Аудит дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ОАО "Ростелеком"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проверка дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ. 4
Учет дебиторской и кредиторской задолженности. 4
1.2. Учет расчетов с подотчетными лицами. 7
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 10
1.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 15
1.5. Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. 17
2. АУДИТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ.
2.1. Аудит дебиторской и кредиторской задолженности. 19
2.2 Аудит расчетов с подотчетными лицами. 20
2.3. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. 25
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1. Краткая характеристика проверяемой организации. 34
3.2. Методические указания по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами. 35
3.3. Оценка системы внутреннего контроля Общества. 37
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.
3.4. Существенность в аудите. 38
3.5. Виды и оценка риска. 39
3.6. Методы проверок. 42
3.7. Планирование аудита. Программа аудита. 42
Заключение аудиторской проверки 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 47
Приложение 1 48
Приложение 2 50
Приложение 3 54
Приложение 4 55

Файлы: 1 файл

kursovaya_Audit_debitorskoy_i_kreditorskoy_zadol.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

12.Оформляется ли документально возврат ТМЦ на соответствие качеству, указанному в счетах, товарно-транспортных накладных;

13.При приемке груза, прибывшего по железной дороге, осуществляется ли его пересчет, взвешивание, обмер при поступлении на склад и составление коммерческого акта на недостающие ТМЦ;

14.Осуществляется ли завоз ТМЦ по письмам предприятия без наличия договоров;

15.Разработана ли типовая схема корреспонденции счетов (по дебету и кредиту сч. 60) для отражения хозяйственных операций;

16.Своевременно   ли   поступают   в бухгалтерию документы   поставщиков   на  оприходование  ТМЦ материально-ответственными лицами;

17.Осуществляет ли бухгалтер пересчет сумм, указанных в счетах;

18.Сверяет ли бухгалтер цены, указанные в счетах, с договорными.

По данным тестирования можно определить уровень организации внутреннего контроля за операциями по расчету с поставщиками и общее состояние учета этих операций.

По окончании опроса аудитор проводит анализ результатов и принимает соответствующие решения. Если по результатам опроса аудитор выявил расхождения в ответах опрашиваемых , это может свидетельствовать о плохой постановке контроля и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Кроме этого, признаками плохой организации внутреннего контроля и учета могут стать:

- отсутствие договоров на поставку ТМЦ, договоров подряда и договоров на оказание услуг;

- отсутствие отчетов за выданные доверенности на получение ТМЦ;

- отсутствие журнала регистрации счетов-фактур поставщиков;

- несвоевременное предъявление претензий поставщикам за обнаруженные нарушения договорных обязательств и отсутствие должного учета по претензиям;

- несвоевременное отражение операций по расчетам в регистрах бухгалтерского учета;

- невыполнение пересчета сумм по поступившим счетам от поставщиков;

- отсутствие разработанных корреспонденции счетов по типовым операциям.

Результаты анализа  аудитор использует для составления программы проведения проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Программа проверки и аудиторские процедуры:

Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами отражения в учете операций в зависимости от условий договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности.

Существует ряд правовых форм поступления на предприятие товарно-материальных ценностей, работ, услуг, среди которых можно выделить основные: договор купли—продажи и договор поставки; договор мены; договор дарения; договор подряда, Каждый из этих договоров обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, и поэтому роль правовой оценки заключаемых хозяйственных договоров и особенно анализа договоров с точки зрения налогообложения в ходе аудита очень велика.

Следующим этапом при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку — расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.

Значительная часть предприятий, как правило, пренебрегает проведением  инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, что нарушает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки — получение подтверждния от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на  бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризированных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

По указанным видам  задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

По суммам дебиторской  задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: акцептной; аккредитивной; расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей; последующей, чеками; в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением. Приступая к проверке, аудитору немаловажно знать, какая система расчетов применяется на предприятии клиента.

Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях  запросить в банках копии недостающих документов.

Результаты предварительной  оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке. Для этого аудитор может обобщить эти данные в таблице .

Процедура 1. «Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг».

В качестве истопников информации используются: договоры на поставку товарно-материальных ценностей; договоры подряда; договоры на оказание услуг; письма-запросы на поставку товарно-материальных ценностей; счета и счета-фактуры поставщиков; акты выполненных работ; приходные документы (приходные накладные, приемные акты, приходные ордера).

Используемые методы сбора аудиторских доказательств: проверка документов, подготовленных на предприятии; проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; получение письменного подтверждения от третьих лиц; устный опрос.

