Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является, выявление возможных путей снижения себестоимости продукции ОАО Омскшина и разработка мероприятий, исходя из выявленных резервов.
Задачи дипломной работы:
) исследование теоретических основ формирования себестоимости продукции;
) анализ себестоимости продукции ОАО Омскшина;
) разработка и обоснование мероприятий по снижению себестоимости продукции ОАО Омскшина.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости
.2 Калькулирование себестоимости продукции
.3 Направления снижения себестоимости продукции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА
2.1 Характеристика деятельности ОАО Омскшина
2.2 Анализ финансового состояния предприятия ОАО Омскшина
.3 Анализ себестоимости продукции
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ОМСКШИНА
3.1 Экономия материалов за счет изменения состава корда в производстве пневматических шин
3.2 Замена вида материала в производстве шин для легковых автомобилей
3.3 Снижение себестоимости резиновой смеси
3.4 Мероприятие по снижению энергетических ресурсов
3.5 Внедрение экономичной технологии осушки сжатого воздуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Устойчивость финансового состояния может быть повышена путем ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота, а также пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
Так как рассматриваемое предприятия с высоким риском банкротства, то к процедурам, предусматривающим восстановление платежеспособности можно отнести проведение определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из опасной зоны путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.
К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия можно отнести факторинг, лизинг, привлечение кредитов под прибыльные проекты, выпуск новых акций и облигаций, государственные субсидии, поиске сравнительно дешевых кредитов, в наиболее выгодном их вложении, сокращении сроков продажи товаров, продукции, услуг.
Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия должен является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы: более полное использование производственномощности предприятия, повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь.
Резервы улучшения финансового состояния предприятия могут быть выявлены с помощью маркетингового анализа по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.
.3 Анализ себестоимости продукции
Себестоимость производства продукции ОАО Омскшина включает в себя основные экономические элементы.
По элементу Сырье и материалы учитываются и планируются:
затраты на все виды сырья и материалы;
износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (инструмента, производственного инвентаря, приспособлений);
По элементу Топливо и энергия на технологические цели учитываются и планируются:
- затраты на топливо, электрическую,
тепловую и другие виды
По элементу Вспомогательные материалы учитываются затраты на тару и тарные материалы, потребляемые в цехе.
В элемент Основная и дополнительная заработная плата включаются:
основная и дополнительная заработная плата инженерно-технических рабочих,
основная и дополнительная заработная плата основных и вспомогательных рабочих (в том числе заработная плата рабочих не списочного состава), занятых непосредственно производством продукции, а также осуществляющих доставку вручную материалов от склада до места их использования.
К элементу Амортизация относятся суммы амортизационных отчислений, производимых по установленным на предприятии нормам от стоимости основных фондов, находящихся на балансе предприятия, за исключением основных фондов вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств.
По элементу Отчисления на страх и социальные нужды учитываются и планируются:
-суммы отчислений на
К элементу Прочие затраты относятся затраты, не относящиеся к перечисленным выше элементам затрат, в частности:
на оплату услуг транспорта общего пользования (кроме доставки материалов), а также транспорта строительных организаций, в том числе занятого на перевозках в пределах стройки;
на служебные командировки;
другие затраты.
В качестве цели анализа будем считать общую оценку фактически сложившегося уровня себестоимости на предприятии и намечаемые тенденции за последние годы. В частности, нас будет интересовать какие затраты увеличились в наибольшей степени и возможно ли их дальнейшее увеличение. При анализе будем также учитывать то, что на изменение состава и структуры себестоимости прямое действие оказывает объем выполненных работ и изменение затрат необходимо рассматривать в свете изменения объемов производства продукции.
В табл.22 приведены данные по фактической себестоимости за 2007-2009 гг. производства продукции ОАО Омскшина в разрезе экономических элементов затрат.
Таблица 22
Фактическая себестоимость производства продукции ОАО Омскшина тыс. руб.
Элементы затрат2007 г.2008 г.2009 г.
