Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:58, дипломная работа
Целью данной работы является оценка финансовой деятельности предприятия ООО «ТОП-КНИГА» с точки зрения наличия признаков банкротства, которая достигается путем выполнения следующих задач:
• изучением теоретических основ финансового оздоровления предприятия;
• подробным изучением сущности, методики проведения финансового анализа предприятия;
• обработкой информационной базы финансового анализа;
• проведением анализа финансового состояния на предприятии;
Введение 3
Глава 1. Понятия и категории антикризисного управления 6
1.1.Понятие и типы антикризисного управления 6
1.2.Категории и механизм антикризисного управления 13
1.3. Российская практика диагностики неплатежеспособности предприятия 21
1.4. Стратегия реструктуризации предприятия 31
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «ТОП-Книга» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 42
2.2. Анализ и оценка имущества 46
2.3. Анализ вероятности наступления банкротства 52
Глава 3. Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия ООО «ТОП-Книга» 61
3.1. Улучшение структуры баланса предприятия 61
3.2. План финансового оздоровления 65
3.2.1. Резюме 65
3.2.2. Описание проекта 65
3.2.3. Описание бизнеса (отрасли) 66
3.2.4. Конкурентный анализ 72
3.2.5. Организационный и маркетинговый план 73
3.2.6. Финансовый план 78
3.2.7. Финансовый план 79
3.2.8. Анализ чувствительности проекта 80
Заключение 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложения 88
Приложение 1 88
Например, Э.М.Коротков рассматривает антикризисное управление во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, производством, организацией, человеком. При этом принимаются во внимание не только возможные масштабы кризиса, но и его различные формы, содержание, причины и последствия.
По мнению многих экономистов, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный менеджмент"6:
"Антикризисное управление - такая
система управления
Принципы антикризисного управления заключаются в следующем7:
Вышеперечисленные принципы являются
основой организации
Функция антикризисного управления заключается в адаптации объекта к новым условиям хозяйствования с учетом рационального и эффективного применения к ним профилактических, оздоровительных мер, создание новых условий дальнейшего развития при минимальных потерях. Основной принцип антикризисного управления – постоянный мониторинг внутренней и внешней среды объекта исследования (в целях раннего обнаружения угрозы кризиса, своевременного улавливания сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения объекта, его конкурентного статуса). Одинаковое влияние внешних факторов по-разному отражается на состоянии объектов ввиду особенностей внутренней среды и связей с внешней средой.
Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в предверии кризиса, в процессе кризиса и при наличии его последствий? В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, регулирование времени принятия и исполнения решений (рис. 1.4)8.
Рис. 1.4. Причины кризиса и потребность в антикризисном управлении
Специфика антикризисного управления отражена в работах И. Кислухиной и Э.М. Короткова, Р.Н. Деникаевой, в частности:
На разных стадиях развития производства могут возникать побудительные причины осуществления новых этапов развития. В результате возникают и разные стадии антикризисного управления, которые приведены в табл.1.1
Таблица 1.1
Характеристика типов и цели антикризисного управления
№ п/п |
Тип антикризисного управления |
Характеристика сигналов об опасности наступления кризиса |
Сочетание функций регулярного и антикризисного управления |
Цели управления |
1 |
Раннее антикризисное |
Последовательно: затухание спроса – потеря позиций на рынке – потеря рынка |
Регулярная система управления, дополненная рядом специальных функций и задач антикризисного управления |
Стратегические цели: предотвратить опасность кризиса предприятия, при наступлении которого не может быть осуществлена миссия предприятия, и создать потенциал прибыльности (эффективности), обеспечивающий долговременные преимущества (долговременное присутствие) предприятия в стратегических сегментах рынка |
2 |
Опережающее антикризисное управление |
Потеря конкурентоспособности: отдельного товара – всей товарной массы – самого предприятия |
Сочетают функции регулярного управления и специальные функции антикризисного управления |
Среднесрочные цели: избежать надвигающегося кризиса неплатежей и продлить стадию стабильного функционирования предприятия в соответствии с его миссией |
