Аудит себестоимости продукции на ООО «Мособлтелефонстрой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 05:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение аудита себестоимости продукции (работ, услуг) на ООО «Мособлтелефонстрой». Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1.рассмотрены теоретические основы учета затрат;
2.проведен анализ затрат на ООО «Мособлтелефонстрой»;
3.проведена аудиторская проверка затрат на производство продукции в ООО «Мособлтелефонстрой».

Файлы: 1 файл

Аудит себестоимости продукции (работ, услуг) на ООО «Мособлтелефонстрой».docx

— 106.53 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

 

 

 

Проблема управления затратами  в современных условиях актуальна  для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции  снижает ее конкурентоспособность  и заставляет менеджмент искать причины  и резервы снижения затрат. На предприятии  отсутствует эффективный механизм планирования, контроля и анализа  затрат. Недостаточность качественной и реальной информации о себестоимости  отдельных видов продукции и  их позиции на рынке по сравнению  с продуктами других предприятий  снижает эффективность управления. Эффективное управление затратами  является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности  деятельности предприятия и ее структурных  подразделений и возможно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы, т.е. на основе единой системы управления затратами.

 

Система управления затратами  позволяет получить точную и своевременную  информацию о затратах с любой  необходимой для управления степенью детализации, проводить обоснованную тарифную политику, выявлять и расширять  высокорентабельные направления деятельности, и на этой основе повысить эффективность  деятельности предприятия.

 

Особенность подхода зарубежных исследователей к проблеме управления затратами заключается в рассмотрении ее в рамках устойчиво функционирующей  экономики со сформировавшимися  рыночными институтами, традициями, что не дает возможности автоматического  переноса западного опыта на российские предприятия, так как разрыв в развитии рыночных институтов достаточно велик.

 

Внимание российских ученых сосредотачивается, как правило, на отдельных элементах системы  с заметным акцентом в сторону  собственно учета и его информационной реализации. Таким образом, возникает  необходимость адаптации зарубежного  и отечественного опыта управления затратами для современного состояния  экономики Российской Федерации  и с учетом специфики конкретных предприятий.

 

Одним из путей решения  этой задачи является разработка и  внедрение в практику работы предприятий  механизма управления затратами, что  влечет за собой поиск научных  подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия  на процесс формирования затрат в  ходе производства. Необходимость практической проработки вопросов создания механизма  управления затратами на конкретном предприятии обусловили актуальность темы данной работы.

 

Основными задачами учета  себестоимости продукции (работ, услуг) являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием осуществленных затрат нормативам, организация контроля за выполнением планов; выявление  фактических затрат, связанных с  производством и реализацией  продукции; контроль за соблюдением  норм производственного потребления; правильное распределение стоимости  израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов. В  современных условиях усиливается  роль бухгалтерского учета и аудита в области себестоимости продукции (работ, услуг). Этим объясняется актуальность темы данной работы.

 

Целью данной работы является проведение аудита себестоимости продукции (работ, услуг) на ООО «Мособлтелефонстрой». Для достижения поставленной цели в  работе решены следующие задачи:

1.рассмотрены теоретические  основы учета затрат;

2.проведен анализ затрат  на ООО «Мособлтелефонстрой»;

3.проведена аудиторская  проверка затрат на производство  продукции в ООО «Мособлтелефонстрой».

 

Таким образом, объектом данного  исследования является ООО «Мособлтелефонстрой», являющееся предприятием по оказанию телекоммуникационных услуг со средней  численностью персонала 215 человек, динамично  развивающееся и прибыльное, предметом  – себестоимость продукции (работ, услуг).

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  и организация учета прямых  затрат на производство продукции

 

 

 

 

1.1 Нормативные документы,  регулирующие вопросы организации  и ведения учета затрат на  производство в Российской Федерации

 

 

 

 

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. №58-ФЗ «О внесении изменений в  часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и некоторые  другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [2] (далее – Закон №58-ФЗ) изменил  перечень прямых расходов, перечисленных  в п. 1 ст. 318 НК РФ. В частности, в  него были добавлены расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

 

Согласно пп. 2 и 5 ст. 8 Закона №58-ФЗ изменения в ст. 318 НК РФ [1] вступают в силу 15 июля 2005 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. В такой ситуации налогоплательщик должен сделать выбор: следовать  рекомендации Закона и закреплять в  своей учетной политике перечень расходов согласно новой редакции ст. 318 НК РФ или воспользоваться правом, предоставленным ему этой же статьей, и не изменять состав прямых и косвенных  расходов, закрепленных в учетной  политике.

 

До вступления в силу Закона №58-ФЗ взносы на обязательное пенсионное страхование учитывались в составе  косвенных расходов и списывались  в текущем отчетном периоде, поскольку  не соответствовали понятию налога. После принятия Закона состав прямых расходов дополнен расходами на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Также Закон №58-ФЗ (п. 41 ст. 1) предоставил  налогоплательщикам право самостоятельно дополнять перечень прямых расходов с учетом отраслевой специфики.

 

Таким образом, изменился  принцип распределения расходов. Согласно новой редакции ст. 318 НК РФ налогоплательщик вправе сам определять, какие расходы являются прямыми, а какие – косвенными. При этом приведенный в п. 1 ст. 318 НК РФ перечень расходов является примерным. Иными словами, налогоплательщик может учитывать в качестве прямых любые иные расходы при условии закрепления их в учетной политике в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 318 и абз. 6 ст. 313 НК РФ.

 

Такой же позиции придерживается и Минфин России в Письме от 17 ноября 2005 г. №03–03–04/1/377. В нем, в частности, указано: «перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 НК РФ, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной  политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом».

 

Исходя из указанных обстоятельств  учет тех или иных расходов является правом, а не обязанностью налогоплательщика, и он может не вносить изменения  в свою учетную политику.

 

Письмом от 21 октября 2005 г. №03–03–02/177 Минфин России подтверждает, что «если  налогоплательщик принимает решение  о неизменности учетной политики для целей налогообложения прибыли  в 2005 году, то, учитывая положения ст. 313 НК РФ, он имеет право внести в  нее изменения и учесть изменения, внесенные Законом №58-ФЗ, начиная  с налогового периода 2006 года». Следовательно, финансовое министерство прямо допускает  возможность невнесения налогоплательщиком изменений в учетную политику за 2005 г.

 

Таким образом, указание п. 1 ст. 318 НК РФ на то, что взносы на пенсионное страхование могут быть отнесены к числу прямых расходов, не обязывает  налогоплательщика пересматривать перечень прямых и косвенных расходов.

 

Кроме того, в абз. 6 ст. 313 НК РФ прописано требование об изменении  налогоплательщиком порядка учета  в целях налогообложения отдельных  хозяйственных операций и (или) объектов при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых  методов учета. Решение о корректировке  учетной политики в случае изменения  методов учета принимается с  начала нового налогового периода. При  внесении поправок в законодательство о налогах и сборах – не ранее  чем с момента вступления в  силу этих поправок.

 

Нормам Закона №58-ФЗ, касающимся изменения перечня прямых расходов, придана обратная сила, и они распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Однако согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и  сборах, вводящие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки и размеры сборов, устанавливающие  или отягчающие ответственность  за нарушение законодательства или  иным образом ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

 

Введение нового вида прямых расходов, а именно расходов на обязательное страхование, ухудшает положение налогоплательщика. Ведь это не только оттягивает момент признания таких расходов по сравнению  с ранее действовавшим порядком, но и вынуждает налогоплательщика  произвести их перерасчет начиная с 2005 г. в связи с приданием обратной силы данному положению.

 

Даже если признать, что  введение нового вида прямых расходов носит обязательный характер, эта  норма не должна применяться, так  как ст. 5 НК РФ содержит прямой запрет на ее введение.

 

Таким образом, налогоплательщик не обязан пересчитывать свои налоговые  обязательства с 1 января 2005 г. из-за введения нового вида прямых расходов – на обязательное пенсионное страхование.

 

 

 

 

1.2 Затраты: их поведение  и классификация

 

 

 

 

В бухгалтерском учете  затраты определяются как совокупность ресурсов, использованных на достижение какой-либо цели. Обычно это сумма  денежных средств, которую следует  уплатить за приобретенные товары или  услуги. Различают прогнозные, бюджетные  и фактические затраты. Под фактическими (или, иначе, историческими) понимаются реально произведенные затраты.

 

Для принятия управленческих решений нужна информация о затратах на mo-либо» (продукция, оборудование, услуга, процесс и пр.). Мы называем это  «что-либо» объектом учета затрат или объектом калькулирования себестоимости, по которому и производятся группировка  и стоимостное измерение затрат [22, c. 87].

 

Калькуляционный процесс, как  правило, включает две основные стадии – накопление затрат и их распределение. Накопление затрат – это определенным образом организованные сбор и систематизация затрат в бухгалтерском учете. Например, данные о затратах на закупку бумаги, используемой при производстве журналов, в течение месяца накапливаются, затем подсчитываются ежемесячные итоги. Для группировки информации по объектам учета затрат осуществляется распределение накопленных общих сумм. Понятие распределения затрат включает две составляющие: 1) прямое отнесение собранных затрат на определенный объект; 2) косвенное распределение затрат между различными объектами. Для чего распределяются затраты? Например, затраты могут быть отнесены на конкретный отдел или цех организации для оценки эффективности его деятельности за определенный период времени. Распределение затрат по видам продукции или клиентам используется для подсчета и анализа рентабельности продукции или покупателей. Ключевым моментом при распределении затрат является характер их отношения к калькуляционному объекту: они могут относиться на объект прямо или косвенно.

 

♦ Прямые затраты имеют  непосредственное отношение к конкретному  виду продукции (или другому объекту  учета затрат), могут быть прямо  на него отнесены, и их прямое отнесение  экономически целесообразно [26, c. 134].

 

♦ Косвенные затраты имеют  отношение к объекту учета  затрат, но их невозможно или экономически нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретной продукции (или другой объект учета затрат) [31, c. 89].

 

В процессе отнесения затрат к прямым или косвенным учитывается  ряд факторов:

 

1. Существенность доли  затрат. Чем выше удельный вес  конкретных затрат в общей  себестоимости продукта, тем вероятнее,  что экономически целесообразно  отнести их к прямым. Рассмотрим  компанию, осуществляющую продажу  и доставку товаров по каталогам.  Вероятно, экономически целесообразно  прямо отнести на конкретного  покупателя затраты, связанные с доставкой курьером заказанных товаров по определенному адресу. То есть данные затраты будут прямыми. Напротив, стоимость бумаги, расходуемой на изготовление квитанций, которые доставляются покупателю вместе с товаром, вероятнее всего, будет отнесена к косвенным затратам, так как сложные работы по прямому отнесению экономически нецелесообразны из-за незначительной доли затрат на квитанции в себестоимости заказа. Выгода от знания точной цифры (например, 0,5 центов на один заказ) не покроет затраченных средств и времени на установление прямой связи стоимости квитанций и заказов на доставку [19].

2.Уровень информационных  технологий. Чем совершеннее технологии  сбора и обработки информации, тем большая доля затрат может  быть отнесена к прямым Система  штрих-кодов, например, позволила  многим предприятиям часть затрат, ранее относимых к косвенным,  включить в категорию прямых  затрат. Многие детали и компоненты, используемые в производстве  продукции, теперь имеют определенные  штрих-коды, информация с которых  может считываться на любом  этапе производства.

3.Характер бизнес-процессов.  Отнесение затрат к группе  прямых намного облегчено на  тех предприятиях, где оборудование  и другие мощности полностью  или частично разграничены между  процессами производства конкретной  продукции или обслуживания конкретного  покупателя.

4.Условия договоров. Например, если в договоре установлено,  что определенный компонент может  использоваться лишь при производстве  конкретного вида продукции, это  намного упрощает отнесение стоимости  этого компонента к прямым  затратам [23, c. 118].

 

Кроме того, необходимо отметить, что в ряде случаев одни и те же затраты могут быть как прямыми, так и косвенными. Классификация  затрат на прямые и косвенные во многом зависит от выбранного объекта  учета затрат. В качестве примера  приведем следующий. Далее мы рассмотрим вопросы, касающиеся поведения затрат, и их разделение в соответствии с поведением на переменные и постоянные [29, c. 219].

 

На основе информации, созданной  в калькуляционных системах, менеджеры  могут определить поведение затрат. Рассмотрим два основных типа поведения  затрат. Переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению  объема производства. Постоянные затраты, в свою очередь, остаются неизменными  за рассматриваемый период времени  вне зависимости от изменений  объемов производства и продаж. Выделение  переменных и постоянных затрат осуществляется по отношению к определенному  объекту учета затрат и определенному  периоду времени [15, c. 169].

Информация о работе Аудит себестоимости продукции на ООО «Мособлтелефонстрой»