Бухгалтерская информация и анализ финансовой устойчивости организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:59, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с темой исследования основной целью дипломной работы является исследование бухгалтерской (финансовой) отчетности с точки зрения ее платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и технического состояния организации.
Для раскрытия цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
Дать организационно - экономическую характеристику Красногвардейского райпотребсоюза по основным экономическим показателям за 2008 - 2010 годы.
Исследовать бухгалтерскую (финансовую) отчётность, порядок её составления и требования, предъявляемые к отчётности.
Проанализировать финансовую отчётность предприятия на основе бухгалтерского баланса и основных форм отчётности.
Обобщить и конкретизировать изложенные в работе выводы и заключения. Выявить сложные стороны работы Красногвардейского райпотребсоюза и предложить пути решения проблематичных ситуаций с учётом оценки возможности их реализации в условиях жёсткой рыночной конкуренции.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 995.50 Кб (Скачать файл)
    • органов власти, заинтересованных в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения;
    • учредителей (участников), которых больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств);
    • акционеров, заинтересованных в способности акционерного общества выплачивать дивиденды;
    • инвесторов и их представителей, заинтересованных в информации о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций;
    • кредитных организаций, банков;
    • налоговых органов, казначейства, Контрольно - ревизионного управления (КРУ) Министерства финансов Российской Федерации, Госкомстата, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, и др.

Организация обязана  обеспечить представление годовой  бухгалтерской отчетности каждому  учредителю (участнику) в сроки, установленные  законодательством РФ. Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством РФ, в сроки, установленные законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

Публикация бухгалтерской  отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Требование   к  информации,  формируемой  в  бухгалтерской  отчётности,  определяется  законом  о  бухгалтерском  учёте и  Положениями  о  составлении  бухгалтерской  отчётности.

1. Достоверность  и   полнота,  т.е.   бухгалтерская отчётность  должна  содержать достоверное и полное  отражение    имущественного  и финансового  положения  предприятия  и  его  финансовых  результатов,  в  соответствии  с  нормативными  документами,  действующими  в  Российской  Федерации [9].

2. Уместность. Для пользователей является  важной  та  информация,  которую они имеют в нужный  момент,  значимость  этих  данных  оказывает  существенное  влияние  на  оценку  информации  или  принятие  решения [9].

3. Нейтральность,  т.е.  при   формировании  показателей бухгалтерской  отчётности,  необходимо  удовлетворить  интересы  широкого  круга  пользователей [9]. 

4. Целостность,  т.е.   бухгалтерская отчётность  должна  отражать  данные  об  активах  и пассивах,   финансового  состояния в  целом  по  предприятию  и  его  подразделениям, находящимся на  самостоятельном  балансе [9].

5. Последовательность, т.е.  информация  в бухгалтерском балансе,  отчёте  о  прибыли  и  убытках  от  одного  отчётного  периода  к  другому  должна  иметь  пояснение[9].

6. Сопоставимость означает, что данные,  приведённые в формах  бухгалтерской  отчётности  и  балансе  должны  быть  сопоставимы  с  прошлыми  периодами  для  проведения  анализа.  Если  данные  не  сопоставимы,  отчётность  должна  быть  пересчитана  в   сопоставимые  показатели [9].

7. Соблюдение  отчётного   периода – т.е.  все хозяйственные операции  по  хозяйственной деятельности  должны  соответствовать тому  периоду, за  который представляется  отчётность [9].

8. Правильность оформления, т.е.  отчётность  должна  составляться  на  русском языке,  в валюте  Российской  Федерации (в рублях),  подписана руководителем  и  главным  бухгалтером,   заверена  гербовой  печатью [9].

9. Раскрытие  существенной  информации  для  пользователей.

а) активы,  обязательства,  доходы,  расходы  должны  приводится  обособленно,  в  случае  их  существенности,  если  без  них  невозможна  оценка  финансового  положения  предприятия  или   финансового  результата.

б) обязательным  приложением должна быть  объяснительная  записка  для  заинтересованных  пользователей  финансовой  отчётности. [9]

 

    1. Сравнительная  характеристика  российской  системы

отчётности  и  отчётности  на  базе  международных  стандартов  финансовой  отчётности (МСФО). Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ

 

Рыночная  экономика  требует  реформирования  бухгалтерского  учёта  с  целью  введения  новой  методологии  и  методики  учёта  на  базе  МСФО.

Помимо  различий  в  базовых  принципах  учёта  имеются  различия  и  в  организации  отчётности:

  1. По МСФО  финансовый  год  может  не  совпадать  с  календарным. Система  налогообложения  в  США  разрешает фирмам  самостоятельно  устанавливать  сроки  финансового  года.  В  Российской  практике  такие  подходы  исключены. Финансовый  год  должен  совпадать  с  календарным.
  2. В российской  системе бухгалтерского учёта (РСБУ)  и отчётности  используется  национальная  валюта  - рубль и её  составляющая  - копейка. Отчётность МСФО  подготавливается в валюте  страны,  где находится  штаб-квартира  фирмы,  или  в  долларах США.
  3. В плане счетов англо-американской  модели  нумерация счетов  отсутствует,  а  их  расположение  построено  по  степени  ликвидности,  от  наиболее  ликвидных  видов  имущества  и  обязательств  к  наименее  ликвидным.  В  российском  плане   счета  размещены  в  обратной  зависимости.  Аналогично  размещение  статей  бухгалтерских  балансов.
  4. Бухгалтерский баланс  по МСФО  в  отличии  от  российского  баланса   содержит  более  подробную  информацию, т.к.  кроме  данных  отчётного  периода  он  содержит  данные  за  соответствующий  период   прошлого  года,  но  в  российском  балансе  расшифровывается  дебиторская  и  кредиторская   задолженности,  а  МСФО  эта детализация  отражена  в «Отчёте о прибылях и убытках».
  5. В  отчётности по МСФО  нет знака «-» (минус).  Если  возникает  необходимость  исключения  какой-нибудь  суммы  из  итога,  то  она  показывается  в  скобках.
  6. Есть  различия  в  написании  цифр,  но  МСФО  разделяются  разряды  чисел.  Например 1.000.000.00,  а  у них – 1000000 – 00.
  7. В  российской  отчётности  отсутствует  процедура,  позволяющая  корректировать   отдельные  статьи баланса на  индекс  инфляции.  Это снижает достоверность финансовой  отчётности  в  процессе сравнения  её  за  разные  периоды.
  8. По МСФО  исправление  ошибок  допускается  только  методом  «Чёрного сторно» т.е.  предыдущая  ошибочная  запись  корректируется  только  в  сторону   увеличения.  В   российской  практике  допускается  использование  метода «красного сторно».
  9. В  российской  отчётности используются  обороты  по корреспондирующим  счетам,  отчётность  по МСФО  оперирует  только  с  входящим и исходящим  сольдо,  а  так же  с  суммарными  оборотами, т.е. не  выделяются  дебетовый и  кредитовый  обороты  по  счетам.
  10. В МСФО  общепринята  практика  одновременного  отражения  хозяйственных  операций  в  учёте  по  дебету  и  кредиту  нескольких  счетов.  Российская методология  бухгалтерского  учёта  отрицает тенденцию  корреспонденции  счетов, т.к.  это  искажает  экономическое содержание  хозяйственной  операции.  Несмотря  на  ориентацию  российского  учёта  на  МСФО,  в  теоретических  и  практических  аспектах  сохраняются  значительные  различия.  Я  считаю,  что  данная ситуация  является  абсолютно  нормальной,  т.к.  «ориентация  на  МСФО»  не  предполагает  замены  национальной  системы  учёта,  однако  это  не  означает  прекращение  процесса  реорганизации и  совершенствования российского  учёта [49].

Различие  российской  системы  учёта и  отчётности   МСФО представлены в таблице 1.

Для того чтобы правильно  составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую востребования действующего законодательства.  В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней.

 

Таблица 1

Различие  российской  системы  учёта и  отчётности   МСФО

Отличительные особенности

МСФО

Российская  практика

1.Интересы  какой группы  превалируют

В  первую  очередь  интересы  инвесторов

Регулирующих  органов

2.Достоверность  отчётности

Объективное  и  правдивое  отражение реального  положения  организации

Соответствие  действующим  нормативам формирования  отчётности.