3 |
Антикризисное управление в период несостоятельности (финансовое оздоровление, внешнее управление) |
Последовательно: потеря потенциала
прибыльности – потеря самоокупаемости
простого воспроизводства – |
Функции антикризисного управления дополняются
рядом оперативных функций |
Ближнесрочные (тактические) цели выживания: восстановить возможности ведения бизнеса и платежеспособность, а также создать условия для перехода к опережающему типу антикризисного управления |
4 |
Антикризисное управление в период банкротства (конкурсное производство) |
Стойкая потеря платежеспособности, характеризующаяся нормативными критериями |
Функции антикризисного управления. Регулярное управление отсутствует |
Комплекс целей в зависимости от объекта управления: максимально возможное удовлетворение требований кредиторов должника; сохранение предприятия как имущественного комплекса, позволяющее возобновить бизнес другим собственником, сохранение максимально возможного количества рабочих мест |
В отношении организаций
Как указывалось выше, критерием
введения антикризисного управления признается
наступившая
Система антикризисного
управления обладает свойствами, которые
придают особенный механизм управлению:
гибкость и адаптивность, способность
к диверсификации и своевременного
ситуационного реагирования, а также
возможность эффективно использовать
потенциал предприятия и
Результаты исследований экономистов свидетельствуют, что эффективность диагностики выше тогда, когда определена следующая последовательность этапов ее выполнения:
Рис. 1.5. Диагностика как элемент системы антикризисного управления
В зависимости
от целей существуют различные стратегии
антикризисного управления, но для
каждой из них важно своевременное
распознавание кризисной
Диагностированию предшествует формулировка проблемы, которую фиксирует функция контроля. После этого начинается анализ проблемы, цель которого – установить диагноз, т. е. выявить реальные расхождения (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состоянием параметров жизненно значимых в конкретной ситуации. После постановки диагноза принимается управленческое решение относительно устранения проблемы, следствием чего является предотвращение кризиса в организации. Исследовательский процесс диагностирования представлен на рис. 1.6.
Рис 1.6. Алгоритм процесса диагностирования
Как видно из рисунка, контроль может
зафиксировать несколько
Регулярному и антикризисному управлению свойственен одинаковый состав категорий (элементов) управления. Однако характеристики (параметры) этих категорий существенно различны. Так, значительно различаются цели и критерии управления, функции и факторы управления, методы и ресурсы управления.
Индивидуальность
социально-экономической
Первая стадия
кризиса, часто скрытая, — это
падение предельной эффективности
капитала, показателей деловой активности
фирмы, снижение рентабельности и объемов
прибыли (кризис в широком смысле
слова). Вследствие этого ухудшается
финансовое положение предприятия,
сокращаются источники и
Антикризисное решение
этих проблем может лежать как
в области пересмотра стратегии
фирмы и реструктуризации предприятия,
так и её тактики, ведущей к
снижению издержек, сокращению штатов
управленческого аппарата и рабочих
мест, повышению производительности
труда и т.п. Однако масштаб и
сложность проблем можно
Вторая стадия
кризиса — появление
Третья стадия
означает практическое отсутствие собственных
средств и резервных фондов у
предприятия. Это отрицательно влияет
на перспективы его развития, долгосрочное
и среднесрочное планирование денежных
потоков, рациональное бюджетирование
и сопряжено со значительным сокращением
производства, поскольку значительная
часть оборотных средств
Реструктуризация
предприятия и программа
Четвертая стадия — состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности профинансировать даже сокращенное воспроизводство и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта финансовой несостоятельности и возможность нейтрализовать ее через процедуру банкротства.
Таким образом, уточнение
понятий диагностики, этапов кризиса
предприятия и его банкротства,
приводит к выводу, что первая, вторая
и отчасти третья стадии кризиса
фирмы составляют содержание кризиса
для его собственников. Четвертая
стадия представляет собой угрозу для
кредиторов. Введение в научный оборот
этих понятий и их обоснование
обогащает теорию антикризисного управления
объяснением специфики
Информация о работе Антикризисное управление финансами предприятия ООО «ТОП-Книга»