Культура предпринимателя и деловой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения темы: «Культура предпринимателя и деловой этикет». Очень важную роль в нормальной работе предприятия или фирмы играет культура предпринимательства. Она способствует повышению уровня предприятия, что ведет за собой и повышение эффективности производства, и соответственно увеличение доходов.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.81 Кб (Скачать файл)

Краевое государственное автономное профессиональное

 образовательное  учреждение  

Пермский торгово-технологический колледж

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК.01.01: «Организация коммерческой деятельности»

Тема: «Культура предпринимателя и деловой этикет»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы

Проверила: -, преподаватель


 

 

 

 

Пермь - 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1 НАИМЕНОВАНИЕ  ПЕРВОГО РАЗДЕЛА (ГЛАВЫ)    5

1.1 Наименование  первого подраздела (параграфа)     5

1.2 Наименование  второго подраздела (параграфа)    10

1.3

2 НАИМЕНОВАНИЕ  ВТОРОГО РАЗДЕЛА (ГЛАВЫ)    15

2.1 Наименование  первого подраздела (параграфа)     20

2.2 Наименование  второго подраздела (параграфа)     28

2.3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1          31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2         32

 

Введение

Целью данной работы является изучения темы: «Культура предпринимателя и деловой этикет». Очень важную роль в нормальной работе предприятия или фирмы играет культура предпринимательства. Она способствует повышению уровня предприятия, что ведет за собой и повышение эффективности производства, и соответственно увеличение доходов.

Культура предпринимательства, как проявление правовых и этических норм, включает в себя следующие отношения: с государством, обществом, потребителями, партнерами, сотрудниками, конкурентами и другими субъектами, а так же соблюдение действующих правовых стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Любой предприниматель обязан овладеть основными навыками профессионального поведения, следуя этикету делового человека, который включает: правила представления и знакомств, правила ведения деловых бесед, правила деловой переписки и телефонных переговорах, требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде, требования к речи, знание делового протокола и т.д. Итак, знание делового этикета - основа предпринимательского успеха.

Каждый день вносится что-то новое в законы этикета. И год назад и десять лет назад все менялось. Человек всегда стремится к совершенству. И в своем поведении, и во внешнем виде. Но в каждую эпоху были и культура, и этикет. Они становились и развивались вместе с государствами и традициями.

Этические нормы поведения изучает корпоративная этика. Взаимоотношения с государством, покупателями, поставщиками, работниками. Многие фирмы Запада имеют собственные этические кодексы. При этом они исходят из того, что высокие этические стандарты обеспечивают стабильную прибыль.

В этой работе мы рассмотрим разные стороны культуры и этикета. Оценим и русских предпринимателей и зарубежных в их культурном общении и особом поведении. И то, из-за чего в компаниях возникают конфликты и способы их устранения.

 

 

  1. Общее понятие культуры предпринимательства и делового этикета

1.1 Культура предпринимательства

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства - это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

Культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности. Обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития», можно выделить десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

1. Социальная, так как на ее формирование влияют большинство работников фирмы;

2. Регулирует поведение членов  коллектива;

3. Создается людьми;

4. Осознанно или неосознанно  принимается всеми работниками;

5. Основана на соблюдении традиций;

6. Познаваема;

7. Способна изменяться;

8. Многогранна, ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

9. Осознаваема и не осознаваема;

10. Находится в постоянном развитии.

Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культура предприятия - это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами. Основная функция организационной культуры предприятия - создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного «мы». Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

 

 

    1. Деловая этика

  Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны, этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

  Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений, занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

  Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:

1) правила обычной морали к  бизнесу не относятся или относятся  в меньшей степени. Эта точка  зрения соответствует концепции  так называемого этического релятивизма , согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

2) этика бизнеса основана на  всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

  Для нас этика, прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие.

  Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.         Существует так называемая «профессиональная этика», и в частности – «деловая этика». Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

  Деловая этика – это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Деловая этика – это, прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции. Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и т.д.

 

 

 

 

 

 

1.3. Деловая этика – основа бизнеса

  Логика становления рыночных отношений в стране предполагает подключение нашей экономической системы к мировым хозяйственным процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических начал экономик стран Запада и России.

  Нам предстоит усвоить, что рынок – это не просто место купли-продажи товаров, не «базар», а прежде всего особая логика, психология, этика, словом, значительный культурный слой, который необходимо готовить заранее. Не рынок является аморальным, жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на неписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность.

  У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления. Имеются в виду те проявления общественного сознания, которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Не вызывает сомнений и то, что пороки нашего бизнеса – своего рода производные от общего  
состояния общественной морали. У многих фирм во многих странах есть такой принцип: «Прибыль превыше всего, но превыше прибыли – честь». А у многих новых российских бизнесменов другие принципы: «Прибыль любой ценой», «Деньги не пахнут», «Не обманешь - не продашь». А что было раньше? Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была - жизнь.

  Деловые отношения - это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, доверительности, взаимной выгоды и т. п.

  Существуют такие основные разделы этикета как:

  1. Технологии невербального общения: жесты хорошего тона, походка, как правильно сидеть, вход и выход из автомобиля, рукопожатие и пр.

  2. Протокольные вопросы приема делегаций: встреча, обращение, представление, знакомство, размещение в отеле и т.д.

  3. Манеры руководителя, подчиненного.

  4. Классификация приемов, правила для хозяев и гостей, общение в ресторане, сервировка стола, приборы стола и т.д.

  5. Деловая одежда(dress-code), обувь и аксессуары, для работы (мужские, женские).

  6. Ритуалы и правильное употребление алкоголя, выбор вин и других напитков.

  7. Национальные особенности этикета.

  8. Этикет телефонных переговоров.

  9. Речевой этикет.

  10. Сетевой этикет (нэтикет).

 

Наряду со всеми этими характеристиками делового мира, деловой этикет - специфическая культура деловых отношений. Она включает в себя сложившиеся ритуалы и субординацию, служебный этикет, требования, предъявляемые к деловому общению, манеру поведения, стиль письма, телефонных разговоров, оформление деловых бумаг, искусство и манеры ведения переговоров и торгов, культуру обеспечения рекламы, презентаций, этику конкуренции. Деловой этикет - это азы бизнеса, и если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на «неправильных инстинктах»: урвать, обмануть, словчить, слукавить.

Серьезный бизнесмен скорее понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить его удается не всегда.

Деловой этикет - это совокупность правил, принципов и конкретных форм общения. Деловое общение должно отвечать целому ряду требований. Среди них ориентация на конструктивный результат, стремление к разрешению конфликта, спорного положения, достижению договоренности, соглашения. Таким образом, культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия. Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия являются сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои различные субкультуры.

Информация о работе Культура предпринимателя и деловой этикет