке. В рамках крупных инвестиционных проектов они  потребляли дорогие инновационные  технологии и немало вкладывались в  инфраструктуру – ЦОДы, системы  хранения данных, виртуализацию и т.п. Расширение филиальных сетей, попытки достичь большей клиентоориентированности и централизации, выведение на рынок новых продуктов требовало немалых ресурсов.

Подобная активность российских банков в информационной и технологической сферах способствовала росту выручки крупнейших отечественных интеграторов. Так, по данным исследования CNews Analytics, приблизительно треть совокупной выручки компаний «Крок», ITG, «Инфосистемы Джет» из Топ-20 рейтинга CNews100 пришлось на проекты в банковском секторе в 2007-2009 гг. Около половины – в компаниях «Ай-Теко» и «Amphora Group», доля, близкая к 100% - у «ЦФТ», «Диасофт», «Неофлекс», «CSBI».

Информационные технологии для  управления ресурсами предприятия  базируются на ERP–системах. В соответствии со Словарем APICS, термин «ERP–система» (Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях.

Во-первых, это — информационная система для идентификации и  планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления  продаж, производства, закупок и  учета в процессе выполнения клиентских заказов.

Во-вторых (в более общем контексте), это — методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

Таким образом, термин ERP может означать не только информационную систему, но и соответствующую методологию  управления, реализуемую и поддерживаемую этой информационной системой [36].

Понятие ERP  было впервые введено в начале 90-х годов. Но жизнь не стоит на месте, и новые функции, появившиеся в интегрированных системах управления, уже выходят за традиционные рамки ERP. В результате, спустя почти десятилетие после появления ERP, аналитической компанией Gartner

Group была предложена концепция ERP–систем  нового поколения — ERP II. 

Появление концепции ERP II  связано с началом широкого применения Интернет–технологий в практике корпоративного управления. Речь, прежде всего, идет о таких подходах, как управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM)  и управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationships Management, CRM).

Таким образом, ERP II  — это результат развития методологии и технологии ERP  в направлении более тесного взаимодействия предприятия с его клиентами и контрагентами. При этом управленческая информация компании не только используется для внутренних целей, но и служит для развития отношений сотрудничества с другими организациями.

Рассмотрим на конкретных примерах возможности и преимущества технологических программ, созданных для управления финансовыми ресурсами предприятия  - ERP («Управление ресурсами предприятия»).

Microsoft Dynamics NAV (Microsoft Business Solutions–Navision) — это комплексное интегрированное решение для автоматизации всех видов хозяйственной деятельности небольших и средних предприятий, имеет более 35000 инсталляций и более 400000 пользователей в мире. Microsoft Dynamics NAV лучше всего подходит предприятиям, у которых:

- есть необходимость в автоматизации до 100 рабочих мест (но это не предел, есть примеры инсталляции до 250);

- бизнес процессы легко формализуемы (например, оптовая и розничная торговля, дискретное производство, гостиницы, телекоммуникации, высокие технологии и др.).

В основе Microsoft Dynamics NAV заложены мощные инструменты для бухгалтерского учета и анализа, управления финансами и товарно–материальными потоками. Система позволяет также организовать эффективный кадровый, торговый, складской и производственный учет, а также расчет заработной платы. Систему можно быстро внедрить, легко модифицировать, просто использовать и поддерживать. В рамках проекта по локализации системы реализованы методы ведения финансового и налогового учета, специфические для российского законодательства [38].

Microsoft Dynamics AX (Microsoft Business Solutions–Axapta) — это новейшая интегрированная система управления предприятием класса ERPII для средних и крупных предприятий, корпораций и холдинговых структур, требующих единого решения.

Система имеет мощную функциональность ERPII–системы с собственной встроенной технологией разработки WEB–приложений, а так же корпоративные порталы для бизнес партнеров и сотрудников. Система имеет собственную 3-х уровневую архитектуру клиент–сервер, предоставляющая возможность работы через собственные WEB, WAP и Windows интерфейсы, мощные средства администрирования и конфигурирования системы (в том числе и в удаленном режиме).

Microsoft Dynamics AX — это масштабируемая высокопроизводительная технология работы с базами данных, оптимизированная под MS SQL и Oracle RDBMS. Система доказала тестированием возможность одновременной работы до 3600 пользователей.

Microsoft Dynamics CRM 3.0 (Microsoft CRM) — легкое в использовании, настройке и поддержке бизнес-приложение для управления отношениями с клиентами, позволяющее увеличить конкурентоспособность и эффективность  бизнеса.

Система Microsoft Dynamics CRM содержит обширную функциональность для управления отношениями с клиентами. В отличие от сложных, «громоздких», трудно внедряемых решений, Microsoft Dynamics CRM отличается простотой настройки, легкостью интеграции с другими системами и низкой общей стоимостью владения.

Microsoft Dynamics CRM — масштабируемое решение для компаний, численность пользователей в которых составляет от 5 до 500 человек. При необходимости число рабочих мест в системе может быть многократно увеличено. Уже сегодня в мире успешно работают инсталляции на 150 000 пользователей.

Microsoft Dynamics CRM уже завоевал международное признание, это решение используют более 4000 компаний во всем мире. В 2006 году вышла новая локализованная российская версия системы, полностью адаптированная для использования в России. Пользовательский интерфейс и справочные материалы Microsoft Dynamics CRM переведены на русский язык.

INFOR ERP LN (BAAN v.6) — это комплексная интегрированная система для крупных промышленных предприятий, хорошо зарекомендовавшая себя за годы работы в России, со значительно расширенным функционалом, ориентированная на предприятия с дискретным производством. Это единое масштабируемое решение, оптимизированное для решения задач планирования и управления производством, что способствует повышению эффективности деятельности предприятий — пользователей.

INFOR ERP LN (BAAN v.6) включает в себя все необходимые средства для адаптации под специфику конкретного предприятия, а также средства интеграции с уже существующими на предприятии информационными системами.

Система обладает рядом преимуществ, которые объясняют ее эффективность  для предприятий с различными типами производств. INFOR ERP LN (BAAN v.6) позволяет повысить эффективность управления за счет прозрачности подачи информации, легкости в работе с системой и сокращения времени, затрачиваемого на процессы планирования и управления. В результате увеличивается производительность труда управленческого персонала и повышается качество принимаемых управленческих решений. Система обеспечивает полный контроль над всеми производственными процессами и позволяет сократить затраты благодаря автоматизации основных бизнес–процессов. При этом все бизнес–процессы интегрируются в единую информационную среду. Использование современной архитектуры и web–ориентированного пользовательского интерфейса, позволяющий настраивать, интегрировать и поддерживать систему, снижают совокупную стоимость владения.

Семейство решений SAP Business Suite компании SAP AG — это комплекс решений, который предоставляет предприятию возможность построить свой бизнес в соответствии с постоянно изменяющимися потребностями клиентов и ситуацией на рынке.

Связывание отдельных элементов бизнес–процессов единой системой управления на основе технологической платформы SAP NetWeaver позволяет предприятиям значительно повысить производительность. Точная организация и последовательность связанных финансовых и бизнес–процессов позволяет своевременно принимать необходимые инвестиционные решения, избегать убытков, быстро и эффективно реагировать на изменение ситуации на рынке и в самой компании, а также улучшить качество управления на уровне дочерних предприятий и эффективно следовать выбранной стратегии дальнейшего развития.

SAP Business Suite:

SAP PLM — решение «Управление жизненным циклом продукта»;

SAP SRM — решение «Управление взаимоотношениями с поставщиками»;

SAP ERP — решение «Управление ресурсами предприятия»;

SAP CRM — решение «Управление взаимоотношениями с клиентами»;

SAP SCM — решение «Управление логистической сетью»;

SAP NetWeaver — комплексная интеграционная и прикладная платформа.

Решение «Управление ресурсами предприятия» (mySAP ERP) предоставляет такую информацию в реальном масштабе времени. Оно помогает осуществлять оперативный контроль за всеми направлениями деятельности предприятия и формирует надежную базу для принятия оптимальных решений на всех уровнях управления как на текущий момент, так и в долгосрочной перспективе. Решение «Управление ресурсами предприятия» объединяет комплексное, масштабируемое и эффективное программное обеспечение для управления бизнесом и гибкую платформу, основанную на открытых технологиях. Такая платформа позволяет интегрировать решения SAP с системами других производителей и получить максимальную отдачу от возможностей подобной интеграции.

