Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа
В экономике страны произошли заметные изменения в оплате, которая ставится в зависимость не только от результатов труда работников, но и от эффективности деятельности производственных подразделений. Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Впервые в акте такого уровня, как Трудовой кодекс, дается понятие оплаты труда. Оно включает обязанности работодателя, связанные, во-первых, с обеспечением установления выплат за труд и, во-вторых, с их осуществлением.
Введение 3
1. Теоретические и методические аспекты оплаты труда в организации 6
1.1. Понятие оплаты труда как экономической категории
1.2. Нормативно-правовое регулирование оплаты труда 13
1.3. Особенности начисления заработной платы в некоммерческих
организациях 24
2. Бухгалтерский учет оплаты труда в организации и его совершенствование 29
2.1.Синтетический и аналитический учет оплаты труда в организации 29
2.2.Оплаты труда с использованием в расчетах средней заработной платы 38
2.3. Автоматизация расчетов по оплате труда в организации 43
3. Аудит оплаты труда в организации 50
3.1. Планирование аудита оплаты труда в организации 50
3.2. Процедуры аудита оплаты труда в организации 56
3.3. Оформление результатов аудиторской проверки 63
Выводы и предложения 70
Список использованной литературы
Второй этап планирования аудиторской проверки: оценка аудиторского риска и допустимой ошибки уровня существенности, анализ учетной политики; составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.
Организационное обеспечение и представление необходимых документов для проведения проверок осуществляются руководителем МКУ «Отдел образования» в срок, определяемый регламентами проведения проверок. Аудитор определил, что МКУ «Отдел образования» является бюджетным учреждением, ведет хозяйственную деятельность рационально. Целевые расходы используются по назначению. Расчеты с работниками по оплате труда и начислениями на оплату труда отражаются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления на счетах 30201 «Расчеты по оплате труда», 30301 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» 30302 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации», 30403 «Расчеты по удержаниям из заработной платы.
Все первичные учетные документы и учетные регистры оформлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к заполнению первичных документов определенные федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В учреждении имеется перечень лиц, имеющих право подписи, например, кассовые, банковские, распорядительные заявки, доверенности на получение товарно-материальных ценностей, договоры, путевые листы имеют право подписывать: начальник МКУ «Отдел образования» АМР РТ - Валиуллина А.К., заместитель начальника МКУ «Отдел образования АМР РТ - Идиятова Г.Р., главный бухгалтер МКУ «Отдел образования АМР РТ - Пескарева Н.П.. Также в приложении №3 обозначен персональный состав инвентаризационной комиссии по проведению инвентаризации кассы, бланков строгой отчетности, это: заместитель главного бухгалтера Атряскина Т.М., главный специалист Куц Е.Е.; ведущий специалист – Муллина Т.А.
К приказу «Об учетной политики МКУ «Отдел образования» составлено приложение № 2 «График предоставления документов в отдел учета и отчетности МКУ «Отдел образования», в котором отражены ответственные за формирование документа и сроки его предоставления в отдел учета и отчетности.
Аудитор отметил в рабочих записях о том, что не создана инвентаризационная комиссия по проведению инвентаризации материальных ценностей. Из текста приложения № 3 следует читать буквально следующее: «состав комиссии по проведению инвентаризации кассы, бланков строгой отчетности …». Даны рекомендации МКУ «Отдел образования» о внесении дополнений в приложении №3 следующего содержания: «состав комиссии по проведению инвентаризации материальных ценностей» и далее прописать фамилии ответственных лиц.
Аудитор дает оценку учетной системе, применяемой в МКУ «Отдел образования». Для этого применяется опросный лист, на основании которого формируется заключение системе внутреннего контроля учреждения. Данные расчеты представлены в приложении 3.
Так как оценка системы внутреннего контроля высокая (80,95%), то можно сказать о снижении аудиторского риска. В результате этого аудиторы должны планировать аудиторские процедуры исходя из этого, но не должны доверять данной оценке полностью.
Понимание аудитором деятельности предприятия и его среды является основой для планирования аудита и выражения профессионального суждения относительно оценки рисков существенных искажений финансовой отчетности и ответных действий на эти риски в ходе проведения аудита. Без организационного и нормально функционирующего бухгалтерского учета невозможно наладить систему внутреннего контроля (Приложения 3,4,5).
В соответствие с федеральным стандартом № 3 «Планирование аудита» аудитор составляет программу проведения проверки, в частности сегмента учета расчетов с персоналом по оплате труда, определяет области значимые для аудита, определяет основной массив проверяемой информации, ответственных исполнителей, период проведения. Форма программы аудита представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Программа аудита оплаты труда в МКУ «Отдел образования» за 2010 год
Nп/п |
Планируемые виды работ |
Объект проверки |
Источник информации |
Период проведения |
Исполнитель |
1 |
Проверить соответствие списочного
состава и организационно- |
Организационно- |
Штатное расписание, должностные оклады, приказы о приеме на работу, |
2010 |
Алимова П.Р. |
2 |
Проверить наличие денежных средств |
Денежные средства |
Карточка и анализ счета, кассовая книга |
2010 |
Алимова П.Р |
3 |
Поверка операций по расчетным счетам |
Движение безналичных расчетов |
Расчетно-платежные документы выписки банка |
2010 |
Никитина А.Г. |
4 |
Проверка порядка начисления заработной платы по всем основаниям |
Движение по счетам бюджетного учета, свод по заработной плате |
п/поручения, выписка банка |
2010 |
Никитина А.Г. |
5 |
Проверка правильности удержаний |
Налоговые карточки по НДФЛ |
НК глава 23,свод начислений и удержаний |
2010 |
Халилова Р.Ш. |
В таблице 3.1. приведены некоторые планируемые виды работ аудитора по поверке за 2010 год, исполнителями назначены Алимова П.Р., Никитина А.Г. Анализ учетной политики МКУ «Отдел образования» осуществляется с целью установления расхождений в определении фактических расчетных процедур по расчетам с персоналом и данными закрепленными в учетной политике организации. При экспертизе учетной политики МКУ «Отдел образования» аудитор установил, что приказ «Об утверждении учетной политики МКУ Отдела образования на 2011 год» №2 был издан 15 января 2011 года, что является нарушением ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 года.
Потребность во внутреннем аудите может возникнуть в МКУ «Отдел образования» в связи с тем, что руководитель не занимается повседневным контролем деятельности управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов и необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри учреждения, строгим контролем над расходованием бюджетных средств. Проведение внутреннего аудита системы управленческого учета имеет для руководства информационное и консультационное значение. Затраты на создание системы внутреннего аудита (контроля) постоянны и значительны, поэтому в МКУ «Отдел образования» такая служба отсутствует.
На основании федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательная аудиторская проверка проводится, если годовой объем выручки от реализации продукции, работ, услуг за год превышает 50 миллионов рублей и сумма активов баланса на конец отчетного периода, предшествующего проверке составляет более 20 миллионов рублей.
В МКУ «Отдел образования» обязательный аудит не предусмотрен, руководитель аудиторской фирмы по согласованию с учредителем – Администрацией Аксубаевского муниципального района республики Татарстан организовал инициативный аудит.
Таким образом, целью планирования аудиторской проверки является обеспечение проведения проверки наилучшим, оптимальным образом с точки зрения выбранного критерия. Планирование аудита состоит из нескольких этапов: изучение бизнеса клиента, определение системы внутреннего контроля, составление программы и плана аудита, расчет границ уровня существенности.
3.2. Процедуры аудита оплаты труда в организации
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и прочих расчетных операций с персоналом действующим в РФ в проверяемом периоде нормативным документам. Задачи проверки расчетов по оплате труда и прочих расчетных операций с работниками:
- оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
- соблюдение требований законодательных и нормативных актов о труде при расчетах с работниками;
- наличие системных документов, связанных с оплатой труда (положение по оплате труда, положение по премированию, трудовые договоры, штатное расписание, приказы, личные карточки, табели, лицевые счета), и соответствие их установленным требованиям;
- правильность начислений
по оплате труда (в том числе
законодательно установленных
- правильность исчисления
удержаний из заработной платы
(за исключением налога на
- своевременность осуществления выплат по оплате труда;
- ведение аналитического учета расчетов по оплате труда по каждому сотруднику;
Объектами аудита являются расходы на оплату труда и связанные с ними расчеты с бюджетом, прочие расчетные операции с работниками.
Задачи проверки исчисления налога на доходы физических лиц:
- правильность определения налоговой базы налога на доходы физических лиц по каждому виду дохода, облагаемому по своей ставке;
- обоснованность невключения в налоговую базу доходов, освобождаемых от налогообложения;
- правильность применения
стандартных и
- правильность применения налоговой ставки (13; 35; 30;9 процентов);
- правильность отражения
в бухгалтерском учете
- наличие инвентаризации (сверки) расчетов по налогу на доходы физических лиц;
- соответствие учетных данных о задолженности по налогу на доходы физических лиц данным инвентаризации (сверки).
Источники информации при проверке по оплате труда:
3) расчетно-платежные и платежные ведомости;
5) лицевые счета работников (форма Т-54);
6) табели учета использования рабочего времени (форма Т-12, Т-13)3
7) трудовые договоры (форма ТД-1) и коллективный договор;
8) трудовые книжки;
9) приказы о приеме на работу (форма Т-1);
10) личные карточки (форма Т-2);
11) штатное расписание (форма Т-3);
12) приказы о предоставлении отпуска (форма Т-6);
13) график отпусков (форма Т-7);
14) приказы о прекращении действия трудовых договоров (формаТ-8);
15) системные документы (положение об оплате труда, о премировании).
При проверке исчисления налога на доходы физических лиц:
1) налоговые карточки (форма № 1-НДФЛ);
2) сведения о доходах налогоплательщиков (форма № 2-НДФЛ).
Операции, ранее не встречаемые в хозяйственной практике МКУ «Отдел образования», операции, учет по которым ведется менее квалифицированным или малоопытным работником, операции, учитываемые с нарушением методики отражения на счетах учета, отсутствуют. Результаты определения проверки оформляются в рабочем документе по соответствующей форме и стандарту.
Аудитор начал проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда по счету 30201 «Расчеты по оплате труда» с установления соответствия показателей аналитического учета этого счета с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого аудитор сверил сальдо по счету 30201 «расчеты по оплате труда» (в коммерческих организациях счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. В рабочих документах аудитор отразил, что расхождений не было выявлено.
Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание аудитор обращает на проверку табелей учета рабочего времени; при повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракт, правильности соблюдения новой системы оплаты труда (НСОТ).
При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений и т.д. При проверке табелей учета рабочего времени и путевых листов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда аудитор выясняет, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого анализируются путевые листы водителей по датам их выдачи, сопоставить фамилии водителей в путевых листах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Проверяется, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях.