Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:03, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Ценообразование"
Грузовые транспортные тарифы рассчитываются как себестоимость тонно—километра грузооборота плюс норма прибыли, которая необходима для нормального функционирования транспорта при расширенном воспроизводстве. Грузовые транспортные тарифы не включают в себя НДС (налог на добавленную стоимость), взимающийся с провозной платы.
Разделение расходов на перевозки на расходы начально—конечных операций и движенческие расходы дает возможность устанавливать двухставочные тарифы. Такой вид тарифов более точно отражает формирование общественно необходимых трудовых за трат и позволяет обеспечить приблизительно равную рентабельность на перевозках разных дальностей, а также делает возможным упрощение прейскурантов на перевозку грузов.
Себестоимость тонно—километра грузооборота определяется также особенностями каждого отдельного вида грузов. На транспортировку скоропортящихся продуктов, живой рыбы и т. д. устанавливаются высокие тарифные ставки.
Под научно—технической
продукцией понимаются результаты научных
исследований и опытно—конструкторских
разработок. Для определения уровня
цены варианта научно—технической продукции
необходимо знать уровень его
экономической эффективности, выявляемый
при помощи сравнительного анализа.
Цена прямо пропорциональна
В общем случае экономический эффект можно рассчитать как разность дохода, который будет предполагаемо получен за время использования новой технологии или орудия труда, и затрат на исследования, разработку и применение.
Цена научно—технической продукции, которая начинает разрабатываться, определяется обычно в договоре между заказчиком и научно—исследовательской организацией. Цена оформляется в специальном документе, прилагаемом к договору.
При определении договорной цены основываются на принципе экономической выгодности, причем и для научно—исследовательской организации, и для заказчика. То есть договорная цена на научно—техническую продукцию должна иметь нижнюю и верхнюю границы.
Нижний предел цены на научно—техническую продукцию устанавливается при помощи затратного метода:
Цнп = С + С х Рс,
где Цнп– нижний предел цены; С – себестоимость научно—технической продукции, согласованная с заказчиком; Рс– расчетная рентабельность.
Верхний предел цены
на научно—техническую продукцию связан
непосредственно с
Цвп=Эинт х (1– КЗ)
где Цвп– верхний предел цены на научно—техническую продукцию; Эинт– интегральный экономический эффект (суммарный экономический эффект); КЗ– доля величины экономического эффекта, способная обеспечить заказчику уровень расчетной рентабельности во время использования (производства) научно—технической продукции. Важно учесть, что величина верхнего предела цены на научно—техническую продукцию должна превышать величину нижнего предела. Иначе научно—техническая продукция будет являться экономически неэффективной. Договорная цена является компромиссной категорией, так как она зависит от величины доли экономического эффекта, которая входит в договорную цену, т. е. от Эинт.
Договорная цена = Цвп + Эинт
Значение Эинт устанавливается посредством согласования между разработчиком и заказчиком. Чем больше доля Эинт в Эинт, тем больше выгоды получают разработчики от таких цен, чем меньше доля Эинт в Эинт, тем выгоднее такие цены заказчикам.
Рынок научно—технической продукции является лицензионным. на лицензионном рынке цена на научно—техническую продукцию является ценой лицензии. Последняя также является договорной ценой, ее величина непосредственно зависит от экономического эффекта конкретной научно—технической продукции в области ее применения.
Цена лицензии может реализовываться либо как периодические платежи (роялти) в течение срока лицензионного соглашения, либо как единовременный платеж (паушальный платеж), размер которого определяется заранее в зависимости от экспертных оценок.
Услуги имеют набор характерных черт, обусловливающих их принципиальное различие с товарами. Этими чертами являются:
1) нематериальный характер (неосязаемость);
2) индивидуальное потребление;
3) невозможность хранения;
4) тесная взаимосвязь производства и потребления услуг;
5) нестабильность качества;
6) необходимость учета не только результата, но и самого процесса оказания услуг.
В сфере услуг основными ценообразующими факторами являются спрос и предложение. На ценообразование в сфере услуг также существенно влияют большая общественная значимость социальных услуг и внешние эффекты. В связи с этим чисто рыночные методы ценообразования не всегда применимы, и цена должна быть оснащена такими дополнительными финансовыми рычагами, как производственные льготы и дотации и потребительские субсидии (характерно для услуг здравоохранения, образования и т. п.).
Кроме того, определенный
набор услуг относится к
Сфера услуг обладает большой чувствительностью к конъюнктуре рынка. В связи с этим необходимы существенная гибкость ценообразования, сильная дифференциация цен в соответствии с динамикой спроса (в частности, по разным временным промежуткам) и применение системы скидок с цен для получения стабильного дохода при неравномерном спросе.
В процессе формирования цен на услуги также необходимо учитывать, что спрос на услуги обладает высокой эластичностью по цене и по доходу.
Очень важным моментом при определении цен на услуги также является ассиметричность информации, характерная для сферы услуг. Цена на услугу часто рассматривается потребителем как показатель ее качества и рыночный сигнал, так как потребитель не всегда имеет возможность получить достоверную информацию о качестве оказываемой ему услуги.
Цена на услуги по своей структуре является оптовой, но выполняет функции и оптовой, и розничной цены.
Цены на услуги могут рассчитываться:
1) на единицу потребляемой услуги (билеты в театр, в кино);
2) как сумма цен на работы, необходимые для оказания данной услуги (услуги стоматолога);
3) как комплекс цен на реализацию взаимодополняющих услуг (услуги туристических компаний);
4) по принципу абонемента, который дает право на пользование данной услугой в определенный временной промежуток без ограничения объема (проездные билеты на городской транспорт).
На услуги устанавливаются как свободные, так и регулируемые цены (если в отрасли сложилась естественная монополия), а также твердые, подвижные и сезонные цены. Действует также система скидок с цен.
В различных отраслях состав цены на услуги неодинаков. В состав цены может входить только себестоимость и прибыль (квартирная плата), а могут включаться и налоги (туристические услуги).
Выделяют несколько способов оплаты медицинской помощи, а значит, и способов расчета цены на услугу поликлиники (стационара).
Для поликлиник выделяют следующие способы оплаты медицинской помощи:
1) за отдельную услугу (осмотр, процедура);
2) за отдельную услугу в соответствии с единой системой тарифов;
3) за комплексную услугу (обращение к врачу);
4) в соответствии с подушевым принципом.
При расчете цен
в системе обязательного
Ц = З + М + И + Р + П + В,
где З – заработная плата медицинского персонала в случае поликлинического обслуживания;
М – стоимость
медикаментов, необходимых для
И – стоимость мягкого инвентаря в случае поликлинического обслуживания;
Р – оплата труда других
групп персонала (административно—
П – прочие расходы в случае поликлинического обслуживания (канцелярские, хозяйственные и пр.);
В – вспомогательные расходы на лечебную диагностику в случае поликлинического обслуживания. Все составляющие данной формулы определяются на базе соответствующей статьи затратной сметы по подразделению (врачебной специальности), причем должны учитываться временные затраты на отдельный случай поликлинического обслуживания, количество должностей врачей данной специальности на амбулаторном приеме и коэффициент использования рабочего времени для каждой должности.
Цены на услуги стационарного лечения могут рассчитываться по той же формуле.
Цены на платные медицинские услуги, в отличие от цен в системе обязательного медицинского страхования определяются лечебными учреждениями самостоятельно, утверждаются руководством и являются свободными.
Цены на платные медицинские услуги рассчитываются по формуле:
Ц = З + О + М + А + Н + Р + П, где З – величина средней заработной платы медицинского персонала лечебного учреждения, вычисленная на норму времени (проведение одного обследования и т. п.);
О – отчисления на общественные нужды;
М – расходы на материалы в соответствии с нормами расхода;
А – отчисления в амортизационный фонд;
Н – косвенные или накладные затраты;
Р – другие расходы;
П – норма прибыли.
Цена платной медицинской услуги зависит от ее качества, определяемого квалификацией врача, качеством задействованного оборудования, комфортностью условий при оказании услуги и т. д. Это вызывает широкую дифференциацию цен даже на одни и те же услуги (ярким примером являются стоматологические услуги).
В процессе ценообразования на платные медицинские услуги также берется во внимание структура рынка, наличие конкуренции, доходы населения и стратегия данного лечебного учреждения.
В некоторых случаях возможны сегментация рынка по группам населения с различным доходом и применение льготных цен и скидок.
На цену и стоимость рабочей силы рыночная конъюнктура влияет по—разному. На цену рабочей силы рыночная конъюнктура оказывает непосредственное влияние, а на стоимость – косвенное, посредством цен на товары и услуги, потребляемые наемными рабочими.
Цены рабочей силы служат своего рода ориентиром в отношениях между наемными рабочими и работодателями. На рынке рабочей силы так же, как и на рынке товаров, действуют спрос и предложение.
Цена трудазависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В том случае, если спрос на труд больше его предложения, то цена труда повышается. Если возникает обратная ситуация, т. е. предложение труда больше, чем спрос на него, то цена труда понижается. Как правило, значительные несоответствия спроса и предложения рабочей силы возникают при изменениях в рыночной конъюнктуре в переходные периоды между фазами экономического цикла.
Если экономика находится в состоянии подъема и роста, то формируется высокая рыночная конъюнктура, расширяется производство, открываются новые предприятия и соответственно, появляются новые рабочие места, а следовательно растет спрос на труд. В результате цена труда на рынке труда растет высокими темпами.
Если же в экономике
наблюдается спад, предприятия закрываются,
производство товаров и услуг
идет на убыль, то существенная часть
наемных рабочих оказывается
лишней, увеличивается количество безработных,
которое переполняет рынок
В основе цены труда лежит некоторая объективная величина – стоимость рабочей силы. Она сводится к цене средств существования наемного рабочего и его семьи. Средства существования подразумевают средства, необходимые для обеспечения жизнедеятельности, поддержания работоспособности и удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Нижняя граница стоимости рабочей силы определяет минимальный потребительский бюджет в его денежном эквиваленте, ниже этой границы рабочая сила деградирует и разрушается. Минимальный потребительский бюджет также используется в качестве базы для расчета размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии и др.
Заработная плата является экономической категорией, модифицирующей и конкретизирующей цену рабочей силы. Заработная плата и цена труда очень тесно взаимосвязаны, но не равнозначны. Цена труда является категорией рынка труда, складывается на рынке труда и зависит от соотношения спроса и предложения рабочей силы. А заработная плата является категорией производства и зависит не только от рыночной цены рабочей силы, но и от условий труда, сложности труда и пр.
С развитием рыночных отношений в России земля стала товаром, т. е. любой земельный участок может перейти в собственность, соответственно, у каждого земельного участка есть своя цена. Земля, как и всякий товар, имеет свою потребительскую и рыночную стоимости.
Потребительская стоимость является отражением стоимости земли для пользователя.
Рыночная стоимость – это цена земельного участка, которая является наиболее вероятной при его продаже на открытом рынке в условиях конкуренции.
Земля является, как и любой товар, объектом операций купли—продажи, удовлетворяет потребности потребителей и имеет набор качественных и количественных характеристик.
Цена на землю является капитализированной рентой. Цена на землю, как и цена на любой товар, формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Если цена на земельном рынке падает, то растет спрос на землю. Если цены на землю растут, то спрос падает.