Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:03, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Ценообразование"
Органы, формирующие
и осуществляющие ценовую политику,
входят в структуру органов
Департамент цен является центральным органом федеральной исполнительной власти и осуществляет, помимо государственного регулирования, еще и межотраслевую координацию цен.
Основные задачи Департамента цен:
1) разработка и внесение предложений по проведению государственной ценовой политики;
2) совершенствование ценового механизма для большей действенности цен в развитии рыночных отношений;
3) повышение эффективности решения социальных проблем посредством механизмов ценообразования;
4) анализ практики ценообразования в народном хозяйстве и подготовка проектов усовершенствования государственной ценовой политики;
5) совершенствование применения регулируемых государством рыночных цен;
6) составление прогнозов изменения цен в различных отраслях народного хозяйства;
7) регулирование ценообразования на товары предприятий—монополистов;
8) надзор за соблюдением законодательства по ценообразованию;
9) осуществление руководства органами ценообразования;
10) изучение опыта ценовой политики стран ближнего и дальнего зарубежья.
В субъектах РФ ценовую
политику проводят соответствующие
законодательные и
Основные направления
государственной ценовой
Основные направления государственной политики цен в соответствии с данными документами:
1) последовательная либерализация цен и тарифов. Либерализация цен должна быть связана с развитием рыночной конкурентной среды;
2) государственное регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий. В отраслях, в которых присутствуют естественные монополии, развитие конкуренции нецелесообразно или невозможно. В связи с этим, чтобы предотвратить завышение цен и тарифов естественными монополиями и сокращение производства их продукции, необходимо государственное регулирование. Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены сферы деятельности естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию, в частности, ценовому.
Перечисленные документы составляют правовую базу государственного регулирования. На их основе Правительство РФ принимает решение в сфере государственного регулирования экономики, координирует действия органов исполнительной власти субъектов РФ, занимающихся регулированием цен; определяет и пересматривает перечни товаров, цены на которые должны регулироваться на внутренних товарных рынках.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование цен и тарифов на электроэнергию, газ, услуги железнодорожного транспорта, на услуги связи (в данной отрасли присутствует естественная монополия) и на товары, приобретаемые исключительно (преимущественно) государством.
Государственное регулирование
цен на продукцию естественных монополий
является необходимым условием для
снижения уровня инфляции в промышленной
сфере и увеличения темпов экономического
роста – улучшения качества и
конкурентоспособности
Регулирование цен и тарифов локальных (местных) естественных монополий проводится органами исполнительной власти субъектов РФ.
Следующие тарифы и надбавки транспортных, снабженческо—сбытовых и торговых организаций уполномочены регулировать органы исполнительной власти субъектов РФ:
1) снабженческо—сбытовые и торговые надбавки на цены товаров, реализуемых в районах Крайнего Севера и аналогичных местностях с ограниченными сроками поставки товаров;
2) наценки и торговые надбавки на продукцию, которая реализуется на предприятиях общественного питания при профтехучилищах, общеобразовательных и высших учебных заведениях;
3) торговые надбавки и наценки на детское питание и др.
Перечень товаров и услуг, подлежащих прямому регулированию цен, существенно сократился за последние годы. Товары и услуги, цены на которые регулируются на федеральном и региональном уровнях, составляют 15–16 % от стоимости совокупного общественного продукта.
В Гражданском кодексе
РФ ст. 424 определяет особенности существующей
практики ценообразования. В этой статье
утверждается, что при выполнении
договора оплата производится по цене,
которая устанавливается
Тарифы, ставки определяются в Гражданском кодексе как разновидность цен. Ценообразование также распространяется на:
1) банковские операции (процентные ставки по кредитам и т. п.);
2) трудовые отношения (ставки за выполняемые работы) и т. д.
Причем в определенных,
предусмотренных законодательно случаях
цены устанавливаются или
После заключения договора цены могут изменяться только на условиях, оговоренных в самом договоре или предусмотренных законом.
Если в договоре цена не устанавливается и не может быть рассчитана на основании условий договора, то исполнение договора оплачивается в соответствии с рыночными ценами на аналогичные виды товаров и услуг.
В статье «Оплата товара» устанавливается, что покупатель должен оплатить товар при совершении покупки по его полной цене до или после его передачи продавцом. Если покупатель не выполняет свои обязанности по оплате товара, то продавец имеет право требовать с покупателя не только уплаты за товар в размере его полной цены, но также и уплаты процентов за использование чужих денежных средств.
В ст. 503 устанавливаются права покупателя, если ему продали товар плохого, ненадлежащего качества. Покупатель имеет право требовать:
1) уменьшения покупной цены товара пропорционально несоответствию качества;
2) покрытия расходов на исправление недостатков в товаре.
Статья 555 устанавливает положение цены в договоре купли—продажи недвижимости. В данной статье подчеркивается, что в договоре купли—продажи недвижимости должна предусматриваться цена этого имущества.
Если в договоре
купли—продажи отсутствуют
Так как объекты недвижимости (здания, сооружения и др.) неразрывно связаны с земельным участком, то установлены нормы, которые определяют правовую судьбу земли, на которой находится объект недвижимости. В соответствии с этими правовыми нормами покупателю вместе с передачей прав собственности на здание, сооружение или другой объект недвижимости передаются права на часть земельного участка, занятую этим объектом. В ст. 555 также утверждается, что в цену объекта недвижимости должна включаться цена занимаемого им земельного участка.
