Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является, выявление возможных путей снижения себестоимости продукции ОАО Омскшина и разработка мероприятий, исходя из выявленных резервов.
Задачи дипломной работы:
) исследование теоретических основ формирования себестоимости продукции;
) анализ себестоимости продукции ОАО Омскшина;
) разработка и обоснование мероприятий по снижению себестоимости продукции ОАО Омскшина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости
.2 Калькулирование себестоимости продукции
.3 Направления снижения себестоимости продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА
2.1 Характеристика деятельности ОАО Омскшина
2.2 Анализ финансового состояния предприятия ОАО Омскшина
.3 Анализ себестоимости продукции
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА
3.1 Экономия материалов за счет изменения состава корда в производстве пневматических шин
3.2 Замена вида материала в производстве шин для легковых автомобилей
3.3 Снижение себестоимости резиновой смеси
3.4 Мероприятие по снижению энергетических ресурсов
3.5 Внедрение экономичной технологии осушки сжатого воздуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом 1.docx

— 131.64 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему: Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции на предприятии

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

1.1 Понятие, экономическое  содержание и виды себестоимости

 

.2 Калькулирование себестоимости продукции

 

.3 Направления снижения  себестоимости продукции

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА

 

2.1 Характеристика деятельности  ОАО Омскшина

 

2.2 Анализ финансового  состояния предприятия ОАО Омскшина

 

.3 Анализ себестоимости  продукции

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА

 

3.1 Экономия материалов  за счет изменения состава  корда в производстве пневматических  шин

 

3.2 Замена вида материала  в производстве шин для легковых  автомобилей

 

3.3 Снижение себестоимости  резиновой смеси

 

3.4 Мероприятие по снижению  энергетических ресурсов

 

3.5 Внедрение экономичной  технологии осушки сжатого воздуха

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Себестоимость выпускаемой продукции является основным экономическим показателем, характеризующим производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия, в том числе и предприятий - производителей шинной продукции. Активная часть себестоимости продукции целиком зависит от формирования затрат на её изготовление, то есть от издержек производства, для шинной промышленности особенно по статье сырьё и материалы.

 

Повышение эффективности промышленного производства в значительной степени зависит от уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Между тем в последние годы растет удельный вес материальных затрат в производстве промышленной продукции. Для химических производств, большинство из которых материалоемкие, а многие и энергоемкие, важнейшим направлением снижения себестоимости является экономия материалов и энергетических средств. Каждый процент снижения материальных затрат приводит к снижению себестоимости химической продукции. Поэтому задача снижения себестоимости была и остается одной из главных задач повышения эффективности работы предприятия.

 

Таким образом, тема дипломной работы в современных условиях является достаточно актуальной.

 

Целью дипломной работы является, выявление возможных путей снижения себестоимости продукции ОАО Омскшина и разработка мероприятий, исходя из выявленных резервов.

 

Задачи дипломной работы:

 

) исследование теоретических  основ формирования себестоимости  продукции;

 

) анализ себестоимости  продукции ОАО Омскшина;

 

) разработка и обоснование  мероприятий по снижению себестоимости  продукции ОАО Омскшина.

 

В качестве объекта исследования в данной работе выбрано предприятие ОАО Омскшина - одно из крупнейших предприятий химической промышленности в России по производству грузовых шин, первенец шинной промышленности Сибири. Предмет исследования - себестоимость продукции.

 

При проведении анализа в дипломной работе применялись приемы горизонтального, вертикального, факторного анализа, а также анализ финансовых коэффициентов.

 

При выполнении дипломной работы были использованы нормативные материалы, законодательные акты, монографии, издания периодической печати, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

 

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения.

 

В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования себестоимости продукции.

 

Во второй главе проведен анализ себестоимости ОАО Омскшина.

 

В третьей главе представлена разработка мероприятий по снижению себестоимости ОАО Омскшина.

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

 

 

1.1 Понятие, экономическое  содержание и виды себестоимости

 

себестоимость снижение финансовый

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, практически невозможно определить прибыль. А для формирования отпускной цены нельзя обойтись без себестоимости. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую накрутку сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже просто

е воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

 

В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости: Себестоимость - это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [18, с.50, 67, 80].

