Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона и Федерации в целом, они не утверждаются, т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей. Консолидированные бюджеты используют при планировании и прогнозировании. Этот бюджет используется для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.

Файлы: 1 файл

кр бюджетная система.docx

— 67.27 Кб (Скачать файл)

Консолидированный бюджет РФ, структура его доходов и расходов.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней. Он включает федеральный бюджет РФ, федеральные целевые бюджетные  фонды, консолидированные бюджеты  субъектов РФ, в которые входят бюджеты субъектов РФ, территориальные  целевые бюджетные фонды, бюджеты  муниципальных образований и  др.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона и Федерации в целом, они не утверждаются, т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей. Консолидированные бюджеты используют при планировании и прогнозировании. Этот бюджет используется для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.

Консолидированный бюджет – это расчетный документ. При его составлении соблюдают  определенные правила. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

Структурные пропорции консолидированных бюджетов (соотношения между различными видами основных источников и направлений  расходов) каждого уровня бюджетной  системы существенно отличаются от пропорций консолидированных  бюджетов других уровней (например, если в доходах консолидированного бюджета  Российской Федерации главным источником доходов в условиях переходной экономики  был налог на добавленную стоимость, то в консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источником чаще всего был налог на прибыль). На региональном и местном уровнях существенные структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня. Причинами этого являются:

закрепление за каждым уровнем бюджетной системы  собственных доходных источников;

действующие в тот или иной период пропорции  распределения ставок между федеральным и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз;

отраслевая  специализация и общий уровень  социально-экономического развития той  или иной территории (данный фактор индивидуализирует бюджетные пропорции  консолидированных бюджетов одного уровня);

распределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в т. ч. законодательное  установление перечня расходов, финансируемых  исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др.

Сбалансированность  консолидированных бюджетов характеризуется  следующими параметрами:

- отношение  расчетного объема среднемесячных  расходов на оплату труда ко  всем расходам бюджета (без  учета расходов целевых бюджетных  фондов);

- отношение  объема расходов на оплату  коммунальных услуг ко всем  расходам бюджета (без учета  расходов целевых бюджетных фондов);

- отношение объема налоговых доходов к объему налоговых доходов за аналогичный период;

- отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате труда с учетом ссуд из федерального бюджета, предоставленных на оплату труда, к расчетному объему среднемесячных расходов на оплату труда;

- отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг к объему расходов на оплату коммунальных услуг.

Порядок распределения и расходования дотаций  на стабилизацию доходной базы консолидированных  бюджетов субъектов РФ определяется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №579.

Дотации предоставляются не более чем 30 субъектам  РФ, каким определяет Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ обеспечивает подписание с органами исполнительной власти субъектов РФ протоколов об оздоровлении государственных  и муниципальных финансов субъекта РФ.

Дотации распределяются в два этапа:

  1. дотации распределяются между субъектами РФ пропорционально объему расходов их консолидированных бюджетов по отчету об исполнении бюджета за 2003 г. (без учета расходов целевых бюджетных фондов и капитальных расходов);
  2. распределяются с учетом выполнения субъектами РФ мероприятий по оздоровлению финансов.

Основными источниками доходов бюджета  являются налоги (налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на пользование  природными ресурсами, налог на прибыль  организаций и др), доходы от внешнеэкономической деятельности. Существенное влияние на долю тех или иных поступлений играет коньюктура рынка (цены на сырье и энергоносители, экспортируемые товары), распределение платежей между федеральным и региональными бюджетами, изменение налогового законодательства и другие факторы.

Структура расходов бюджета также меняется с течением времени. Основные направления  расходования – это социальная политика (пенсии, доплаты и др),социально-культурные мероприятия, образование, здравоохранение, национальная оборона и правоохранительная деятельность, реформирование отдельных отраслей хозяйства, транспорт и дорожное хозяйство, обслуживание государственного долга и др.

 

 

 

 

 

2 Бюджетная классификация РФ, ее состав, законодательная основа.

 

Бюджетная классификация – инструмент, обеспечивающий принцип единства бюджетов. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Документ № 115-Ф3 «О бюджетной классификации» был принят в августе 1996 года. В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:

- контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы; 

- получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы; 

- формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса; 

- обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов и расходов.

Бюджетная классификация РФ включает:

  1. классификацию доходов бюджетов РФ;
  2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти);
  3. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ (является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию);
  4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов);
  5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов);
  6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  7. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета).

Законодательные (представительные) органы субъектов  РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций  соответствующих бюджетов вправе проводить  дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации, не нарушая общих  принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

 

 

 

3 Современные особенности межбюджетных отношений в РФ.

Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения полномочий и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности  органов власти в области организации  бюджетного процесса.

Необходимость реформирования системы межбюджетных отношений в России возникла с  провозглашением 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РФ, подписанием Федеративного договора 31 марта 1993 г. и принятием новой  Конституции 12 декабря 1993 г., которая  закрепила преобразование России в  подлинное федеративное государство.

За последние  годы в Российской Федерации создана  система межбюджетных отношений, в  полной мере обеспечивающая формирование взаимоотношений бюджетов различных  уровней, отвечающих фундаментальным  принципам бюджетного федерализма. Сформирована система четкого и стабильного разграничения доходов и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, ориентированная на эффективное обеспечение населения соответствующими государственными и муниципальными услугами за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Сбалансированная система разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает безусловную реализацию расходных полномочий органами государственной власти и местного самоуправления.

Система распределения доходов и расходов между федеральным, региональным и  местными бюджетами характеризуется, с одной стороны, четким разграничением ответственности между органами власти на разных уровнях бюджетной  системы за предоставление государственных  и муниципальных услуг, с другой – направленностью на рост самостоятельности  органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении  возложенных на них расходных  полномочий.

Проведенное в Российской Федерации разграничение  полномочий и установленное федеральным  законодательством требование об обязательной компенсации расходов, связанных  с решениями вышестоящих органов  власти и переданных для исполнения органам власти другого уровня бюджетной  системы, полностью исключает наличие  «нефинансируемых мандатов», которые  многие годы перегружали региональные и местные бюджеты.

Федеральным законодательством созданы предпосылки  для самостоятельной реализации расходных полномочий органами государственной  власти и местного самоуправления. Во-первых, органы власти субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований наделены налоговыми полномочиями по формированию доходов соответствующих  бюджетов. Во-вторых, федеральным законодательством  закреплены доходные источники по единым нормативам на постоянной основе за соответствующими бюджетами. Важным результатом реформы межбюджетных отношений является наделение субъектов Российской Федерации необходимыми инструментами корректировки бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе через установление единых нормативов отчислений в местные бюджеты.

Федеральным законодательством установлены  единые требования к методике выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных  образований органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Бюджетным законодательством Российской Федерации  предусмотрены формы, порядок и  условия предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с  едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации. Система межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации включает инструменты  оказания финансовой поддержки органам  государственной власти субъектов  РФ на осуществление возложенных на них расходных полномочий через предоставление за счет средств федерального бюджета обусловленных (с установлением направления расходования средств) и необусловленных (без установления направления расходования средств) межбюджетных трансфертов. Также предусмотрены инструменты возмещения расходов на осуществление расходных полномочий Российской Федерации, переданных субъектам РФ для исполнения.

В настоящее  время в стране действует объективный  порядок формирования общего объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации, учитывающий  результаты работы органов государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, что позволило обеспечить гарантированный уровень доходов бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования их расходных обязательств.

Действующий механизм выравнивания бюджетной асимметрии и объемы средств, направляемых на эти  цели, позволяют существенно сократить  разрывы в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная система