Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является, выявление возможных путей снижения себестоимости продукции ОАО Омскшина и разработка мероприятий, исходя из выявленных резервов.
Задачи дипломной работы:
) исследование теоретических основ формирования себестоимости продукции;
) анализ себестоимости продукции ОАО Омскшина;
) разработка и обоснование мероприятий по снижению себестоимости продукции ОАО Омскшина.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости
.2 Калькулирование себестоимости продукции
.3 Направления снижения себестоимости продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА
2.1 Характеристика деятельности ОАО Омскшина
2.2 Анализ финансового состояния предприятия ОАО Омскшина
.3 Анализ себестоимости продукции
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА
3.1 Экономия материалов за счет изменения состава корда в производстве пневматических шин
3.2 Замена вида материала в производстве шин для легковых автомобилей
3.3 Снижение себестоимости резиновой смеси
3.4 Мероприятие по снижению энергетических ресурсов
3.5 Внедрение экономичной технологии осушки сжатого воздуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Целесообразность снижения издержек производства совершенно очевидна. Объем продаж на рынке шин и денежная составляющая в этом объеме на сегодня является основными показателями конечного результата деятельности предприятия.
Важным источником получения прибыли от выпуска продукции является себестоимость товара, включающая в себя объемный и ценовой факторы.
На рис.1 подробнее рассмотрим положительный эффект масштаба, основные направления по которым возможно достичь снижения средних издержек производства.
Рис.1. Схема снижения средних издержек производства
Поскольку доля сырья и материалов в продукции шинного производства составляет 60-70%, очевидна важность так называемого сырьевого фактора, в котором главные роли играют качественные материально-сырьевые показатели и цена.
Качественные характеристики шинной продукции и количественные показатели производства взаимосвязаны и определяются достижениями научно-технического прогресса, наукоемкими технологиями, аппаратурным оформлением. Кроме того, необходимо отметить важность соблюдения формы поставки сырья и материалов, сроков хранения, условий транспортировки.
Разработка продукции и определение ее потребительских свойств проходят через следующие этапы :
1.Рецептуростроение (выбор рецептуры резиновой смеси).
2.Конструирование (выбор конструкции шины).
3.Технологическое и
.Определение выходных
.Разработка НТД на
Для шинного производства характерны следующие стадии развития и движения полного технологического цикла. Первая стадия представляет собой входной контроль качества поступающего сырья и материалов, подачу его в производство. Вторая стадия включает в себя изготовление резиновых смесей и контроль их качества, передачу готовых резиновых смесей на дальнейшую переработку по переделам производства. К третей стадии относятся - заготовительно-сборочные технологические процессы, а именно профилирование резиновых заготовок (деталей) и контроль их качества. Также к этой стадии относятся обрезинивание, раскрой армирующих материалов (кордов и технических тканей), сквиджевание и другие операции, контроль их качества; обрезинивание и раскрой металлокорда, изготовление брекера, контроль их качества; обрезинивание бортовой проволоки, изготовление бортовых колец и крыльев, контроль их качества; сборка автопокрышек, мото- и велопродукции, сельхозпокрышек различного назначения, контроль качества полуфабрикатов и готовой продукции в сыром виде; вулканизационные процессы и контроль качества готовой продукции по приемно-сдаточным показателям; сдача, хранение и отгрузка продукции потребителю.
Оценка экономической эффективности осложняется еще и тем, что при изготовлении продукции используется широкий ассортимент как основного сырья и материалов (более 60 видов), так и вспомогательного (свыше 20 видов).
Качественные характеристики используемых ингредиентов обычно зафиксированы в ГОСТах или ТУ, что, однако не всегда возможно применить к технологическим процессам шинного производства. Это связано со сложностью технологии изготовления сырья и возможным отсутствием приборов для контроля качества, в результате чего затрудняется работа с поставщиками по выяснению претензий. Особо следует отметить, что в основном разделе статьи затрат себестоимостисырье-материалы в зависимости от типоразмера и модели шины имеет место широкий спектр разбросов по весу и ассортименту ингредиентов, сырья и материалов. То же можно констатировать применительно к соотношению условно-переменных и условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции.
Исходя из структуры себестоимости продукции традиционно ставилась задача резкого снижения условно-постоянных затрат с одновременным снижением условно-переменных затрат. Сегодня ситуация на рынке шин связана с конкурентной способностью продажной цены готовой шины и возможностью получения максимальной маржинальной прибыли на единицу товара. Однако в реальных условиях радикально минимизировать размер условно-постоянных затрат невозможно. Подобный вывод справедлив и для условно-переменной части общих затрат.
Последнее обстоятельство обусловлено существующей тенденцией роста стоимости услуг маркетинговых исследований, интернета, телефонно-телеграфной и почтовой связи, затрат на рекламу и предпродажную подготовку товара, увеличения транспортных тарифов, таможенных пошлин. Кроме того, растет зарплата работников в сфере сбыта, поставок и реализации продукции.
Следует отметить, что в производстве шин невозможно свести до минимума использование определенных видов сырья и материалов, так как это может инициировать резкое снижение технических, эксплуатационных и потребительских свойств изделия, т.е. его качества.
Большим препятствием для организации планирования себестоимости является неустойчивость (объективность) ценового фактора в условиях рыночной экономики. В этой связи структурные подразделения производства (участки, цеха, смены и т.п.) не могут влиять на ценовую политику при покупке сырья, материалов, энергоносителей, оборудования, запасных частей, а также формировать транспортно-заготовительные расходы и отчисления на проведение рекламных компаний и маркетинговых экспертиз.
Складывается парадоксальная ситуация. Возникает серьезное противоречие между необходимостью изготовления даже убыточной, но априорно востребованной шины и повышением рентабельности продукции, приводящим к росту общих затрат и их обязательному дифференцированию (перераспределению) и к увеличению срока окупаемости.
В условиях рыночной экономики товаропроизводитель при разработке нормативной базы должен предусматривать реакцию рынка на изменение цен, поэтому при формировании норм расхода сырья и материалов он ориентируется, прежде всего, на собственную выгоду, которая может быть достигнута только при условии, что экономия от внедрения более прогрессивных материалов в стоимостном выражении будет больше разницы цен до и после проведения мероприятия. Прогрессивные нормы расхода материальных ресурсов формируются с учетом технических параметров изделия и являются основой экономии материальных ресурсов. Экономия определяется путем сопоставления прогрессивных норм с фактически действующими. С этой целью анализируются изменения материальных затрат в зависимости от технических характеристик изделия, что позволяет установить размер экономии по каждой группе однородных изделий.
Существует соблазн создания роботизированных комплексов, то есть практически безлюдного производства. Однако неизбежное расширение обслуживающего такой комплекс персонала с лихвой перекроет число рабочих мест операторов в традиционном производстве с пресловутым человеческим фактором. Кроме того, неизбежны дополнительные затраты на эксклюзивную оплату труда высокоинтеллектуального персонала, связанного с обслуживанием робототехники.
Поэтому основными путями повышения экономичности каждого изделия могут стать снижение материалоемкости и энергоемкости продукции за счет совершенствования конструкции изделия и рецептуростроения, дальнейшей
автоматизации и механизацию сборочно-заготовительных операций, вулканизационных процессов, заключительных операций и инспекции качества на базе совершенствования оборудования, разработки новых головных образцов, обеспечивающих высокую точность.
Следует осуществлять поиск и разработку новых видов сырья и материалов для резиновых смесей с низким содержанием легколетучих веществ в ингредиентах, а также высокопрочных армирующих материалов, что в совокупности с прогрессивными видами энергоносителей позволит резко снизить массу и энергопотребность изделия при сохранении норм его качества. А также следует производить разработку методологии использования порошкообразных и жидких каучуков в процессе резиносмешения с целью снижения энергопотребления, регулирование энергозатрат путем широкомасштабного использования методов и систем автоматизированного управления процессом резиносмешения, непосредственно связанных с контролем объема загрузки смесителей. Нужно улучшать техническое состояние линий резиносмесителей, снижать мощность холостого хода смесителей, повышать технологические характеристики каучуков и ингредиентов в процессе резиносмешения.
Для снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая ежегодно корректируется. Эта программа должна носить комплексный характер, то есть учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции. Комплекс мероприятий по рациональному использованию материальных ресурсов это внедрение новой техники и безотхдной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье и материалы, использование более прогрессивных материалов, использование отходов производства.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА
.1 Характеристика деятельности ОАО Омскшина
Открытое акционерное общество Омскшина, входящее в состав вертикально интегрированного нефтегазохимического холдинга СИБУР, - одно из крунейших предприятий российской шинной промышленности, что обеспечивает гарантированные поставки сырья и сбыт продукции. Генеральным дилером Компании на шинном рынке является ОАО СИБУР - Русские шины, созданное в сентябре 2002 года с целью организации и развития единой дистрибьюторской сети и проведения единой маркетинговой политики по продаже шин. Приоритетом в товарной политике ОАО СИБУР-Русские шины является переход от диагональных шин к современным радиальным и ЦМК шинам, доля которых увеличивается с каждым годом. В апреле 2004 года нефтегазохимический холдинг АК СИБУР принял Программу по повышению качества продукции шинных заводов ОАО АК СИБУР с углубленной их специализацией и оптимизацией модельного ряда шин. В рамках выполнения этой программы, ОАО Омскшина специализируется на производстве грузовых радиальных шин.
Анализ основных экономических показателей проведен на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности ОАО Омскшина. На основе этих данных проведем экономический анализ. В Приложении 1 и на рисунке Приложения 2 представлены основные экономические показатели работы ОАО Омскшина по которым будут производиться расчеты.
Проведем анализ динамики выручки от продажи продукции. По данному показателю определим абсолютное отклонение, темпы роста и представим расчеты в табл.1, а также рассмотрим динамику выручки на рис.1.
Таблица 1
Динамика выручки от продажи продукции ОАО Омскшина
Показатель Абсолютное отклонение, руб.Темп
роста, % (цепной)Темп роста, % (базисный)2007-
20062008- 20072009- 20082007- 20062008- 20072009- 20082007- 20062008-
20062009- 2006Выручка (нетто) от продажи продукции,
тыс. руб.325459-2018460-
Сравнивая данные табл.1 выручки по годам, наблюдается динамика роста с 2006 г. по 2007 г. на 6% или на 325459 тыс.руб., в 2008 г. происходит снижение выручки от продаж на 39%, к 2009 году выручка снизилась на 42% по сравнению с 2008 годом, это связано со снизившимся объемом производства.
Рис. 1. Динамика стоимости основных производственных фондов, выручки от продаж, товарной продукции ОАО Омскшина за 2006-2009 гг.
Проведем экономический анализ использования персонала предприятия. В качестве источников информации использовались статистическая отчетность и данные отдела кадров.
Анализ обеспечения потребности в кадрах действующего предприятия предполагает определение численности работников предприятия, и ее сопоставление с имеющейся рабочей силой, оценкой текучести кадров и определение дополнительной потребности или избытка кадров.
Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Рассмотрим численность работающих ОАО Омскшина в табл.2.
Таблица 2
Количественная характеристика численности ОАО Омскшина
Показатель2006год.2007год.2008 год.2009 год.Абсолютное
отклонениеТемп роста, 06-20072007-20082009-20082007-
По данным табл.8 видно, что численность на предприятии в течение трех лет увеличивалась, особенный рост наблюдается в 2008 г, по сравнению с 2005 и 2006 гг. она увеличилась на 1 и 3,4%, соответственно за счет увеличения численности рабочих, в 2009 году происходит снижение численности на 797 человек. Рассмотрим динамику численности на рис.2.
Рис. 2. Динамика численности ОАО Омскшина
Среднесписочная численность всего персонала за 2009 год составила 7927 человек и уменьшилась на 797 человек или на 9,1% по сравнению с 2008 годом. Снижение численности обусловлено следующими мероприятиями, проведенными обществом, а именно:
1.Централизацией ремонтного
2.Реорганизацией отдела
Информация о работе Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции на предприятии