Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам и путей ее совершенствования по международным стандартам.
Основные задачи курсовой работы:
-изучить назначение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам;
-проанализировать отличия бухгалтерской (финансовой) отчетности по международным стандартам от российских;
-сделать выводы и предложить пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Введение 3
1. Бухгалтерская отчетность. Назначение, порядок составления 5
1.1 Бухгалтерский баланс 5
1.2 Отчет о прибылях и убытках (форма №2) 28
1.3 Отчет о движении капитала (форма №3) 29
1.4 Отчет о движении денежных средств (форма №4) 32
1.5 Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5). 37
1.6 Оперативная бухгалтерская отчетность 40
2. Совершенствование бухгалтерской отчетности 42
Заключение……………………………………………………………………………………...46
Список использованной литературы 47
Содержание
Приложение 3 57
Приложение 4 59
Приложение 5 60
Приложение 6 60
Приложение 7 62
Приложение 8 64
Введение
Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.
Тщательное изучение бухгалтерских отчётов раскрывает причину достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Внешние пользователи бухгалтерской информации получают возможность по данным отчётности оценить финансовое положение потенциальных партнеров.
Сегодня одним из важнейших условий выхода организаций на международные финансовые рынки и привлечения инвестиций, является обеспечение прозрачности собственной финансовой информации. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде отчета о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - в виде отчета о движении денежных средств.
Содержание
и структура бухгалтерской
На данном этапе экономического развития без решения проблемы совершенствования состава и форм бухгалтерской отчётности и системы бухгалтерского учёта в целом трудно рассчитывать на равное положение с зарубежными организациями в экономическом партнёрстве.
Об актуальности
темы исследования говорит и тот
факт, что вопросы совершенствования
бухгалтерской отчётности регулярно
рассматриваются в периодически
Проблемам совершенствования отчетности посвятили свои исследования многие отечественные и зарубежные авторы, результаты которых сохраняют свою научную и практическую значимость до настоящего времени, в частности В. Г. Артеменко, П. С. Безруких, А. С. Бакаева, В. Ф. Палий, Я. В. Соколов, Т. В. Тазихина, А. Д. Шеремет, Г. В. Савицкая и др.
Целью курсовой работы является изучение бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам и путей ее совершенствования по международным стандартам.
Основные задачи курсовой работы:
-изучить назначение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам;
-проанализировать отличия бухгалтерской (финансовой) отчетности по международным стандартам от российских;
-сделать выводы и предложить пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объект исследования – нормативные документы, регламентирующие порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели при написании курсовой работы использовались следующие общенаучные методы: экономико-статистический, сравнительный, табличный, аналитический, коэффициентный и др.сбор, обобщение, систематизация, анализ информации, формализованное представление, сравнения, детализации, группировки.
|
Бухгалтерский баланс – завершающий этап учетного процесса на предприятии. В нем отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
Умение читать баланс - важнейшая профессиональная характеристика финансиста, позволяющая составлять прогнозные балансы и управлять важнейшими финансовыми параметрами предприятия (фирмы). Как говорил один из видных теоретиков в области бухгалтерского учета К. Шмальц «Баланс настолько трудная категория, что ее невозможно понять и определить. Однако жизнь заставляет всех, кто так или иначе сталкивается с учетом, определять и понимать бухгалтерский баланс».
При построении бухгалтерского баланса должны быть учтены требования следующих принципов:
1. Денежного выражения - показатели приведены в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель.
2. Обособленного предприятия - бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.); в активе учитывается имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности или находящееся под полным контролем (в американском учете - контролируемое имущество).
3. Действующего предприятия - период времени, в течение которого будет существовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается (имущество, показанное в балансе, оценивается по учетной стоимости, в случае ликвидации предприятия делается особая отметка и вступают в силу специальные правила оценки показателей баланса).
4. Учета по
себестоимости - активы отражаются
в балансе по суммам, оплаченным
за их приобретение (первоначальная
стоимость), а не по текущим
рыночным ценам (в условиях
гиперинфляции допускаются
5. Двойственности
- концепция двойственности
Построение баланса начинается с создания его основы (балансовой таблицы) и определения главнейших его черт. Важнейшим (первым элементом) баланса является понятие «актив» - совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы - ресурсы, контролируемые предприятием в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономические выгоды в будущем.
В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств – это раздел I «Внеоборотные активы» (НМА, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и др., и раздел II «Оборотные активы» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы). Т.е. актив это предметный состав имущественной массы. В Российской практике актив строится в порядке возрастающей ликвидности, при которой в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму.