Из данных представленных в таблице Приложения 8 видно, что в 2009 году предприятие отдавало предпочтение производству грузовых и легковых шин, причем производство сельскохозяйственных шин было наименьшим, в то же время производство сельскохозяйственных шин является наиболее затратным.
Рассмотрим, как формировалась структура себестоимости на единицу продукции в 2009 году из собственного сырья по видам производимых шин в таблице 23
Таблица 23
Себестоимость на единицу продукции ОАО Омскшина в 2009 году по видам производимых шин
Себестоимость на единицу продукции, тыс. руб.грузовые шиныЛегкогру зовые шинылегковые шинысельхоз. шины123451. Сырье и основные материалы всего8079801002. Энергия на технологические цели484748603. Затраты на оплату труда производственного персонала131313164. Отчисления на соц.нужды производственный персонала55565. Общепроизводственные расходы218222172726. Общехозяйственные расходы373737467. Производственная себестоимость4054024045068. Внепроизводственные (коммерческие) расходы666 89. Полная себестоимость 8126118101014
Из представленных данных в табл. 23 видно, что наиболее затратным является производство сельскохозяйственных шин. На производство данного вида шин идет наибольший расход сырья и материалов, энергии на технологические цели, общепроизводственные и общехозяйственные расходы имеют наибольший размер в сравнении с остальными производимыми видами шин, зарплата и отчисления превышают затраты по производству других видов. Таким образом, производство сельскохозяйственных шин является наиболее материалоемким и трудоемким. А наиболее дешевым является производство легкогрузовых шин.
На основе имеющихся данных представленных в таблице 23 рассчитаем темпы прироста фактической себестоимости по формуле:
Сm/n = Cm - Cn /Cn *100, (2.6)
где Сm/n - это прирост себестоимости за год, тыс. руб.;
Cm - фактическая себестоимость за год, для которого находится прирост, тыс. руб.;
Cn - фактическая (плановая) себестоимость за год, по отношению к которому находится прирост (отчетный / предыдущий период), тыс. руб.
Для ОАО Омскшина за 2008-2009 гг. этот показатель будет равен:
Сm/n = 1539220 -3052725 / 1539220 * 100 = - 98,32%.
Фактическая себестоимость производства продукции за три года снизилась на 68%. Такое снижение себестоимости с 2008 года обусловлено заключенным в феврале 2008 года договором процессинга между ОАО Омскшина и АК Сибур, и использованием давальческого сырья.
При анализе себестоимости наиболее распространенным и точным показателем является величина затрат на 1 рубль производства продукции (услуг). Он определяется отношением себестоимости производимых услуг к стоимости производимых услуг и выражается в копейках. Определим данный показатель по годам исследуемого периода и представим в виде табл. 24
Таблица 24
Затраты на 1 рубль производства продукции ОАО Омскшина
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.Фактическая
себестоимость, тыс. руб.
Поскольку за анализируемый период происходило снижение, как объемов производства продукции, так и себестоимости, то для выявления зависимости необходимо рассчитать соотношение темпов прироста объемов фактически выполняемых работ и себестоимости. Использую формулу (2.6) аналогичным образом можно рассчитать темпы прироста объемов производства.
Данные величины составят:
Δ О2007/2008 = (5216 - 5125) / 5125 * 100 = 1,78 %,
Δ О2008/2009 = (4 018 - 5216) / 5216 * 100 = -22,97 %.
Далее определим среднегодовые темпы прироста себестоимости и объемов производства.
Темпы прироста себестоимости и объемов производства составят:
С = *100 = 56,6 %,
О = *100 = 88,5 %.
Таким образом, себестоимость производства продукции за исследуемый период снизилась в среднем на 44,4% в год, в то время как объемы производства снизились в среднем на 11,5%.
В таблице 25, отражены данные по элементам затрат за 2007 - 2009 года. Определим поэлементным делением на общую годовую себестоимость удельный вес каждого из видов затрат.