3.Трактовка  активов  имущества.

Объект  контролируется организацией  в  результате прошлого  события  и рассматривает будущие  экономические  выгоды

Объект  принадлежит  организации  на  праве  собственности  или  ином  видом  имущества

4.Требования осмотрительности

Большая готовность к  учёту  расходов  и  пассивов,  чем  возможных доходов и  активов.

Провозглашено, но в  большинстве  случаев  не  соблюдается,  т.к. отсутствует  механизм реализации.

5.Требование  приоритета  содержания  перед фирмой.

Факты хозяйственной  деятельности  учитываются  исходя из их  содержания и условий хозяйствования, а  не  только  и  не  столько из их правовой фирмы.

Провозглашено,  но  не  соблюдается.  В  основном в  большинстве  учётных  действий  лежит  первичный (оправдательный) документ, отвечающий установленным требованиям.

6.Метод начисления.

Признание в отчётном  периоде  всех  расходов, относящихся  с  этому  периоду.

Признание в  отчётном  периоде,  относящихся  к  этому  периоду  расходов  и  доходов, подтверждёнными  оправдательными  документами

7.Требование рациональности

Финансовая отчётность  должна  включать  свои  показатели,  достаточно  значимыми  для  оценок и решений  пользователей. Значимость рассматривается,  прежде  всего,  как  качественная  характеристика.

Провозглашено,  но  не  соблюдается. Значимость определяется через количественные  величины.

8.Возможность  профессионального   суждения (оценки)  при  подготовке  отчётности.

Предполагается  при  решении  многих вопросов.

Провозглашено,  но  в  большинстве  случаев  не  соблюдается.


 

Документы первого уровня – это Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года № 129-ФЗ, в редакции от 28.11.2011 г. ФЗ № 339, иные федеральные законы, указы президента Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации, в том числе  Налоговый кодекс и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Второй уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации, устанавливающие принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия механизма применения их к определенному виду деятельности.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению.

Четвертый уровень системы – рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и др.)

Рассмотрим более подробно нормативные документы каждого  уровня, относящиеся к теме дипломной  работы.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, от 21.11.1996 года в редакции от 28.11.2011 г. ФЗ № 339. Этот закон отражает правила, принципы и обязательность ведения бухгалтерского учета, в котором был обобщен опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; порядок государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность руководителя и главного бухгалтера; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации и т.д.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит  договорам России с другими государствами. Все юридические лица, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с данным законом.

Важнейшим нормативным документом является Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая с изменениями  и дополнениями, который определяет налоговый учет получения доходов и расходов, а также каким требованиям должны отвечать расходы  организации.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения  организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной в Законе о бухгалтерском учете. Каждое положение должно применяться с учетом других положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством. Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов непосредственно связан  в той или иной мере со всеми положениями по бухгалтерскому учету.

 Программы реформирования  бухгалтерского учета в соответствии  с международными стандартами  финансовой отчетности принято  ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 № 114н). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету,  и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период.

Применение Положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, для составления бухгалтерской отчетности,  в том числе и отчета  «О прибылях и убытках», помимо  выше указанного положения, применяются Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98),  утверждено приказом Минфина России от 09. 12. 98 г., № 60н, «Бухгалтерская отчетность организации»  (ПБУ 4/99) (новая редакция которого утверждена Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н), «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №32н., «Расходы организации» ПБУ 10/99; от 06.05.1999г. № 33н (ред. от 27.11.2006 г.).

Минфин России внес изменения  в Положения по бухгалтерскому учету  «Доходы организации», «Расходы организации», «Бухгалтерская отчетность организации» приказами № 115н и № 116н от 18сентября 2006г. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» Минфин России упростил классификацию доходов и расходов в бухгалтерском учете. С 2006 года прочие доходы и расходы не нужно делить на операционные, внереализационные и чрезвычайные.  Изменения, внесенные  в ПБУ, вызваны стремлением законодателей сблизить российский бухгалтерский учет с правилами, установленными МСФО.  Международные стандарты не устанавливают обязательной классификации доходов и расходов – принцип деления организация выбирает самостоятельно.

Информация о работе Бухгалтерская информация и анализ финансовой устойчивости организации