Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:03, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Ценообразование"
Обобщающий уровень цен – это показатель стоимости установленной потребительской корзинки, объединяющий различные уровни цен. Этот показатель будет являться характеристикой не только цены установленного набора товаров, но и «цены жизни».
Рост цен – один из важнейших показателей инфляции. Снижение покупательной способности денег, вызванное избытком наличных и безналичных платежных средств в обращении, порождает инфляцию цен, спроса, издержек, доходов и др.
Инфляция присутствует во всех странах с рыночной экономикой.
Инфляция проявляется в обесценивании денег по отношению к золоту, что вызывает рост рыночной цены золота по отношению к иностранным валютам и товарам (вызывает рост цен на товары).
Избыток денег в обращении вызывает их обесценивание и, следовательно, рост цен. Некоторые экономисты утверждают, что инфляция представляет собой повышение общего уровня цен, и используют для ее измерения индекс цен на потребительские товары.
Но не любое повышение цен является инфляционным. Цены могут расти из—за увеличения издержек производства или из—за повышения качества товаров, выпуска новых моделей и т. п. В таких случаях рост цен не является инфляционным.
Внешними признаками
инфляционного роста цен
1) массовость роста цен, т. е. цены растут практически на все виды товаров;
2) непрерывность роста цен;
3) рост цен в течение длительного периода.
Очень сложно провести четкую границу между инфляционным и неинфляционным ростом цен.
Одна из разновидностей кейнсианской теории инфляции объясняет инфляцию ростом издержек производства (инфляция издержек). Согласно этой теории механизм инфляции обусловливается взаимосвязью стремления фирм к увеличению цен для максимизации прибыли и требованиями рабочих повысить зарплату.
Согласно монетаристской теории инфляции на первичной стадии увеличиваются объемы производства из—за увеличения массы денег в обращении. Последнее влечет за собой также увеличение темпов платежеспособного оборота и инвестирование дополнительного финансового капитала. При этом темпы роста цен меньше темпов роста количества денег в обращении.
На следующей стадии инфляции темпы роста цен увеличиваются по сравнению с темпами роста количества денег, находящихся в обращении.
Рост цен в добывающих отраслях является причиной инфляции в экономике, так как он оказывает значительное воздействие на издержки в большей части отраслей экономики. Причинами роста цен в добывающих отраслях могут быть повышение уровня заработной платы в данных отраслях, расходы на оборудование и т. д. Рост цен в основных отраслях сельского хозяйства и транспортных тарифов также играет значительную экономическую роль и существенно влияет на издержки в смежных отраслях. Увеличение цен и тарифов на сырье, энергоносители и транспорт ставит практически все отрасли экономики в сложное положение. Рост цен в сырьевых отраслях влечет за собой рост цен в отраслях, в которых используются сырье и энергоносители, а в дальнейшем и в остальных отраслях.
В условиях высоких темпов инфляции главной задачей и обязанностью правительства является сдерживание темпов роста цен, контроль за изменениями цен.
Инфляция в своем развитии проходит несколько стадий, причем для каждой из них характерен определенный вид инфляции и рост цен.
Для первой стадии развития инфляции характерно сравнительно медленное протекание инфляционных процессов. Это умеренная, или ползучая, инфляция. Она составляет 2–3 %, соответственно повышение цен не превышает 9 %. Если денежные расходы и затраты растут, то население воспринимает это сравнительно спокойно. Но тем не менее сокращаются экономический рост и темпы научно—технического прогресса.
На второй стадии рост цен выражается уже двузначной цифрой (галопирующая или скачущая инфляция). Экономический рост практически останавливается. Цены повышаются от 20 % до 200 % в год. Все сделки заключаются с учетом роста цен либо в иностранной валюте. На деньги население стремится приобрести материальные ценности. В условиях гиперинфляции цены и количество обращающихся денег растут очень быстро. Разница между уровнем цен и заработной платой очень быстро увеличивается. Это приводит к падению уровня жизни населения. Высокие темпы роста цен разрушительно влияют на объемы производства и занятость населения, так как потребители и производители пытаются опередить повышение уровня цен, тратя все свои доходы на покупку товаров немедленно, сейчас, а также приобретая инвестиционные товары. Таким образом, происходит «бегство от денег».