 

Условно себестоимость выпускаемой предприятием продукции можно рассматривать с экономических и юридических позиций. В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами. В юридическом разрезе себестоимость произведенных предприятием расходов нужно учитывать только тогда, когда это дозволяет законодательство [15, с.20].

 

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций [14, с.65]:

 

а) учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

 

б) база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

 

в) экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

 

г) определение оптимальных размеров предприятия;

 

д) экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

 

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:

 

непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);

 

с обслуживанием производственного процесса и его управлением;

 

с оплатой труда и страховании взносами

 

с затратами на ремонт основных производственных фондов;

 

с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;

 

с расходами на реализацию продукции.

 

Причем следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодателъством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.

 

В отечественной теории и практике в зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие виды себестоимости [14, с.85]:

 

а) себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

 

1) полная производственная  себестоимость - это общая сумма  прямых и косвенных затрат  на производство товаров или  услуг.

 

) полная (коммерческая) себестоимость  включает в себя полную производственную  себестоимость, а также сумму  внепроизводственных (коммерческих) расходов.

 

б) индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.

 

в) средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.

 

 

 

1.2 Калькулирование себестоимости продукции

 

 

 

В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций. Расходы на оборудование рабочих мест специальными устройствами, по обеспечению специальной одеждой, обувью, созданию шкафчиков для спецодежды, сушилок, комнаты отдыха и других условий, предусмотренных специальными требованиями, относятся на себестоимость. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т. е. в килограммах, метрах, штуках и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому измерителю, т. е. представить в денежном выражении [18, с.46].

 

Дополнительно в себестоимость промышленной продукции включаются: отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате), проценты за банковский кредит, затраты по поддержанию основного капитала

 

в работоспособном состоянин, премиальные выплаты, предусмотренные положениями о премировании на предприятиях и другие затраты.

 

Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. В таком порядке финансируются, например, затраты на рекламу, представительские расходы, подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веще�В себестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы, клубы и т. п., находящиеся на балансе предприятия), затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, затраты, непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли [13, с.97].

 

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям) [26, с.18]:

 

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

 

- затраты на оплату труда;

 

- отчисления на социальные нужды;

 

- амортизация основных фондов;

 

- прочие затраты.

 

Можно отметить, что по всем пяти элементам, сгруппированным в соответствии с экономическим содержанием в качестве основного условия включения затрат в себестоимость, выступает критерий необходимости их участия в процессе производства и реализации продукции. Это затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, связанные с использованием природного сырья, обслуживанием производственного процесса, обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности [18, с.23].

 

Для внутрипроизводственного анализа и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в следующем виде:

 

1)сырье и материалы;

 

2)комплектующие изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;

 

3)топливо и энергия всех видов  на технологические цели;возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);

 

4)потери от брака;

 

5)заработная плата (основная и  дополнительная) производственных  рабочих;

 

6)отчисления на социальные нужды;

 

7)затраты на содержание и  эксплуатацию оборудования;

 

8)общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы)

 

9)общехозяйственные (общезаводские  или общефабричные) затраты;:

 

10)внепроизводственные (коммерческие) затраты на реализацию продукции.

 

В результате оследовательного сложения перечисленных калькуляционных статей получается система показателей себестоимости:

 

а) производственная себестоимость (ПС) = 1+2+3-4+5+6+7;

 

б) цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9 ;

 

3) полная производственная или  фабрично-заводская себестоимость (ФЗС) = ЦС + 10;

 

4) полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС + 11.

 

Первые три показателя являются характеристиками производства, а четвертый включает в себя затраты, связанные не только с производством продукции (что отражено в названии данного агрегата), но и с процессом ее реализации. Это, например, расходы на непосредственные операции по продаже продукции, т.е. связанные со сменой собственника товара (например, затраты на все виды рекламы, включая участие в выставках, выплата процентов по кредитам), именуемые в экономической литературе чистыми издержками. Кроме того, к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. Эти затраты относятся в состав коммерческих расходов и включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п.); комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке) [15, с.54].

Информация о работе Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции на предприятии