При построении актива в порядке в порядке убывающей ликвидности на первом месте стоят статьи денежных средств, товаров, запасов, незавершенного производства, дебиторов и др. Эта схема построения актива характерна, например, для США, Англии. (Таблица 1.1.).
Таблица 1.1.
Схема построения
актива в порядке убывающей
АКТИВ |
Денежные средства и их эквиваленты |
Торговля и иная дебиторская задолженность |
Запасы |
Финансовые активы |
Инвестиции, учтенные по методу участия |
Нематериальные активы |
Основные средства |
Всего по активу |
Пассив показывает какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы. Пассивы организации — это источники формирования ее активов. К ним относятся капиталы, резервы, а также кредиторские обязательства, возникшие у организации в процессе ведения хозяйственной деятельности. Пассив баланса состоит из трех разделов: раздел III «Капитал и резервы»; раздел IV «Долгосрочные обязательства»; раздел V «Краткосрочные обязательства». В международных стандартах финансовой отчетности «Обязательства» рассматриваются как реальная задолженность организации, существующая на отчетную дату, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов. Выделение дополнительных статей в информации об обязательствах необходимо проводить в зависимости от размера, характеристики и времени их погашения. В международных стандартах финансовой отчетности капитал и резервы раскрываются по количеству акций: разрешенных к выпуску, выпущенных, оплаченных полностью и частично, находящихся в обращении. Организации, не имеющие акционерного капитала, отражают изменение долей в своем капитале, права, привилегии и ограничения, размер дивидентов и др. В международной практике особо выделяется понятие «собственные средства» (собственный капитал), которое трактуется еще как чистое имущество (чистые активы), представляющее собой остаток всего имущества предприятия за вычетом внешних обязательств. Собственный капитал – это остаток всего капитала (итог пассива) минус заемный капитал (внешние обязательства) (Таблица 1.2.).
Таблица 1.2.
Схема построения пассива в зарубежной практике
ПАССИВ |
Торговая и другая кредиторская задолженность |
Налоговые обязательства |
Долгосрочные процентные обязательства |
Резервы |
Всего обязательств |
Нераспределенная прибыль и капитальные резервы |
Выпущенный акционерный |
Всего капитала |
В международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса:1.горизонтальная форма; 2.вертикальная форма. При горизонтальной форме активы предприятия показываются в левой части баланса. При вертикальной форме последовательной расположение балансовых статей по вертикали вниз (в столбик), сначала статьи актива, потом пассива.
Таким образом, по МСФО баланс ведется постоянно, но в несколько другой форме: основная формулировка не «Актив = Пассив», а «Активы = Обязательства + Капитал»; статьи российского баланса детализированы; в МСФО все детали — в отчете о прибылях и убытках, а сам баланс предельно обобщен; баланс МСФО содержит колонку с показателями предыдущего периода по тем же статьям; активы расположены в порядке возрастания ликвидности, как и в РСБУ. Статьи пассива баланса расположены в части обязательств от краткосрочных до долгосрочных. Собственный капитал замыкает правую часть баланса.
Требования МСФО 1 и ПБУ 4/99 к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе (Таблица 1.3.).
Таблица 1.3.
Сравнительная характеристика состава информации баланса
Линейные статьи
- |
Группы статей
- |
(a) Основные средства |
Основные средства |
(b) Инвестиционное имущество |
Доходные вложения
в материальные |
(c) Нематериальные активы |
Нематериальные активы |
(f) Финансовые активы (кроме (e), (h), (i)) |
Долгосрочные и краткосрочные |
(e) Инвестиции, учтенные по методу участия |
финансовые вложения |
(g) Запасы |
Запасы |
- |
Налог на добавленную
стоимость |
(h) Торговая
и прочая дебиторская |
Дебиторская задолженность |
(i) Денежные средства и их эквиваленты |
Денежные средства |
(j) Торговая
и прочая кредиторская |
Кредиторская
задолженность перед |
(k) Оценочные обязательства |
Краткосрочные и долгосрочные заемные |
(l) Финансовые
обязательства |
средства; задолженность
участникам |
(m) Обязательства
и активы* по текущим |
Задолженность
перед бюджетом и |
(n) Отложенные
налоговые обязательства |
Отложенные
налоговые обязательства |
(o) Доля меньшинства,
представленная |
- |
(p) Выпущенный
капитал и резервы, |
Капитал и резервы |
* В ПБУ 4/99
задолженность бюджета | |