Уровень стоимости
жизни повышается, рабочие требуют
повышения номинальной
В условиях гиперинфляции
цены повышаются неравномерно, рывками,
разрушаются нормальные экономические
связи и отношения. Производители
не могут определить оптимальную
цену на свою продукцию. Потребители
не получают достоверной ценовой
информации, перестают ориентироваться
в сложившейся ценовой
Главные причины инфляции (инфляции издержек и инфляции спроса) кроются в производственной сфере. При инфляции спроса рост уровня цен происходит по причине избыточного спроса. То есть у покупателей платежеспособный спрос превышает количество товаров, которое общество может производить с данными производственными возможностями. Следовательно, избыточный спрос является причиной роста цен.
Показатели, с помощью которых измеряется инфляция:
1) индекс цен;
2) индекс покупательной способности национальной валюты;
3) темпы инфляции;
4) индекс заработной платы;
5) индекс реальных доходов населения. На практике используются также:
1) индексы потребительских цен;
2) индексы цен производства;
3) дефлятор.
Цены являются своеобразным отражением общей ситуации в экономической жизни страны. Инфляция, в особенности гиперинфляция, имеет разрушительные последствия для экономики.
Прежде всего это проявляется в том, что цены разных видов (например, оптовые и розничные), стадий производства и обращения повышаются различными темпами. Цены повышаются как на конечные товары, так и на факторы производства, причем неравномерно. Цены могут расти и при отсутствии инфляции, но это не окажет такого отрицательного воздействия на экономику, как инфляционный рост цен. Неравномерность инфляционного роста цен дестабилизирует экономическую ситуацию в целом, приводит к разорению отдельных хозяйствующих субъектов.
Рост цен затрагивает
в первую очередь материально—
Непредсказуемое перераспределение доходов населения является главным отрицательным последствием инфляции.
1. Из—за инфляционного роста цен доходы слоев населения с фиксированной зарплатой (бюджетников: пенсионеров, госслужащих, студентов и пр.) резко падают, так как темпы роста их номинального дохода не успевают за темпами инфляции. В связи с этим необходимо проводить индексацию доходов населения, соответствующую темпам инфляции.
2. У групп населения с нефиксированными размерами доходов рост их номинального дохода может превысить темп роста цен. В этом случае данные группы населения останутся в выигрыше от инфляции. От инфляции могут также выиграть фирмы и другие субъекты, получающие прибыль, если цены на их продукцию будут расти более высокими темпами, чем цены на факторы производства, т. е. издержки.
3. Рост цен, сопутствующий инфляции, обесценивает накопления граждан, хранящиеся в банках, страховки и другие бумажные активы, стоимость которых фиксирована.
4. В условиях инфляции происходит перераспределение доходов между дебиторами и кредиторами. Инфляция на руку дебиторам, так как взятая ими ссуда обесценивается соответственно темпам инфляции.
Инфляционный рост цен приводит к повышению ставки процента, так как кредитор, чтобы не остаться в убытке и получить процент по кредиту, должен установить ставку процента таким образом, чтобы она превышала рост цен. Увеличение ставок процента приводит к снижению рентабельности предприятий, а следовательно, нарушает ход производства, сокращает объемы производства и может даже вызвать полную остановку.
Цены на продукцию топливно—энергетического комплекса формируются под воздействием множества факторов и критериев. К ним относятся:
1) издержки;
2) соотношение спроса и предложения;
3) государственная политика регулирования деятельности предприятий топливно—энергетического комплекса;
4) цены на мировом рынке;
5) инвестиционная политика и т. д.