Благодаря этому, руководство снабжается достоверной информацией о финансовом состоянии компании для стратегического  планирования и финансово-экономического прогнозирования. Огромный информационный потенциал решения позволяет  руководителям проводить комплексный анализ деятельности компании в различных плоскостях и не только отслеживать результаты, но и контролировать факторы, влияющие на показатели эффективности бизнеса.

SAP ERP обеспечивает полную функциональность, необходимую для реализации информационных сервисов самообслуживания, аналитики, а также для управления финансами, персоналом, оперативной деятельностью и сервисными службами предприятий. Кроме того, это решение предлагает средства для системного администрирования и для решения таких задач, как управление пользователями, централизованное управление данными и управление Web-сервисами. Вся функциональность решения базируется на технологической платформе SAP NetWeaver.

Решение позволяет добиться более высокой доходности инвестиций в информационные технологии и снизить общую стоимость владения ими, в максимальной степени использовать преимущества гибкой ИТ-инфраструктуры и ускорить внедрение инноваций.

При всех положительных сторонах рассмотренных программ, перспективы применения ERP-систем в финансовой сфере до сих пор остаются неясными. Вопрос «А нужно ли банку ERP?» расколол IT-экспертов из финансовых организаций на два лагеря. Одни уверены в удобстве узкоспециализированных банковских программ по учету, а других подкупает надежность использования комплексного, уже «отработанного» в реальном секторе ERP.

У ERP и АБС разные цели: ERP-системы  и автоматизированные банковские системы (АБС) изначально преследовали одну и  ту же цель — автоматизация учета  в организации. Однако функциональное назначение у технологий совершенно разное: ERP изначально разрабатывалось для реального сектора, а АБС — для банковского. ERP появилось раньше, чем произошла массовая автоматизация в банках. По идее ERP-система могла быть адаптирована под нужды банков и стать основой современных АБС. Но на практике этого не могло произойти в принципе. ERP-системы построены в соответствии со стандартом MRP2 и изначально созданы как инструмент управления дискретным производством, классическим примером дискретного производства является машиностроение.

В банках же совсем иная специфика  работы. В кредитной организации основная деятельность — это оказание широкого спектра услуг: кредитование, привлечение депозитов, операции с ценными бумагами и пластиковыми карточками, ведение клиентских счетов. Оказание услуг — самодостаточный процесс, который практически не связан с внутрихозяйственной деятельностью. По мере развития ERP приняло форму комплексного продукта для всей деятельности компании, АБС же была создана как система для автоматизации оказания услуг и учета соответствующих транзакций в процессе этой работы». Поэтому класс ERP-систем вырос вместе с торговыми и торгово-производственными предприятиями, а АБС — одновременно со становлением банков [3].

Несмотря на то что судьбы АБС  и ERP-систем разошлись на начальном  этапе, сейчас этим технологиям суждено играть на одном поле, а именно в финансовом секторе. В банковский сектор пришли крупные ERP-системы, например рассмотренные ранее Microsoft Dynamics AX и SAP со специализированными решениями для финансовых институтов.

К новым веяниям банковской IT-моды, связанным с применением ERP, многие эксперты относятся достаточно скептически. Есть мнение, что в России ERP-технологии не только не получили распространения «раньше», но и в ближайшем будущем не очень-то будут продвигаться в банковском секторе. Ведь для кредитных организаций IT-решения относятся к основным средствам производства. Банк не может работать без автоматизированной инфраструктуры, которая обеспечивает его ежедневные потребности, такие как поддержка платежей клиентов, начисление процентов, выполнение кассовых, брокерских операций и управления рисками.

Все, что делает банк, он базирует на IT-решениях, которые и являются теми самыми АБС, поэтому для кредитной  организации гораздо важнее развивать  именно такие АБС, так как они  определяют уровень конкурентоспособности бизнеса банка.

ERP-системы, изначально ориентированные  на автоматизацию компании именно  как юридического лица, для банков  относятся к IT-системам второго  порядка, то есть меньшего приоритета. В торговой компании компоненты ERP-системы, обеспечивающие складской учет, обеспечение поставок, работы с кредиторами и дебиторами, — это жизненно важно. Без этого бизнес не будет эффективно работать. Для банка же данные вопросы не столь принципиальны, так как хозяйственные операции не являются его основной деятельностью.

Информация о работе Управление собственными и привлеченными финансовыми ресурсами