1 января 1999 г. вступила в силу первая часть налогового кодекса РФ. В связи с этим поменялся порядок определения цен на товары и услуги для целей налогообложения. Применяемая для расчета налога цена реализации – это цена сделки, которая установлена в договоре на основании соглашения между сторонами. Эта цена предположительно соответствует уровню свободных рыночных цен. Налоговые службы обязаны обосновывать правильность использования цены реализации и определять уровень рыночных цен. Налоговые органы контролируют правильность использования цен по сделкам в следующих случаях:
1) если сделка совершается между взаимозависимыми лицами;
2) если сделка по своему характеру является товарообменной;
3) уровень цен, который используется налогоплательщиком по однородным товарам в краткосрочный период, существенно колеблется (более чем на 30 %).
В указанных случаях, когда использованные сторонами сделки цены отклоняются от рыночных цен однородных товаров более чем на 30 %, налоговая служба имеет право принять мотивированное решение, согласно которому должны будут начисляться дополнительные налоги и пени, рассчитанные на основании рыночных цен.
Рыночная цена товара или услуги – это цена, которая формируется на основе взаимодействия спроса и предложения на рынке однородных (идентичных) товаров или услуг в аналогичных (сопоставимых) экономических условиях.
В процессе определения рыночных цен товара берется во внимание информация о совершенных на момент продажи данного товара сделках с однородными (идентичными) товарами в аналогичных (сопоставимых) условиях. Для того чтобы определить сопоставимость условий сделок, необходимо принимать во внимание, объем поставляемой товарной партии, сроки выполнения обязательств и другие условия, оказывающее воздействие на цены.
Если на аналогичном
рынке товаров отсутствуют
1) метод цены последующей реализации;
2) затратный метод.
Метод определения цены последующей реализации состоит в расчете рыночной цены как разности между ценой последующей реализации (перепродажи) товаров покупателем и его затратами на продвижение товара, его реализацию и наценки. Наценка в данном случае рассчитывается так, чтобы получить разумную и характерную для этой сферы деятельности прибыль.
Затратный метод состоит в том, что рыночная цена товара рассчитывается как произведенные затраты плюс наценка. В качестве произведенных затрат выступают обычные в таких случаях косвенные и прямые производственные затраты и затраты на реализацию, а также транспортные расходы, расходы на хранение, страхование и т. п. Наценка рассчитывается так, чтобы получить разумную и характерную для этой сферы деятельности прибыль.
Существует прямое
и косвенное воздействие
Прямое (административное) воздействие государства на действующие цены предполагает непосредственное участие государства в определении уровней, структуры и динамики цен, а также установление правил ценообразования.
Государственные органы
управления в рыночной экономике
могут следующим образом
1) устанавливать порядок расчета уровня затрат;
2) регламентировать состав затрат посредством специальных нормативных документов;
3) устанавливать расходы, которые должны возмещаться из прибыли;
4) определять нормы рентабельности на товары фирм—монополистов.
Косвенное вмешательство государства в ценообразование предполагает использование методов и средств, которые призваны обеспечить рост товарного предложения на рынке, координацию доходов населения и регулирование налоговой ставки как на изготовляемые, так и на потребляемые товары.
Косвенное вмешательство государства в ценообразование осуществляется посредством:
1) использования льготного налогообложения;
2) применения льготного кредитования;
3) субсидирования и дотирования из бюджетных средств;
4) заключения договоров между органами власти и физическими и юридическими лицами о фиксировании цен на их продукцию или услуги;
5) поощрения заключения соглашений между потребителями и производителями продукции с участием государственных органов управления; 6) поощрение принятия производителями односторонних обязательств по ограничению роста цен.
Формы прямого вмешательства государства в про цесс ценообразования.
Выделяют следующие
формы прямого государственного
вмешательства в процесс
1. Общее замораживание цен или замораживание цен на конкретные виды товаров. Общее замораживание цен используется в случае высоких темпов инфляции в экономике.
2. Установление фиксированных цен и тарифов на товары и услуги. Цены фиксируются на определенном уровне по решению органов государственной власти, уровень фиксированных цен определяется также соответствующими органами власти. Предварительно должна быть определена норма прибыли (рентабельности), входящая в состав цены. Также должны разрешится споры, возникающие в случае, если при фиксировании цен на определенном уровне предприниматели не будут получать нормативной прибыли. При введении фиксированной цены субъекты ценообразования должны продавать свою продукцию по ценам, не превосходящим уровень фиксированной цены.
3. Установление границ возможного роста цены на определенный временной промежуток или предельного уровня цены. Под предельным уровнем цены понимается уровень цены, выше или ниже которого цена не может устанавливаться. Такой метод регулирования цен играет большую роль в условиях дефицита, так как свободное повышение цен приводит в конечном итоге к сокращению производства.
Выделяют следующие
формы прямого государственного
вмешательства в процесс
1. Общее замораживание цен или замораживание цен на конкретные виды товаров. Используется в случае высоких темпов инфляции в экономике.
2. Установление фиксированных цен и тарифов на товары и услуги. Цены фиксируются на определенном уровне по решению органов государственной власти, уровень фиксированных цен определяется также соответствующими органами власти. Предварительно должна быть определена норма прибыли (рентабельности), входящая в состав цены. Также должны разрешиться споры, возникающие в случае, если при фиксировании цен на определенном уровне предприниматели не будут получать нормативной прибыли. При введении фиксированной цены субъекты ценообразования должны продавать свою продукцию по ценам, не превосходящим уровень фиксированной цены.