Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 11:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является обобщение теоретического материала, исследование порядка разработки бизнес-плана филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность, этапы разработки и основные разделы бизнес-плана предприятия;
исследовать зарубежный опыт бизнес-планирования;
дать организационно-экономическую характеристику филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод;
исследовать порядок разработки бизнес-плана филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод;
Барановичский хлебозавод
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод
2.2 Порядок разработки бизнес-плана филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод 39
2.3 Анализ структуры бизнес-плана филиала РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод 43
ГЛАВА 3 Пути совершенствования бизнес-планирования 61
В филиале РУПП «Брестхлебпром» Барановичский 61
хлебозавод 61
3.1 Новые технологии в бизнес-планировании 61
3.2 Мероприятия по совершенствованию бизнес-планирования в филиале РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод 70
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованных источников
Круг пользователей бизнес-плана весьма широк.
Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д.
Во-вторых, это сотрудники предприятия. Знакомство с документом позволяет им полечить четкое представление о стратегических направлениях развития и о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.
В-третьих, это потенциальные инвесторы. Как отмечалось, для реализации проекта необходимы перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта. Именно эту задачу и должен решать бизнес-план.
Таким образом, разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач:
-четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;
-разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;
-определения необходимых объемов финансирования и поиска его источников;
-выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;
-организации системы контроля над ходом осуществления проекта;
-подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов [31, с. 28].
Анализ первых пяти направлений использования бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в случае, если участие постороннего капитала в проекте не предполагается.
Для бизнес-плана очень важна детальная проработка всех вопросов, связанных с конкретными мерами, которые предстоит реализовать в сфере производства, маркетинга и организационных структур управления. Это нужно и авторам проекта для оценки реальных возможностей воплощения их идей, и инвесторам, которые вряд ли рискнут своими средствами, не имея надежных гарантий осуществимости проекта. Очевидно, что предпринимателю важно с самого начала точно оценить общую стоимость проекта, долю участия в нем своими средствами и соответственно величину привлекаемых финансовых ресурсов. При этом следует заранее выбрать наиболее предпочтительную форму привлечения средств. Кроме того, желательно в начале разработки проекта иметь представление о конкретном круге инвесторов, которых может заинтерересовать участие в проекте. Очевидно, что на этом этапе, как и на предыдущем, составление бизнес-плана позволит предпринимателям трезво оценить возможности отобранных проектов и сократить их число за счет малореальных и нерентабельных.
Разработка бизнес-плана позволяет решить еще одну задачу – прогнозировать различные сценарии развития событий и выявить препятствия, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Это позволяет подготовить варианты действий по их преодолению.
Не менее важна еще одна возможность, связанная с разработкой бизнес-плана. Речь идет о системе контроля над ходом реализации проекта. Система включает: набор конкретных показателей; периодичность их оценки; величины предельно допустимых отклонений или пороговых значений, после превышения, которых необходимо внесение корректировок; ответственных исполнителей.
В зависимости от функционального назначения разрабатываемого предприятием бизнес-плана определяется необходимый объем работ, т.е. выбирается перечень выполняемых блоков. Весь процесс разработки бизнес-плана как единого документа проводится в четыре этапа [1, с. 10].
На первом этапе составления бизнес-плана формулируются преследуемые цели. Эта часть бизнес-плана должна дать ответ на вопросы: какую выпускать продукцию (вид деятельности) и какой доход получит предприятие от ее продажи. В этой части следует показать, почему необходим данный бизнес, почему необходимо его расширение, какие цели выдвигаются на ближайший период и каковы долгосрочные цели.
Определение целей является непременной, но достаточно трудной предварительной задачей. Цели субъективны, и в этом смысле нет правильных и неправильных целей. Только предприятие может определить, какие цели будут для него подходящими. Информация о целях предназначена для всего коллектива предприятия.
В бизнес-план включаются цели общие и конкретные. При определении общих целей следует ответить на вопросы: каковы основные цели предпринимательской деятельности, а также планы на ближайший год и более далекую перспективу (пять и десять лет).
Специфические конкретные цели определяют промежуточные результаты при достижении общих целей. При этом устанавливается приоритетность целей, их распределение по времени. В случае возникновения противоречий между отдельными целями применяются компромиссные формулировки, позволяющие согласовать цели, уточнить способы их достижения и критерии оценки.
При составлении бизнес-плана необходимо выделить внешние и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы в максимальной степени убедить возможных будущих партнеров и кредиторов в успехе работы предприятия. Главная внутренняя цель состоит в разработке основного документа для управления предпринимательской деятельностью. Основным выводом на первом этапе является обоснование путей достижения установленных целей
Второй этап разработки бизнес-плана связан с маркетингом. На этом этапе необходимо определить место, которое будет занимать предприятие на рынке, описать положение сферы торговой деятельности. При этом необходимо ответить и на такие вопросы как: характеристика потребителей, сколько потребителей включает потенциальный рынок данной продукции, его местонахождение, определить пути повышения конкурентоспособности товаров, потенциал для развития на данном рынке, перспективы роста и возможности переключения на другие рынки [1, с. 11].
На третьем этапе разработки бизнес-плана проводится оценка финансового состояния предприятия, рассчитываются затраты и доходы. В нее включаются финансовые отчеты за последние годы, финансовый проект на предстоящие три года, оценки бухгалтерского баланса, отчеты о прибылях и убытках, о потоке денежной наличности. Эти расчеты должны продемонстрировать эффективность прогнозируемого вложения средств и содержать анализ основных факторов, влияющих на финансовые результаты. Необходимо обрисовать также ситуацию, которая может сложиться в случае, если планируемый уровень прибыли не будет достигнут.
При этом рассчитываются следующие финансовые показатели:
- себестоимость выпускаемой продукции;
- валовой доход, который планируется получить за расчетный период времени; величина предстоящих расходов; сроки выплаты ссуды.
Следует также рассчитать и обосновать сумму денег, необходимую для запуска и реализации предлагаемого проекта предпринимательской деятельности, а также составить план распределения средств.
При этом необходимо определить: какую часть требующихся средств составят кредитные ресурсы, какую предполагается получить от инвесторов и какую вкладывает само предприятие, как именно будут использоваться вложенные инвестором средства, какую предполагается получить прибыль и как она будет распределяться.
На четвертом этапе определяется подход к привлечению инвестиций путем распространения акций среди профессиональных инвесторов. На основе рассчитанных и финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия, отражающих экономическую ситуацию, обосновываются варианты выгодного вложения инвестиций в его развитие или создание новых производств. Принятие решения о выделении инвестиций опирается на анализ и оценку рынков, ресурсов, производственной мощности, технологии. Определяющую роль в этом деле играют данные, полученные в результате маркетинговых исследований и изучении конкурентов.
В структурном отношении с точки зрения системного подхода бизнес-план можно разделить на 12 блоков. По своему содержанию бизнес-план включает все основные стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирмы): его производственные, коммерческие и социальные проблемы.
Структура и объемы разделов бизнес-плана определяются самостоятельно, но при их подготовке следует учитывать следующие факторы: особенности применяемой (осваиваемой) технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуг), степень проработанности тех или иных вопросов. Ниже приводится примерная структура бизнес-плана и краткая характеристика его разделов: титульный лист и оглавление; резюме; история бизнеса; товары и услуги; план маркетинга; план производства; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансовый план; юридический план; схема контроля выполнения плана.
Титульный лист и оглавление. На титульном листе обычно указывается название организации, ее владелец, адрес, номера телефонов и факса, требования к защите коммерческой тайны. Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана, выполняется лаконично с выделением подзаголовков, наиболее значимых отделов плана [44, с. 106].
Резюме. Включает цели плана бизнеса, коротко выраженную суть проекта, сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей, суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, предлагает выводы автора проекта. При разработке этого раздела рекомендуется постоянно помнить, что резюме - это ключевая часть бизнес-плана и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение проекта, т.е. появился интерес к нему. Резюме должно быть кратким, четким и помещаться на одной-двух страницах. Составляется резюме после разработки всех разделов плана.
История бизнеса. Здесь должно быть краткое описание сферы, в которой действует организация или в которую она намеревается войти. Указывается месторасположение организации, ее профиль, опыт работы; какая продукция или услуга предлагается покупателю; кто является или намеревается стать главными покупателями. Отмечается организационно-правовая форма и структура капитала организации.
При образовании новой организации важно определить причины уверенности в успехе и показать опыт работы в этой сфере, следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все указанные факторы на основные конечные финансовые показатели, при этом приводить ссылки на конкретные варианты расчетов в бизнес-плане. Важно, чтобы каждая характеристика была настолько полной, насколько это необходимо для подтверждения реальности задуманного дела и формирования хорошего мнения об организации.
Товары и услуги. Раздел содержит ответы на следующие вопросы: назначение, оригинальные черты, отличия и особенности товара; стадия жизненного цикла, на котором находится товар, срок службы товаров, гарантируемый организацией и подтвержденный авторитетным сертификационным центром, прогнозируемый срок новизны товаров; технология производства и ее экологические последствия; особенности упаковки, хранения, транспортировки и сбыта, предпродажного и послепродажного обслуживания; затраты производства и реализации, прибыль и рентабельность товаров и услуг [44, с. 107].
Для экспортных товаров необходимо обратить внимание на специфические требования с точки зрения упаковки, цены, дизайна. В этом разделе плана следует подтвердить право собственности, т.е. представить имеющиеся патенты, торговые марки и другие атрибуты собственности, описать перспективу развития ассортимента или развития родственной продукции (услуг), подчеркнуть их достоинства и преимущества.
План маркетинга. Посвящен оценке рыночных возможностей организации, т.е. анализу объема реализации продукции и услуг, являющихся ключевыми моментами для определения объемов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, требуемой технологии. Результаты по исследованиям рынка являются базой для разработки долгосрочной стратегии, текущей политики организации и определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.
Важное место в этом разделе занимает рассмотрение мирового рынка: тип рынка и роль на нем основных конкурентов; общая емкость рынка и прогноз его изменения, подтвержденный специальным маркетинговым исследованием; основные сегменты рынка, характеристика покупателей и сравнительной выгодности различных клиентов; доля организации и ее основных конкурентов на рынке, ее тенденции; оценка конкурентоспособности товаров по их качеству и надежности, уникальности, престижности, цене; факторы риска, их значимость и меры по нейтрализации. Особое внимание следует уделить изучению факторов, влияющих на рынок, и разработке комплекса мер по увеличению основных показателей деятельности организации в условиях, например, изменения законодательства, политики, цен, инфляции.
План производства и реализации товара. Отражается экономический, технологический и трудовой потенциал предприятия, материально-техническое обеспечение, а именно: общий объем производства и его распределение по структурным единицам организации; план продаж; производственная мощность и план ее наращивания; технология производства и перспективы ее изменения, оценка технологии и структуры рабочих мест; кооперирование и снабжение; контроль качества; организация хранения, транспортировки, утилизации отходов; сохранение окружающей среды [44, с. 108].
Информация о работе Разработка бизнес плана на примере Барановичский хлебозавод