Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:57, курсовая работа
Целью данной работы является проверка дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ. 4
Учет дебиторской и кредиторской задолженности. 4
1.2. Учет расчетов с подотчетными лицами. 7
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 10
1.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 15
1.5. Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. 17
2. АУДИТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ.
2.1. Аудит дебиторской и кредиторской задолженности. 19
2.2 Аудит расчетов с подотчетными лицами. 20
2.3. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. 25
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1. Краткая характеристика проверяемой организации. 34
3.2. Методические указания по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами. 35
3.3. Оценка системы внутреннего контроля Общества. 37
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.
3.4. Существенность в аудите. 38
3.5. Виды и оценка риска. 39
3.6. Методы проверок. 42
3.7. Планирование аудита. Программа аудита. 42
Заключение аудиторской проверки 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 47
Приложение 1 48
Приложение 2 50
Приложение 3 54
Приложение 4 55
12.Оформляется ли документально возврат ТМЦ на соответствие качеству, указанному в счетах, товарно-транспортных накладных;
13.При приемке груза, прибывшего по железной дороге, осуществляется ли его пересчет, взвешивание, обмер при поступлении на склад и составление коммерческого акта на недостающие ТМЦ;
14.Осуществляется ли завоз ТМЦ по письмам предприятия без наличия договоров;
15.Разработана ли типовая схема корреспонденции счетов (по дебету и кредиту сч. 60) для отражения хозяйственных операций;
16.Своевременно ли поступают в бухгалтерию документы поставщиков на оприходование ТМЦ материально-ответственными лицами;
17.Осуществляет ли бухгалтер пересчет сумм, указанных в счетах;
18.Сверяет ли бухгалтер цены, указанные в счетах, с договорными.
По данным тестирования можно определить уровень организации внутреннего контроля за операциями по расчету с поставщиками и общее состояние учета этих операций.
По окончании опроса аудитор проводит анализ результатов и принимает соответствующие решения. Если по результатам опроса аудитор выявил расхождения в ответах опрашиваемых , это может свидетельствовать о плохой постановке контроля и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Кроме этого, признаками плохой организации внутреннего контроля и учета могут стать:
- отсутствие договоров на поставку ТМЦ, договоров подряда и договоров на оказание услуг;
- отсутствие отчетов за выданные доверенности на получение ТМЦ;
- отсутствие журнала регистрации счетов-фактур поставщиков;
- несвоевременное предъявление претензий поставщикам за обнаруженные нарушения договорных обязательств и отсутствие должного учета по претензиям;
- несвоевременное отражение операций по расчетам в регистрах бухгалтерского учета;
- невыполнение пересчета сумм по поступившим счетам от поставщиков;
- отсутствие разработанных корреспонденции счетов по типовым операциям.
Результаты анализа аудитор использует для составления программы проведения проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Программа проверки и аудиторские процедуры:
Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами отражения в учете операций в зависимости от условий договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности.
Существует ряд правовых
форм поступления на предприятие товарно-
Следующим этапом при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку — расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.
Значительная часть
Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки — получение подтверждния от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.
Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризированных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.
По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: акцептной; аккредитивной; расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей; последующей, чеками; в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.
Формы расчетов между плательщиком
и получателем средств определя
Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.
Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке. Для этого аудитор может обобщить эти данные в таблице .
Процедура 1. «Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг».
В качестве истопников информации используются: договоры на поставку товарно-материальных ценностей; договоры подряда; договоры на оказание услуг; письма-запросы на поставку товарно-материальных ценностей; счета и счета-фактуры поставщиков; акты выполненных работ; приходные документы (приходные накладные, приемные акты, приходные ордера).
Используемые методы сбора аудиторских доказательств: проверка документов, подготовленных на предприятии; проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; получение письменного подтверждения от третьих лиц; устный опрос.
Техника исполнения состоит в следующем. Аудитор или ассистент выборочно просматривает приходные документы (например, приходные накладные), выписывая наименования поставщиков товарно-материальных ценностей. Далее, просматривая папку с договорами и текущими документами, ассистент должен выявить наличие договоров на поставку с соответствующим поставщиком либо письмо-заявку на поставку ТМЦ. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке. Если на предприятии ведется журнал регистрации счетов-фактур, целесообразно использовать его.
