Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:37, дипломная работа
Целью данной работы является анализ и критическая оценка действующего механизма управления ценами в условиях конкретного предприятия, определение направлений его совершенствования с целью увеличения эффективности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, структуру, виды и функции цен;
охарактеризовать рыночные методы ценообразования;
определить цель, задачи и методы управления ценами на предприятии
Многообразие функций цены, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным. Например, говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах, следует иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются в необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций экономического регулирования, попытки создать эффективный ценовой не будут плодотворными.
Система цен, действующая в Российской Федерации, включает в себя следующие элементы:
Оптовая цена и отпускная цена – это цены предприятий – производителей товара. Оптовая цена устанавливается на товары производственно – технического назначения. Отпускная цена устанавливается на товары народного потребления.
Любая цена состоит из
Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены.
Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен. Схема формирования розничной цены имеет следующий вид (рис. 1.1).
Себестоимость продукции |
Прибыль предприятия |
Акциз (по подакцизным товарам) |
НДС |
Снабженческо-сбытовая надбавка |
Торговая надбавка |
Оптовая цена предприятия |
|||||
Отпускная цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) | |||||
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли) | |||||
Розничная цена |
Рис. 1.1. Структура розничной цены
При рассмотрении структуры цены выделяют прежде всего отпускную (оптовую) цену предприятия - это цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка.
При этом оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.
Рассмотрим порядок
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. Предприятия могут устанавливать на свои товары, работы и услуги такие цены, какие для них целесообразны, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. При этом в п.1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, определенной сторонами.
Предприятия вправе
Цены государственные – цены, устанавливаемые органами исполнительной власти, на которые возложены функции ценообразования по соответствующей товарной номенклатуре. Регулируемые цены подразделяются на фиксированные, регулируемые и предельные. Такие цены устанавливаются на продукцию в зависимости от ее народно – хозяйственной и социальной значимости.6
Государство устанавливает для некоторых групп товаров:
Основы государственного регулирования цен определены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изм. и доп. от 7 апреля 2007 г.). Данным Постановлением утверждены:
Если государство установило минимальную цену на какой-то товар, значит, продавать его по цене выше установленной можно, а по цене ниже установленной нельзя. Если государство установило предельную цену или предельные размеры торговых надбавок на конкретные товары, то продавать их по более высоким ценам или применять более высокие надбавки нельзя.7
Считается, что предприятие
В России имеются сферы
Контроль за ценообразованием осуществляют также налоговые органы, поскольку одним из наиболее распространенных способов уклонения от уплаты налогов является манипулирование с ценами, которые используются сторонами в сделках. Налоговые органы борются с такими нарушениями с помощью ст. 40 Налогового кодекса РФ. Контролировать цены налоговые органы могут в следующих случаях:8
1. Сделка по реализации
товаров (работ, услуг)
2. Сделка по реализации товаров (работ, услуг) носит товарообменный (бартерный) характер.
3. Сделка по реализации товаров (работ, услуг) носит внешнеторговый характер.
4. Цена по сделке
отклоняется более чем на 20% в
сторону повышения или в
По результатам проверки цен
налоговые органы могут
По итогам вышесказанного
Предприятия всех форм собственности вправе использовать любые методы ценообразования на свою продукцию, товары, работы или услуги за исключением случаев, когда цены регулируются государством. Поэтому далее в работе необходимо рассмотреть рыночные методы ценообразования.
В экономической литературе
1) на издержки производства — затратные методы;
2) на конъюнктуру рынка — рыночные методы;
3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.
Рис. 1.2 Классификация методов ценообразования
Подгруппа методов с
1) воспринимаемой ценности товара потребителем — методы на основе воспринимаемой ценности товара;
2) сложившемуся спросу на рынке — методы с ориентацией на спрос.
В свою очередь группа
1) отношения потребителя
к товару — методы с
2) конкурентной ситуации на рынке — методы с ориентацией на конкурентов.10
При использовании методов
Предприятия, использующие рыно
Методы ценообразования, основанные на воспринимаемой ценности товара базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести:
1) метод расчета экономической ценности товара;
2) метод оценки максимально приемлемой цены.
Процедура расчета цены по мето
1) определение цены (или затрат), связанной с использованием того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;
2) определение всех параметров, которые отличают ваш товар как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы;
3) оценка ценности для покупателя различий в параметрах вашего товара и товара-альтернативы;
4) суммирование цены
безразличия и оценок
Вторым способом определения цены через воспринимаемую ценность товара является метод оценки максимально приемлемой цены. Данный подход особенно полезен для установления цен на промышленные товары, когда базовая выгода для покупателя состоит в снижении издержек. Под максимальной ценой понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках, т.е. чем выше будет повышаться цена относительного данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупателем.
Процедура определения цены по методу оценки максимально приемлемой цены сводится к следующим расчетам:
Информация о работе Управление ценами на предприятии на примере ЗАО «ЗМК Промет»