Техника исполнения состоит в следующем. Аудитор или ассистент выборочно просматривает приходные документы (например, приходные накладные), выписывая наименования поставщиков товарно-материальных ценностей. Далее, просматривая папку с договорами и текущими документами, ассистент должен выявить наличие договоров на поставку с соответствующим поставщиком либо письмо-заявку на поставку ТМЦ. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке. Если на предприятии ведется журнал регистрации счетов-фактур, целесообразно использовать его.

Полученные данные целесообразно занести в таблицу.

Наличие оправдательных документов на приобретение ТМЦ.

№ п/п

Наименование поставщика.

Приходный документ,

№,  дата.

Договор,

№, дата,

срок действия.

Письмо-заявка.

Счет-фактура, №, дата.


Данные такой таблицы  позволяют аудитору оценить: состояние учета поступления товарно-материальных ценностей, оприходования выполненных работ, оказанных услуг; качество заключаемых договоров (нет ли среди договоров просроченных); добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным ценностям, по которым нет счетов-фактур.

Важным моментом является проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Если ассистент выявил отсутствие счетов-фактур на полученные товарно-материальные ценности, необходимо установить посредством устного опроса: были затребованы счета-фактуры от поставщиков или нет. Если запросы были, ассистент должен просмотреть ответы на них. При отсутствии запросов ассистент по согласованию с аудитором может сам провести сверку с таким поставщиком. Данные, полученные в ходе опроса, проведения сверок и прослеживания произведенных клиентом запросов, могут быть занесены в таблицу.

Неотфактурованные поставки.

№ п/п.

Наименование поставщика.

Дата и номер приходного документа, по которому нет счета-фактуры.

Причины отсутствия счетов-фактур.

                      1                                              2                                                    3                                               4


В гр. 4 таблицы могут  быть сделаны следующие записи:

а) если счета-фактуры были затребованы, но не поступили:

- «счета-фактуры не предъявлены по причинам, указанным в ответе на запрос от «__»    __________ ___ года»;

- «счета-фактуры не предъявлены, так как у поставщика не значится задолженности»;

б) если счета-фактуры не были затребованы, в гр. 4 может быть сделана запись: «не затребованы».

Процедура 2. «Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товарно-материальных ценностей и по качеству выполненных работ и оказанных услуг». При оприходовании товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг могут быть выявлены расхождения по качеству и количеству с характеристиками и количеством, указанными в документах поставщика. В таких случаях составляют акт о выявленной недостаче. На сумму недостачи продукции предприятие-получатель предъявляет отправителю (поставщику) претензию. На неудовлетворенные претензии должен быть предъявлен иск поставщику, железной дороге или пароходству. Зачастую арбитражный суд отказывает в удовлетворении этих исков из-за несвоевременности их предъявления, отсутствия соответствующих доказательств.

Источники информации:

- сопроводительные документы или сличительные ведомости фактического наличия продукции с данными, указанными в документах поставщика;

- квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке веса груза, если она проводилась;

- акт о выявленной недостаче продукции;

- другие документы, свидетельствующие о причинах возникновения недостачи (анализ на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, коммерческие акты и проч.).

Методы сбора  аудиторских доказательств:

- метод получения письменных подтверждений;

- проверка документов,  полученных клиентом от третьих лиц;

- проверка документов,   подготовленных  на  предприятии клиента;

- наблюдение за выполнением хозяйственных операций.

Техника исполнения заключается в следующем. Аудитор или ассистент последовательно просматривает акты о выявленной недостаче. При проведении детальной проверки аудитор может принять решение об участии в приемке каких-либо ТМЦ, а также дать указания о выборочном сопоставлении данных приходных документов поставщика и данных приемных актов склада , сверяя их со сроками предъявления претензий. При обнаружении каких-либо несоответствий данные могут быть сведены в таблицу. Предъявляемые претензии.

№ п/п

Значится по документам поставщика.

Значится по данным склада.

Коммерческий акт, №, дата.

Дата предъявления претензий.

1

2

3

4

5


Если претензия не была предъявлена, ассистент в гр. 5 таблицы ставит прочерк. Кроме этого, аудитор выясняет, нет ли случаев предъявления претензий с истечением срока исковой давности. На основании копий документов, приложенных к исковым заявлениям, аудитор определяет, доказательными ли являются предъявляемые поставщикам претензии.

Процедура 3. «Проверка правильности определения поставщиками НДС».

 Источники информации:

- счета-фактуры поставщиков;

- инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.

Методы сбора  аудиторских доказательств:

- проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

- проверка арифметических расчетов.

Информация о работе Аудит дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ОАО "Ростелеком"