Таблица 25
Структура себестоимости продукции ОАО Омскшина по элементам затрат
Элементы затратУдельный вес, 07 г.2008 г.2009
г.Сырье и материалы75,773,170,6Топливо 3,23,33,4Вспомогательные
материалы2,82,42,2Энергия на технологические
цели4,24,85,2Зарплата основная и дополнительная7,28,98,
На протяжении рассматриваемого периода себестоимость продукции снижается, в основном это связано с тем, что уменьшился объем производства и сократилась численность, вследствие этого несколько сократилась доля зарплаты и отчислений, энергия занимает второе место после сырья и материалов, это обусловлено увеличивающейся стоимостью основных производственных фондов на протяжении рассматриваемого периода
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что элемент Сырье и материалы составляет большой удельный вес в структуре предприятия и диктует особое внимание к поиску вариантов снижения затрат на материалы.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО
СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ
.1 Экономия материалов за счет
изменения состава корда в
производстве пневматических
В условиях рыночной экономики товаропроизводитель при разработке нормативной базы должен предусматривать реакцию рынка на изменение цен, поэтому при формировании норм он ориентируется, прежде всего, на собственную выгоду, которая может быть достигнута только при условии, что экономия от внедрения более прогрессивных материалов в стоимостном выражении будет больше разницы цен до и после проведения мероприятия.
Для химических производств, большинство из которых материалоемкие, а многие - и энергоемкие, важнейшим направлением снижения себестоимости является экономия материалов и энергетических средств. Каждый процент снижения материальных затрат приводит к снижению себестоимости химической продукции на 0,6 - 0,8% [19, с.38,42].
Покрышки и бескамерные шины изготавливают из резины, кордной технической ткани, металлокорда и проволоки, а камеры и ободные ленты - из резины.
В различных конструкциях шин используются технические ткани - корд, чефер, доместик и бязь, а также металлокорд и стальную проволоку. Корд представляет собой ткань, состоящую из прочных толстых нитей двойного кручения с большей частотой на основе и из слабых тонких нитей одинарного кручения с малой частотой - по утку. Корд является основной тканью, из которой изготавливают главную часть покрышки - каркас.
Масса текстильных материалов составляет примерно 10-20% общей массы покрышки, а стоимость 25-30% стоимости всех материалов, расходуемых на нее [18, c.39].
Ткани для покрышек изготавливают из вискозного шелка, капрона, нейлона, тефлона. В связи с относительно высокиммодулем упругости вискозный корд 30 КНТС и 302 КНТС применяется в пневматических шинах. К недостаткам вискозного корда относится его низкая прочность по сравнению с капроновым и амидный таких марок как 35 КНТС и 352 КНТС, которая при увеличении влажности уменьшается почти в 2 раза. Вискозный корд используется в производстве покрышек для грузовых и легковых автомобилей.
Наиболее перспективным является применение капронового и амидного кордов из полиамидных волокон, так как по сравнению с вискозным они обладают большей прочностью, устойчивостью к действию многократных деформаций изгиба, влагостойкостью и малой массой. Благодаря этому повышается пробег шин, снижается расход каучука на 10 и корда до 30%.
Расход сырья и материалов является одним из факторов, влияющих на рост объема производства. Себестоимость потребляемого материала снижается в результате сокращения удельного расхода материалов на единицу продукции, что непосредственно связано с уменьшением норматива оборотных средств, а также за счет замены материалов достигается значительное изменение себестоимости продукции. Фактор замены материалов может оказать влияние на себестоимость продукции изменением нормы расхода заменяющего материала по сравнению с заменяемым материалом и изменением их цен.
Предлагается применение корда 35 КНТС и 352 КНТС вместо корда 30 КНТС и 302 КНТС для шин пневматических для грузовых автомобилей с сохранением качественных показателей, что позволит снизить себестоимость покрышек. Применение корда 35 КНТС и 352 КНТС вместо корда 30 КНТС и 302 КНТС повлечет за собой изменение норм расхода из-за особенностей физико-химических свойств составляющих материалов. Рассмотрим изменение норм расхода до и после внедрения мероприятия, а также цену сырья и материалов в табл. 26.
Информация о работе Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции на предприятии