Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 19:25, курсовая работа
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
1.1 Понятие «оценки бизнеса»
1.2 Цели оценки бизнеса
1.3 Основные виды стоимости
1.4 Принципы оценки бизнеса
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА
2.1 Затратный подход к оценке бизнеса
2.2 Доходный подход к оценке бизнеса
2.3 Сравнительный подход к оценке бизнеса
3 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Х»
3.1 Перспективы развития отрасли
3.2 Общая характеристика объекта оценки
3.3 Анализ финансово-экономического состояния предприятия
3.4 Затратный подход
3.5 Сравнительный подход
3.6 Доходный подход
3.7 Итоговое согласование стоимости предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА |
6 |
1.1 Понятие «оценки бизнеса» |
6 |
1.2 Цели оценки бизнеса |
12 |
1.3 Основные виды стоимости |
15 |
1.4 Принципы оценки бизнеса |
19 |
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА |
21 |
2.1 Затратный подход к оценке бизнеса |
21 |
2.2 Доходный подход к оценке бизнеса |
29 |
2.3 Сравнительный подход к оценке бизнеса |
33 |
3 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Х» |
39 |
3.1 Перспективы развития отрасли |
39 |
3.2 Общая характеристика объекта оценки |
45 |
3.3 Анализ финансово-экономического состояния предприятия |
49 |
3.4 Затратный подход |
53 |
3.5 Сравнительный подход |
58 |
3.6 Доходный подход |
64 |
3.7 Итоговое согласование |
71 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
73 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
76 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
79 |
Переход России от командно-административных методов управления к рыночным механизмам потребовал внедрения новых областей в науке и практике. К таким нововведениям можно отнести и оценку бизнеса предприятия.
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте.
При реализации своих прав у собственника
возникает много проблем и
вопросов. Основным из вопросов является
вопрос о стоимости объекта
Впервые с проблемой оценки в России столкнулись в связи с проведением приватизации.
Толчок к расширению участия
оценщиков в хозяйственной
Продолжающийся в нашей
стране процесс инфляции активно
обуславливает необходимость
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс определения рыночной стоимости его капитала. Возникновение таких процессов как приватизация, появление фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества формируют потребность в проведении работ по оценке бизнеса.
Процесс оценки бизнеса позволяет не только определить рыночную стоимость предприятия в целом, но и способствует проведению реструктуризации, подготовке его в борьбе за выживание на конкурентном рынке. Кроме того, оценка предприятия позволяет улучшить качество управления последним, поскольку обеспечит собственнику выбор той альтернативы, которая способствует увеличению рыночной стоимости предприятия, а именно это условие и является основной целью управления предприятием в рыночной экономике. Потребность в оценке возникает и при определении целесообразности слияния и поглощения предприятий, при анализе инвестиционных решений и формировании портфеля акций, купле-продаже предприятия в целом или его отдельных частей, при залоговом кредитовании, страховании бизнеса. Во всех этих случаях возникает необходимость в определении стоимости активов и будущих доходов от бизнеса.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства…» (Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации. Глава 1, стр.3).
В нашей стране оценка стоимости различных объектов, в том числе и бизнеса, проводится на основании закона об оценочной деятельности и стандартов независимыми лицензированными оценщиками, прошедшими специальную профессиональную подготовку.
Целью настоящей дипломной работы является определение рыночной стоимости 100 %-ной доли капитала ООО «СТЭВИЯ».
Для написания данной дипломной работы была использована как внешняя, так и внутренняя информация. К внешней информации можно отнести: данные информационного агентства «АК&М», журнал «Эксперт», Госкомстат, информационно-аналитический бюллетень «КО-ИНВЕСТ», Интернет и другое.
Внутренняя информация (данные по оцениваемому предприятию) - ретроспективная информация о финансовом состоянии и деятельности ООО“ Стэвия ” в период с 1 января 2007 года по 1 января 2010 года, а именно:
Дата, на которую проводилась оценка действующего предприятия – 1 января 2011 года
Цель оценки – определение рыночной стоимости.
Назначение оценки – купля-продажа предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
1.1 Понятие «оценки бизнеса»
Бизнес – это
Бизнес – это конкретная деятельность,
организованная в рамках определенной
структуры. Главная ее цель – получение
прибыли. Любой бизнес имеет свою
экономико-организационную
Владелец бизнеса имеет право передать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром. Все это справедливо и для предприятия и для фирмы .
Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предполагают принципы, модели, подходы и методы оценки.
Предприятие или фирма представляют
собой организационно-
Предприятие является объектом гражданских
прав и рассматривается как
Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.
При покупке-продаже имущества, при оценке интеллектуальной собственности, при переоценке основных фондов, при осуществлении амортизационной политики и при большинстве других рыночных действий реальная оценка объективно необходима. Без профессиональной оценки невозможно, в частности, цивилизованное становление рынка недвижимости.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Итак, во-первых, оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс, то есть для получения результата эксперт оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов. Вместе с тем можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету, сбор и обработка необходимой информации, обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов.
Ни один из этапов нельзя пропустить
или «переставить» на другое место.
Такие «вольности» приведут к
искажению конечного
В-третьих, оценка стоимости — процесс целенаправленный. Эксперт оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта. Но вот какую стоимость определить, зависит как раз от цели оценки, а также от характеристик оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли продажи, то рассчитывается рыночная стоимость, если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то рассчитывается ликвидационная стоимость.
Четвертая черта процесса оценки стоимости заключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.
Пятая сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее рыночном характере. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, генерируемого им дохода, состава и структуры активов и обязательств и т. п. оцениваемого объекта. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макро и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.
Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом, отсюда время — важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включая оценку стоимости предприятия (бизнеса). Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами, периодами. Интервал, или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году.
Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она определяется только по состоянию на конкретный момент времени. Уже через несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, постоянная оценка и переоценка объектов собственности необходима в условиях рыночной экономики.
Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства…» (Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации. Глава 1, стр.3).
Рыночная стоимость
В практике сделок с предприятиями
различают куплю-продажу
Термины «предприятие» и «бизнес» фактически совпадают, когда речь идет о купле-продаже, хотя в действующем законодательстве такое явление, как бизнес, отсутствует, а предприятие трактуется крайне односторонне. Гражданский кодекс использует понятие предприятие в двух разных смыслах: как субъект права (государственные и муниципальные предприятия) и как его объект.
Возможно также исключение
из передаваемого комплекса