Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:28, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятий;
- изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий;
- проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.
– теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
– определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….…3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ………………………..…………………………….…5-16
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия…………….…..5-7
1.2 Конкурентоспособность предприятий на современном этапе………...8-11
1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия………………...12-16
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ………………….…...17-27
2.1 Определение конкурентоспособности товара………………………….…17
2.2 Составляющие условия конкурентоспособности……………………..18-23
2.2.1Коммерческие условия…………………………………………….…..18-19
2.2.2 Условия поставок и платежей……………………………….………..19-21
2.2.3 Экономические условия потребления………………………………. 21-23
2.3 Этапы расчета конкурентоспособности товара……………………….23-26
2.3.1 Анализ рынка………………………………………………………..…23-24
2.3.2 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара...24-26
2.4 Пути повышения конкурентоспособности продукции…………….…26-27
3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕБЕЛЬСТРОЙ»……………………...28-44
3.1 Характеристика ООО «МебельСтрой» и его место в отрасли……….28-30
3.2 Характеристика продукции ООО «МебельСтрой»………………........30-32
3.3 Анализ внешней среды ООО «МебельСтрой»………………………...32-36
3.4 Анализ внутренней среды ООО «МебельСтрой»………………….….37-42
3.5 Конкуренция на рынке сбыта ООО «МебельСтрой»………...……….42-44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..45-46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
2.3 Этапы расчета конкурентоспособности товара
По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара. [4]
В целом оценка конкурентоспособности товара включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей и параметров оценки товара (см.прил.№1). В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:
1) анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара;
2) определения набора сравниваемых параметров двух товаров;
3) расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.
2.3.1 Анализ рынка
Для определения
1) Определение перечня групп сравниваемых параметров их численные значений.
2) Выбор изделий аналогов в качестве базы сравнения.
3) Выбор аналога. Он может быть конкретным, т.е. реальным товаром конкурентом или абстрактным с заданными оптимальными параметрами, которые формирует потребитель и с максимальными параметрами, полученными на основе изучения рынка.
4) Собирается информация о показателях по товару и его конкурентах.
Таким образом на этом этапе собирается информация о конкурентах их товарах, при расчетах используется группы показателей.
1 группа. Технические
параметры это качественные
2 группа. Экономические параметры. К ним относят: продажная цена, совокупные затраты на транспортировку, установку, обслуживание, эксплуатацию, ремонт, налоги, страховка, утилизация.
3 группа. Организационные
не ценовые маркетинговые
Требованием к изделию – аналогу необходимо выставить соответствие его класса классу исходного, аналогичного товара.
2.3.2 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара
Этот расчет основан на сравнении параметров данного товара с параметрами существующего или разрабатываемого товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей. [6]
Образец для сравнительного анализа выбирается на основе информация, полученной в результате рыночных исследований о характере требований покупателей, как прямой - в результате целенаправленного сбора сведений, так и косвенной - с учетом данных о размерах сбыта и долей на рынке наиболее конкурентоспособных товаров. Для оценки соотношения параметров рассматриваемого изделия и параметров образца находят процентное отношение степени соответствия данного изделия параметрам эталона. Степень соответствия определяется в форме процентного отношения фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100% . Например, ресурс выпускаемого заводом-изготовителем авиадвигателя насчитывает 80 тыс. летных часов, тогда как аналогичные двигатели, имеющие активный спрос на рынке, обладают ресурсом в 100 тыс. летных часов. Отсюда следует, что потребность по данному параметру в нашем примере удовлетворена только на 80% , что при прочих равных условиях делает выпускаемый двигатель не конкурентоспособным на рынке. Или другой пример. Фен для сушки и укладки волос с автоматическим переключением непрерывно работает 30 мин, а потребителю нужно, чтобы он работал до отключения 60 мин. В этом примере потребность по данному параметру удовлетворена лишь на 50% . Аналогичный расчет проводится по всем количественно оцененным параметрам с тем, чтобы получить для каждого из них параметрический индекс. Обобщая полученные результаты, строят общую количественную оценку "мягкого" параметра, которую соотносят с подобной оценкой соответствующего параметра товара фирмы-конкурента.
Привлекательность же реализуемого товара для продавца заключается в чистой выручке, равной контрактной цене за минусом расходов на продажу, доставку, налогов, пошлин, акцизов. Конкурентоспособность товара повышают постоянно, добиваясь максимального соответствия его потребительских и стоимостных характеристик существующим и особенно прогнозируемым запросам покупателей. На основе выявления рыночных изменений производится отбор тех групп товаров, которые в большей мере соответствуют запросам потребителей. Далее изучаются прогнозы появления новых товаров конкурентов - новинок, вероятность успешной продажи которых очевидна и которые вызовут жестокое соперничество между конкурентами. После этого формируются технические требования к параметрам товаров. В заключение составляются оценочные таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без которых невозможен выпуск нового товара.
