Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 13:18, курс лекций
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия на отчетный период, и финансовых результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период, представляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Цель бухгалтерской отчетности состоит в обобщении учетных данных за определенное время и представлении их в наглядной форме заинтересованным пользователям. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса.
Значение бухгалтерской отчетности состоит в том, что используя учетную информацию, пользователи могут принимать решения для выполнения важных текущих и стратегических задач организации. Отчетные данные предоставляются в виде систематизированных групп, которые облегчают их понимание и использование.
Подготовительные работы, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности (закрытие отчетного года).
Перед составление годового отчета необходимо выполнить следующие процедуры:
Инвентаризация статей баланса и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.
Проведение инвентаризации перед составление годовой бухгалтерской отчетности, является обязательным для всех организаций. Инвентаризация проводится не только с целью выявления фактических остатков, ее задачи намного шире и среди них следующие:
Результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
Инвентаризация осуществляется с периодичностью предусмотренной учетной политикой организации. Проведение инвентаризации всего имущества и всех обязательств, должно быть не ранее 1 октября текущего года (кроме районов крайнего севера), за исключение ОС, которые могут подвергаться инвентаризации 1 раз в три года. Наибольшую ценность инвентаризация представляет на 31 декабря отчетного года. Суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, необходимо списать. При этом следует иметь ввиду, что списанная дебиторская задолженность уменьшает налогооблагаемую прибыль организации (при условии, что она списана в связи с истечением срока исковой давности или невозможности взыскания), поэтому списать задолженность выгоднее в том периоде, когда у организации есть прибыль, которая больше суммы задолженности.
Исправление бухгалтерских ошибок.
Ошибки в бухгалтерском учете и отчетности могут быть как технические (арифметические, программные и т.д.), так и методологические (неправильно оформленные документы, неверно составленная корреспонденция счетов).
Способ исправления ошибок зависит от характера ошибки, и даты ее выявления. Внесение исполнений в кассовые и банковские документы не допускается, в остальные первичные документы, исправления могут вноситься, лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, с указание даты внесения исправлений.
Ошибки выявленные до окончания отчетного года, исправляются в том месте, где и когда они выявлены, нарастающим итогом данные будут отражены верно. Например, допущенная в первом квартале 2011 года ошибка обнаружена и исправлена во втором квартале 2011 года, отчетность за 2011 год составляется нарастающим итогом, поэтому в ней будут учтены, как неправильные проводки первого квартала, так и корректирующие их проводки произведенные во втором квартале. Таким образом искажение данных отчетности первого квартала 2011 года, устраняется при составлении отчетности за первое полугодие 2011 года.
Отражение приобретенных ценностей находящихся в пути.
В инструкции по применению плана счетов к счету 10 «Материалы» предписано, что стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражают в бухгалтерском учете следующий записью: Д 10 К 60. При этом оприходование этого имущества на склад не производится.
В начале следующего месяца произведенная ранее бухгалтерская запись сторнируется и данные суммы числятся в бухгалтерском учете, как авансы выданные на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Это правило распространяется на материалы оставшиеся на конец месяца в пути или не вывезенные со складов поставщиков, по которым:
Данная процедура позволяет показать в бухгалтерской отчетности реальную величину имущества принадлежащего организации на праве собственности и отсутствии задолженности за эти ценности. Если вышеуказанная бухгалтерская проводка не будет сделана, то это приведет к необоснованному уменьшению облагаемой базы по налогу на имущество, а также к искажению данных в бухгалтерской отчетности организации.
В аналогичной ситуации выполнению указанной процедуры возможно и по иным объектам имущества.
Уточнение оценки неотфактурованных поставок.
