Разработка бизнес плана на примере Барановичский хлебозавод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 11:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обобщение теоретического материала, исследование порядка разработки бизнес-плана филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 рассмотреть сущность, этапы разработки и основные разделы бизнес-плана предприятия;
 исследовать зарубежный опыт бизнес-планирования;
 дать организационно-экономическую характеристику филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод;
 исследовать порядок разработки бизнес-плана филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод;

Содержание работы

Барановичский хлебозавод
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод
2.2 Порядок разработки бизнес-плана филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод 39
2.3 Анализ структуры бизнес-плана филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод 43
ГЛАВА 3 Пути совершенствования бизнес-планирования 61
В филиале РУПП «Брестхлебпром» Барановичский 61
хлебозавод 61
3.1 Новые технологии в бизнес-планировании 61
3.2 Мероприятия по совершенствованию бизнес-планирования в филиале РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод 70
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПЕРЕДЕЛКА.doc

— 701.00 Кб (Скачать файл)

Круг пользователей бизнес-плана весьма широк.

Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д.

Во-вторых, это сотрудники предприятия. Знакомство с документом позволяет им полечить четкое представление о стратегических направлениях развития и о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.

В-третьих, это потенциальные инвесторы. Как отмечалось, для реализации проекта необходимы перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта. Именно эту задачу и должен решать бизнес-план.

Таким образом, разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач:

-четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

-разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;

-определения необходимых объемов финансирования и поиска его источников;

-выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;

-организации системы контроля над ходом осуществления проекта;

-подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов [31, с. 28].

Анализ первых пяти направлений использования бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в случае, если участие постороннего капитала в проекте не предполагается.

Для бизнес-плана очень важна детальная проработка всех вопросов, связанных с конкретными мерами, которые предстоит реализовать в сфере производства, маркетинга и организационных структур управления. Это нужно и авторам проекта для оценки реальных возможностей  воплощения их идей, и инвесторам, которые вряд ли рискнут своими средствами, не имея надежных гарантий осуществимости проекта. Очевидно, что предпринимателю важно с самого начала точно оценить общую стоимость проекта, долю участия в нем своими средствами и соответственно величину привлекаемых финансовых ресурсов. При этом следует заранее выбрать наиболее предпочтительную форму привлечения средств. Кроме того, желательно в начале разработки проекта иметь представление о конкретном круге инвесторов, которых может заинтерересовать участие в проекте. Очевидно, что на этом этапе, как и на предыдущем, составление бизнес-плана позволит предпринимателям трезво оценить возможности отобранных проектов и сократить их число за счет малореальных и нерентабельных.

Разработка бизнес-плана позволяет решить еще одну задачу – прогнозировать различные сценарии развития событий и выявить препятствия, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Это позволяет подготовить варианты действий по их преодолению.

Не менее важна еще одна возможность, связанная с разработкой бизнес-плана. Речь идет о системе контроля над ходом реализации проекта. Система включает: набор конкретных показателей; периодичность их оценки; величины предельно допустимых отклонений или пороговых значений, после превышения, которых необходимо внесение корректировок; ответственных исполнителей.

1.2 Этапы разработки бизнес-плана

 

 

В зависимости от функционального назначения разрабатываемого предприятием бизнес-плана оп­ределяется необходимый объем работ, т.е. выбира­ется перечень выполняемых блоков. Весь процесс разработки бизнес-плана как единого документа проводится в четыре этапа [1, с. 10].

На первом этапе составления бизнес-плана формулируются преследуемые цели. Эта часть бизнес-плана должна дать ответ на вопросы: ка­кую выпускать продукцию (вид деятельности) и какой доход получит предприятие от ее продажи. В этой части следует показать, почему необходим данный бизнес, почему необходимо его расшире­ние, какие цели выдвигаются на ближайший пе­риод и каковы долгосрочные цели.

Определение целей является непременной, но достаточно трудной предварительной задачей. Це­ли субъективны, и в этом смысле нет правильных и неправильных целей. Только предприятие мо­жет определить, какие цели будут для него под­ходящими. Информация о целях предназначена для всего коллектива предприятия.

В бизнес-план включаются цели общие и конкретные. При определении общих целей следует ответить на вопросы: каковы основные цели предпринимательской деятельности, а также планы на ближайший год и более далекую перспективу (пять и десять лет).

Специфические конкретные цели определяют промежуточные результаты при достижении об­щих целей. При этом устанавливается приоритет­ность целей, их распределение по времени. В слу­чае возникновения противоречий между отдель­ными целями применяются компромиссные фор­мулировки, позволяющие согласовать цели, уточ­нить способы их достижения и критерии оценки.

При составлении бизнес-плана необходимо вы­делить внешние и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы в максимальной степени убедить возможных будущих партнеров и кредиторов в успехе работы пред­приятия. Главная внутренняя цель состоит в раз­работке основного документа для управления предпринимательской деятельностью. Основным выводом на первом этапе является обоснование путей достижения установленных целей

Второй этап разработки бизнес-плана связан с маркетингом. На этом этапе необходимо опреде­лить место, которое будет занимать предприятие на рынке, описать положение сферы торговой де­ятельности. При этом необходимо от­ветить и на такие вопросы как: характеристика потребителей, сколько потребителей включает по­тенциальный рынок данной продукции, его местонахождение, определить пути повышения кон­курентоспособности товаров, потенциал для раз­вития на данном рынке, перспективы роста и возможности переключения на другие рынки [1, с. 11].

На третьем этапе разработки бизнес-плана проводится оценка  финансового состояния предприятия, рассчитываются затраты и доходы. В нее включаются финансовые отчеты за последние го­ды, финансовый проект на предстоящие три года, оценки бухгалтерского баланса, отчеты о прибы­лях и убытках, о потоке денежной наличности. Эти расчеты должны продемонстрировать эффек­тивность прогнозируемого вложения средств и содержать анализ основных факторов, влияющих на финансовые результаты. Необходимо обрисовать также ситуацию, которая может сложиться в слу­чае, если планируемый уровень прибыли не будет достигнут.

При этом рассчитываются следующие финансо­вые показатели:

- себестоимость выпускаемой продукции;

- валовой доход,  который  планируется  получить за  расчетный  период  времени;  величина  пред­стоящих расходов; сроки выплаты ссуды.

Следует  также  рассчитать  и обосновать  сумму денег, необходимую для запуска и реализации предлагаемого проекта предпринимательской деятельности, а также составить план распределения средств.

При этом необходимо определить: какую часть требующихся средств составят кредитные ресур­сы, какую предполагается получить от инвесторов и какую вкладывает само предприятие, как имен­но будут использоваться вложенные инвестором средства, какую предполагается получить при­быль и как она будет распределяться.

На четвертом этапе определяется подход к привлечению инвестиций путем распространения акций среди профессиональных инвесторов. На основе рассчитанных и финансовых показателей хо­зяйственной деятельности предприятия, отражаю­щих экономическую ситуацию, обосновываются варианты выгодного вложения инвестиций в его развитие или создание новых производств. При­нятие решения о выделении инвестиций опирает­ся на анализ и оценку рынков, ресурсов, производственной мощности, технологии. Определяю­щую роль в этом деле играют данные, получен­ные в результате маркетинговых исследований и изучении конкурентов.

 

 

1.3 Основные разделы бизнес-плана

 

 

В структурном отношении с точки зрения сис­темного подхода бизнес-план можно разделить на 12 блоков. По своему содержанию бизнес-план включает все основные стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирмы): его производственные, ком­мерческие и социальные проблемы.

Структура и объемы разделов бизнес-плана определяются самостоятельно, но при их подготовке следует учитывать следующие факторы:  особенности применяемой (осваиваемой) технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта  (услуг), степень проработанности  тех  или иных вопросов.  Ниже приводится примерная структура бизнес-плана и краткая характеристика  его разделов: титульный лист и оглавление; резюме; история бизнеса; товары и услуги; план маркетинга; план производства; научно-исследовательские и опытно-конструк­торские работы; финансовый план; юридический план; схема контроля выполнения плана.

Титульный лист и оглавление. На титульном лис­те обычно указывается название организации, ее вла­делец, адрес, номера телефонов и факса, требования к защите коммерческой тайны. Оглавление - это наибо­лее читаемая часть бизнес-плана после титульного лис­та и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана, выполняется лаконич­но с выделением подзаголовков, наиболее значимых от­делов плана [44, с. 106].

Резюме. Включает цели плана бизнеса, коротко вы­раженную суть проекта, сжатое описание всех ключе­вых элементов бизнес-плана и его основных частей, суммирует факторы будущего успеха предпринимате­ля, предлагает выводы автора проекта. При разработке этого раздела рекомендуется посто­янно помнить, что резюме - это ключевая часть бизнес-плана и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение проекта, т.е. появился интерес к нему. Резюме должно быть кратким, четким и помещаться на одной-двух страни­цах. Составляется резюме после разработки всех разде­лов плана.

История бизнеса. Здесь должно быть краткое опи­сание сферы, в которой действует организация или в которую она намеревается войти. Указывается место­расположение организации, ее профиль, опыт работы; какая продукция или услуга предлагается покупате­лю; кто является или намеревается стать главными по­купателями. Отмечается организационно-правовая фор­ма и структура капитала организации.

При образовании новой организации важно опреде­лить причины уверенности в успехе и показать опыт работы в этой сфере, следует объяснить, почему выбра­но данное место и как влияют все указанные факторы на основные конечные финансовые показатели, при этом приводить ссылки на конкретные варианты расче­тов в бизнес-плане. Важно, чтобы каждая характерис­тика была настолько полной, насколько это необходи­мо для подтверждения реальности задуманного дела и формирования хорошего мнения об организации.

Товары и услуги. Раздел содержит ответы на следу­ющие вопросы: назначение, оригинальные черты, от­личия и особенности товара; стадия жизненного цикла, на котором находится товар, срок службы товаров, га­рантируемый организацией и подтвержденный автори­тетным сертификационным центром, прогнозируемый срок новизны товаров; технология производства и ее экологические последствия; особенности упаковки, хранения, транспортировки и сбыта, предпродажного и послепродажного обслуживания; затраты производ­ства и реализации, прибыль и рентабельность товаров и услуг [44, с. 107].

Для экспортных товаров необходимо обратить вни­мание на специфические требования с точки зрения упаковки, цены, дизайна. В этом разделе плана следует подтвердить право собственности, т.е. представить имеющиеся патенты, торговые марки и другие атрибу­ты собственности, описать перспективу развития ассортимента или развития родственной продукции (услуг), подчеркнуть их достоинства и преимущества.

План маркетинга. Посвящен оценке рыночных возможностей организации, т.е. анализу объема реали­зации продукции и услуг, являющихся ключевыми мо­ментами для определения объемов инвестиционной и производственной программы, производственной мощ­ности, требуемой технологии. Результаты по ис­следованиям рынка являются базой для разработки долгосрочной стратегии, текущей политики организа­ции и определения потребности в материальных, тру­довых и финансовых ресурсах.

Важное место в этом разделе занимает рассмотрение мирового рынка: тип рынка и роль на нем основных конкурентов; общая емкость рынка и прогноз его изме­нения, подтвержденный специальным маркетинговым исследованием; основные сегменты рынка, характе­ристика покупателей и сравнительной выгодности раз­личных клиентов; доля организации и ее основных конкурентов на рынке, ее тенденции; оценка конку­рентоспособности товаров по их качеству и надежнос­ти, уникальности, престижности, цене; факторы риска, их значимость и меры по нейтрализации. Особое внимание следует уделить изучению факторов, влияю­щих на рынок, и разработке комплекса мер по увеличе­нию основных показателей деятельности организации в условиях, например, изменения законодательства, политики, цен, инфляции.

План производства и реализации товара. Отража­ется экономический, технологический и трудовой по­тенциал предприятия, материально-техническое обес­печение, а именно: общий объем производства и его распределение по структурным единицам организа­ции; план продаж; производственная мощность и план ее наращивания; технология производства и перспек­тивы ее изменения, оценка технологии и структуры ра­бочих мест; кооперирование и снабжение; контроль ка­чества; организация хранения, транспортировки, утилизации отходов; сохранение окружающей среды [44, с. 108].

Информация о работе Разработка бизнес плана на примере Барановичский хлебозавод