Полученные данные целесообразно занести в таблицу.
Наличие оправдательных документов на приобретение ТМЦ.
№ п/п |
Наименование поставщика. |
Приходный документ, №, дата. |
Договор, №, дата, срок действия. |
Письмо-заявка. |
Счет-фактура, №, дата. |
Данные такой таблицы позволяют аудитору оценить: состояние учета поступления товарно-материальных ценностей, оприходования выполненных работ, оказанных услуг; качество заключаемых договоров (нет ли среди договоров просроченных); добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным ценностям, по которым нет счетов-фактур.
Важным моментом является проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Если ассистент выявил отсутствие счетов-фактур на полученные товарно-материальные ценности, необходимо установить посредством устного опроса: были затребованы счета-фактуры от поставщиков или нет. Если запросы были, ассистент должен просмотреть ответы на них. При отсутствии запросов ассистент по согласованию с аудитором может сам провести сверку с таким поставщиком. Данные, полученные в ходе опроса, проведения сверок и прослеживания произведенных клиентом запросов, могут быть занесены в таблицу.
Неотфактурованные поставки.
№ п/п. |
Наименование поставщика. |
Дата и номер приходного документа, по которому нет счета-фактуры. |
Причины отсутствия счетов-фактур. |
1 |
В гр. 4 таблицы могут быть сделаны следующие записи:
а) если счета-фактуры были затребованы, но не поступили:
- «счета-фактуры не предъявлены по причинам, указанным в ответе на запрос от «__» __________ ___ года»;
- «счета-фактуры не предъявлены, так как у поставщика не значится задолженности»;
б) если счета-фактуры не были затребованы, в гр. 4 может быть сделана запись: «не затребованы».
Процедура 2. «Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товарно-материальных ценностей и по качеству выполненных работ и оказанных услуг». При оприходовании товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг могут быть выявлены расхождения по качеству и количеству с характеристиками и количеством, указанными в документах поставщика. В таких случаях составляют акт о выявленной недостаче. На сумму недостачи продукции предприятие-получатель предъявляет отправителю (поставщику) претензию. На неудовлетворенные претензии должен быть предъявлен иск поставщику, железной дороге или пароходству. Зачастую арбитражный суд отказывает в удовлетворении этих исков из-за несвоевременности их предъявления, отсутствия соответствующих доказательств.
Источники информации:
- сопроводительные документы или сличительные ведомости фактического наличия продукции с данными, указанными в документах поставщика;
- квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке веса груза, если она проводилась;
- акт о выявленной недостаче продукции;
- другие документы, свидетельствующие о причинах возникновения недостачи (анализ на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, коммерческие акты и проч.).
Методы сбора аудиторских доказательств:
- метод получения письменных подтверждений;
- проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
- проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
- наблюдение за выполнением хозяйственных операций.
Техника исполнения заключается в следующем. Аудитор или ассистент последовательно просматривает акты о выявленной недостаче. При проведении детальной проверки аудитор может принять решение об участии в приемке каких-либо ТМЦ, а также дать указания о выборочном сопоставлении данных приходных документов поставщика и данных приемных актов склада , сверяя их со сроками предъявления претензий. При обнаружении каких-либо несоответствий данные могут быть сведены в таблицу. Предъявляемые претензии.
№ п/п |
Значится по документам поставщика. |
Значится по данным склада. |
Коммерческий акт, №, дата. |
Дата предъявления претензий. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Если претензия не была предъявлена, ассистент в гр. 5 таблицы ставит прочерк. Кроме этого, аудитор выясняет, нет ли случаев предъявления претензий с истечением срока исковой давности. На основании копий документов, приложенных к исковым заявлениям, аудитор определяет, доказательными ли являются предъявляемые поставщикам претензии.
Процедура 3. «Проверка правильности определения поставщиками НДС».
Источники информации:
- счета-фактуры поставщиков;
- инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.
Методы сбора аудиторских доказательств:
- проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
- проверка арифметических расчетов.
Информация о работе Аудит дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ОАО "Ростелеком"