С дальнейшим развитием рыночных отношений число регулируемых государственными органами цен уменьшается, растет доля свободных рыночных цен. На процесс ценообразования все больше оказывает влияние конкуренция как между отдельными видами энергоносителей, так и между топливодобывающими предприятиями.
На сегодня цены
на продукцию топливно—
Цены на топливно—энергетические ресурсы для потребителей значительно различаются (приблизительно, в 8—10 раз). Это происходит по следующим причинам:
1) неравномерное распределение ресурсов;
2) большая территория страны;
3) высокие транспортные издержки. Существенно различаются также цены топливодобывающих предприятий (примерно в 2–4 раза) и цены на продукты нефтепереработки (приблизительно в 2 раза).
Для топливно—энергетических отраслей развитых стран с рыночной экономикой характерно наличие естественных монополий. Монополия дает производителям возможность завышать издержки, неоправданно повышать цены, ухудшать качество и т. п. Такие действия необходимо пресекать посредством государственного регулирования.
В РФ в газовой отрасли на протяжении 1993–1995 гг. использовалась стратегия ценообразования, в соответствии с которой цены на газ для промышленных покупателей каждый месяц корректировались соответственно росту цен на продукцию промышленности за предыдущий месяц. Цены не различались ни в сезонном, ни в региональном разрезах.
Во внешней торговле цены оптовых закупок газа обычно определяются в соответствии с ценовыми формулами, в которых учитываются цены так называемой «корзины» энергоресурсов, в частности мазута (цена на который является производной от цены нефти) и угля.
Цены на нефть определяются на основе сложного соотношения интересов и сил, включающего в себя и механизмы квотирования добычи.
В настоящее время действующее антимонопольное регулирование цен встречает мощное сопротивление заинтересованных сил (политических и экономических) и не способно пока изменить ценовую конъюнктуру и ситуацию на рынке.
Транспортный тариф – это цена за перевозку материальных объектов. В транспортные тарифы входят:
1) тарифы грузовых перевозок;
2) пассажирские тарифы.
Грузовой транспорт перевозит товары от производителей к покупателю и тем самым увеличивает их конечную стоимость. Пассажирские тарифы принадлежат к сфере услуг.
Грузовые тарифы формируются на основе общественно необходимых трудовых затрат на перевозку материальных объектов. Транспортный тариф является денежным эквивалентом стоимости перевозки. Затраты на транспортировку грузов формируются из:
1) расходов на начально—конечные операции;
2) транспортных расходов.
Расходы на начально—конечные операции состоят из:
1) затрат на формирование составов;
2) затрат на погрузку в пункте отправки;
3) затрат на разгрузку в пункте прибытия. Движенческие операции состоят из:
1) затрат на передвижение грузов;
2) расходов на содержание путей сообщения;
3) расходов на содержание энергетического хозяйства и т. д.
Расходы на начально—конечные операции не зависят от расстояний перевозки грузов, а зависят только от массы и объема груза, т. е. в расчете на 1 т они остаются неизменными.
Движенческие расходы изменяются в зависимости от расстояний перевозки. В расчете на 1 т движенческие расходы изменяются прямо пропорционально дальности перевозки.
Расходы на перевозки формируются из расходов на начально—конечные операции и движенческих расходов.
Себестоимость перевозки 1 т груза рассчитывается по формуле:
СЕБЕСТОИМОСТЬ = Р + ЗД,
где Р – расходы на начально—конечные операции для 1 т груза;
З – расходы на перевозку 1 т груза на расстояние в 1 км;
Д – расстояние перевозки (км).
Тогда себестоимость тонно—километра транспортного грузооборота будет рассчитываться так: СЕБЕСТОИМОСТЬ=Р/Д+З.
По мере увеличения расстояния себестоимость тонно—километра будет уменьшаться, так как на каждый тонно—километр будет уменьшаться доля расходов на начально—конечные операции.