Под неотфактурованными поставками следует понимать поступление в организацию имущества без сопроводительных документов поставщиков (накладных, актов приема-передачи и т.п.). Если сопроводительные документы на неотфактурованные поставки были получены до даты представления бухгалтерской отчетности, то цена данного имущества и кредиторская задолженность уточняются исходя из сведений указанных в сопроводительных документах. Указанная корректировка производится сторнированием полной суммы ранее произведенной проводки отражающей поступление неотфактурованной поставки включающей в себя сумму НДС (т.к. отсутствии первичного документа не позволяет выделить НДС на основании составляемого при приемке внутреннего акта) и составлением новых записей на основании полученных сопроводительных документов.
Если до момента получения сопроводительных документов по имуществу принятому к учету как неотфактурованные поставки (включая НДС) произошло их движение (ценности были списаны в производство, монтаж и т.д.), то сторнируются записи отражающие движение этих ценностей:
Д 08,20,90,91 К 07,10,41 и др. – сторнировочная запись
Затем производится запись по принятию к учету имущества в количестве и сумме, указанных в полученных сопроводительных документах (если сведения, приведенные в сопроводительных документах, соответствуют количеству реально полученного имущества):
Д 07,10,41 и др. К 60 – на сумму имущества
числящегося на момент получения сопроводительных
документов на материальных счетах (без
учета НДС)
Д 19 К60 – на сумму НДС
Д 08,20,90,91 К 60 – на сумму имущества, использованного
в хозяйственной деятельности (без учета
НДС)
Д 19 К 60 – на сумму НДС
Создание оценочных резервов.
Оценочные резервы в бухгалтерской отчетности уточняют оценку отдельных объектов имущества организации, за счет уменьшения доходов (и их уточнения) в случае, если учетная стоимость активов оказывается выше их реальной стоимости сложившейся на дату составления бухгалтерской отчетности.
Счета оценочных резервов являются контрактивными регулирующими счетами уточняющими оценку в бухгалтерской отчетности следующего имущества:
Вышеуказанное имущество показывается в бухгалтерском балансе в активе в оценке-нетто, то есть за вычетом соответствующего образованного оценочного резерва. Оценочные резервы создаются на основе результатов проведенной инвентаризации, по состоянию на дату составления годовой бухгалтерской отчетности.
Целесообразно проводить инвентаризацию ТМЦ, дебиторской задолженности и финансовых вложений на 31 декабря, так как тогда инвентаризация может производится один раз и объединять в себе 2 процедуры:
Необходимость создания оценочных резервов является следствием принципа консерватизма. Согласно которому необходимо обеспечивать в бухгалтерском учете большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.
Создание оценочных резервов отражается заключительными записями декабря: Д 91.2 К 14,59,63.
Создание оценочных резервов при наличии оснований, на дату составления бухгалтерской отчетности, является для организации обязательной процедуры.
Пересчет валютных статей.
Числящееся на балансе организации, на дату составления бухгалтерской отчетности, активы и обязательства, стоимость которых выражена иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли, по курсу ЦБ РФ действующему на отчетную дату.
В соответствии с ПБУ 3/2000, подлежащим пересчету в рубли, на дату составления бухгалтерской отчетности, относятся следующие объекты бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте:
Для составления бухгалтерской отчетности, стоимость основных средств, нематериальных активов, долгосрочных ценных бумаг, материально-производственных запасов и других активов, а также величина уставного капитала оцениваются в рублях, по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой, они были приняты к бухгалтерскому учету. Пересчет стоимости указанных активов и уставного капитала в связи с изменением курса иностранных валют, по отношению к рублю, после принятия их к бухгалтерскому учету не производится.
В результате пересчета в рубли, на дату составления бухгалтерской отчетности, активов и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, образуются курсовые разницы, которые подлежат зачислению на финансовые результаты организации, как прочие доходы и прочие расходы.
Положительные курсовые разницы отражаются:
Д 50,52,55,57,58 (в части краткосрочных финансовых
вложений),60,62,66,67,68,71,
Выявленные отрицательные курсовые разницы отражаются следующей бухгалтерской записью:
Информация о работе Бухгалтерская отчетность ее сущность и содержание