В конечном итоге выбор варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в области технологии, материального обеспечения и коммуникаций. Правильно выбранный вариант повышения конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать бессмысленных потерь, а полученные итоги по анализу этого широкого спектра параметров позволят сформулировать программу целенаправленного изменения в производственной, финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.
2.4 Пути повышения конкурентоспособности продукции
В течение многих десятков
лет в нашей стране, в условиях
высокой монополизации
Выше отмечалось, что в конкурентной политике относительно товара принимается во внимание способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.
Распространение конкуренции подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта. Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как речь идет в конечном счете о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.
В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар рыночной новизны" с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров. При выработке рыночной стратегии очень важно научиться своевременно изымать экономически неэффективный товар из производственной программы промышленной фирмы.
При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли. Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин и оборудования, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара.
Все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, так как на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.
3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕБЕЛЬСТРОЙ»
3.1 Характеристика ООО«МебельСтрой» и его место в отрасли
Компания «МебельСтрой» занимается производством встроенной и корпусной мебели в г. Пермь с января 2002 года.
Производство мебели на сегодняшний момент является перспективным и доходным делом. Перспективность и доходность производства мебели объясняется большим количеством потенциальных покупателей из-за нехватки мебели в России в прежние времена.
В 90-х годах количество
фирм, торгующих мебелью и
Производители мебели уделяют большое внимание универсальности комплектующих, которая дает возможность создавать систему трансформера: применять одни и те же детали для комплектации разной мебели (например, шкафов и стеллажей).
Главной целью компании «МебельСтрой» является предоставление людям недорогой удобной, комфортной и красивой мебели, подходящей как для больших квартир, коттеджей, офисов, так и для малометражных квартир, а так же:
- удовлетворять требования
потребителей выпуском
- достижение технического уровня продукции и организации производства, обеспечивающих конкурентоспособность изделий предприятия;
- расширение имеющегося и завоевание и новых рынков сбыта.
Компания «МебельСтрой» реализует свою мебель через магазины-салоны, с которыми заключаются договора на реализацию продукции. Чаще всего в салонах выставляются образцы мебели для дома и офисов.
С 2008 года началось освоение поставок продукции по региону. Предприятие успешно сотрудничает с магазинами расположенными в городах и поселках Пермского края (н-р Кунгур, Нытва, Добрянка и др.)
Региональный рынок корпусной и встроенной мебели представлен не только производителями Перми и Пермского края, но и городами ближайших регионов, а также крупнейшими производителями России. На рынке также представлена мебель Италии, Белоруссии, Польши. В настоящее время в Перми и Пермском крае работает более 100 фирм по производству мебели.
Производственная фирма «МебельСтрой» ориентирована в большей степени на частных потребителей. Ежемесячно проводится рекламная компания: реклама на местных телеканалах, наружная реклама, рассылка информации по предприятиям, занимающимся сбытом корпусной мебели, размещается реклама в еженедельниках: газета «Ва-Банкъ», «Почто-Ринг», «Телесемь». Информацию о ПФ «МебельСтрой» можно найти в справочнике «PROПермь».
Ценообразование в фирме строится по принципу: цена должна покрывать все издержки. Фирма не закладывает в цену продукции высокую норму прибыли, стараясь сохранить цены ниже, чем у конкурентов. Существует система скидок.
Тип организационной структуры, существующей на данном предприятии, линейный, что означает планирование работ, и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя к производственным подразделениям.
Руководство деятельностью предприятия осуществляет директор. Он самостоятельно решает основные вопросы деятельности предприятия, имеет право подписывать официальные документы и распоряжаться имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников. В соответствии с рыночной производственной ориентацией фирмы директор назначает менеджера по рекламе и сбыту продукции, который должен организовать маркетинговые исследования, рекламу, сбыт продукции, а также связь с поставщиками и клиентами. Бухгалтерия осуществляет все расчеты с поставщиками сырья. Ведет учет по товарообороту, прибыли, издержками, рассчитывает заработную плату, а главное составляет бухгалтерские отчеты. Дизайнер-конструктор ведет руководство по разработке новых видов мебели. Общая численность персонала составляет 20 человек.
Система оплаты труда для производственного персонала построена на использовании повременно-премиальной формы. Оплата труда руководителей и других категорий работников построена на основе должностных окладов и зависит от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции