Планирование розничного товарооборота торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, характеристики и классификация розничного товарооборота…...4
2. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия…...9
2.1. Задачи планирования розничного товарооборота………………………...9
2.2. Прогноз общего объема товарооборота, методы планирования и прогнозирования………………………………………………………………10
2.3. Стадии планирования товарооборота…………………………………...12
2.4. Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам ………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….23
Задачи ……………………………………………………………………………25
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

Планирование.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

2.2. Прогноз общего объема товарооборота, методы планирования и прогнозирования 

     Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой  для такого расчета служат маркетинговые  исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических  изменений, анализе товарооборота  за прошлые годы, тщательном учете  перспектив развития всех отраслей народного  хозяйства, изменений в спросе населения  на различные товары. При этом учитывают  комплексное влияние множества  факторов, основными из которых являются следующие:

     1. Сложившийся уровень потребления  и реализации товаров и его  зависимость от покупательских  фондов населения. Анализ этих  данных позволяет выявить тенденции  в спросе населения на отдельные  товарные группы. По тем товарам,  на которые спрос населения  удовлетворяется полностью, фактическая  продажа в определенной мере  характеризует размер платежеспособного  спроса. Учитываются изменения, которые происходят в структуре товарооборота под влиянием роста материального благосостояния населения. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи кондитерских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных товаров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов. Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

     2. Уровень производства отдельных  предметов потребления и соответственно  изменение объема и структуры  товарных ресурсов.

     3. Соотношение товарного и нетоварного  потребления. На объем розничного  товарооборота по продуктам питания  влияет объем продукции личного  подсобного хозяйства, другие  источники удовлетворения потребности  в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При  этом учитываются выявленные  тенденции развития подсобных  хозяйств.

     4. Нормы потребления пищевых продуктов  и важнейших непродовольственных  товаров в сопоставлении с  фактическим уровнем потребления.

     5. Изменения жилищно-бытовых условий  обслуживаемого населения. В связи  с расширением жилищного строительства  резко увеличивается спрос на  мебель, растет продажа индивидуальным  застройщикам различных строительных  материалов.

     Методика  прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

     - продукты питания, часть потребностей  в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

     - продовольственные товары, вся потребность  в которых удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

     - непродовольственные товары;

     - товары длительного пользования,  спрос на которые зависит от  степени обеспеченности населения  этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и  т.п.), поэтому следует учитывать  наличие у обслуживаемого населения  предметов длительного пользования в расчете на 100 семей.

     Методы  прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота  зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия.

     При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия  могут быть использованы следующие  методы:

  • опытно-статистический;
  • экономико-статистический;
  • экономико-математического моделирования;
  • комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

     Однако  при использовании любого из методов  следует иметь в виду, что составление  плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет  данных о фактическом товарообороте  за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала  определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение  сопоставимости его объема с точки  зрения изменений в материально-технической  базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений).

      2.3. Стадии планирования товарооборота

      План  розничного товарооборота является основным, ведущим разделом торгово-финансового  плана предприятия торговли. Объем  и структура товарооборота оказывают  влияние на все остальные разделы  торгово-финансового плана –  труд, издержки обращения, прибыль и  др.

      План  розничного товарооборота состоит  из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

      Все разделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Так показатели на начало (З1) + поступление (П) = реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из этого баланса, можно рассчитать и спрогнозировать любой показатель товарооборота.

      Первая  стадия планирования  розничного товарооборота. (особенно нового предприятия) – определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.

      Расчет  минимально необходимого объема товарооборота  можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный  товарооборот представляет собой сумму  розничных цен проданных или  запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит  из покупной для торгового предприятия  цены товара и торговой надбавки. Сумма  покупных цен представляет собой  товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

      Тр.ц. = Тп.ц. + ТН,

      где Т р.ц. – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

      Т п.ц. – объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

      ТН  – сумма торговых надбавок, руб.

      ТН = ИО + П            

      где П сумма прибыли, руб.;

      ИО  – сумма издержек обращения, руб.

      ИО = И Опер +ИО пост

      где И Опер – сумма переменных издержек обращения, руб.;

      И Опост – сумма постоянных издержек обращения;

      Т р.ц = Тп.ц. + И Опер  +ИОпост

      Но  поскольку минимально необходимый  объем розничного товарооборота  позволяет покрыть только затраты  и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь  вид:

      Ткр. = Тп.ц. +ИОпер+ ИО пост

      Где Ткр – критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

      Товарооборот  по покупным ценам представляет собой  объем закупленных товаров в  стоимостном выражении или затраты  торгового предприятия на покупку  товаров. Величина этих затрат носит  переменный характер, поэтому объем  критического товарооборота можно  представить следующим образом:

      Ткрпер +ИОпост,

      Где Зпер – переменные затраты.

      Разделив  полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

      Ткркрперкр +ИОпосткр

      Обозначив: Зперкр = Д – для переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

      1 =Д+ИО посткр

      отсюда:                                Ткр = ИО пост /(1-д)

      Чем выше разность между плановой (или  фактической) выручкой предприятия  и точкой безубыточности, тем выше запаса финансовой прочности и устойчивости предприятия.

      Запас финансовой прочности, в %, рассчитывается по формуле:

        (Тплан (факт) –Тб)х100

                                     Зфп =             Тплан(факт)                       

      Для магазина запас финансовой прочности  составит:

      Определив минимальный критический объем  товарооборота, обеспечивающий предприятию  безубыточную работу, переходят к  расчету возможного объема товарооборота  на планируемый год.

      Вторая  стадия – прогноз общего объема товарооборота.

      Анализ  товарооборота начинают с определения  его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми  показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных  интервалов. Подобные сопоставления  позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии  развития.

      На  основе запланированного объема продажи  устанавливают необходимые размеры  товарных запасов и поступления  товаров.  Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров  в широком ассортименте. Объем  розничного товарооборота и его  структура должны обеспечить удовлетворение потребностей населения в разнообразных  товарах в соответствии с его  спросом. Поступление товаров предусматривают  в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную  торговлю, выполнение плана продажи  и создание нормального запаса товаров  на конец планируемого периода.

      Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма реализации отдельных товарных групп, учитывая влияние следующих факторов:

  • численность и состав обслуживаемого населения;
  • сложившийся уровень потребления и реализации товаров в зависимости от покупательских фондов населения;
  • соотношение товарного и нетоварного потребления;
  • развитие жилищного строительства (например, при улучшении жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения высокими темпами увеличивается спрос на обои, лаки, мебель и т.д.

      Третья  стадия – рассчитав общий объем товарооборота на планируемый период, его распределяют по кварталам и месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамике денежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемый период позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.

Информация о работе Планирование розничного товарооборота торгового предприятия