Бухгалтерская отчетность ее сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 13:18, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия на отчетный период, и финансовых результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период, представляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Цель бухгалтерской отчетности состоит в обобщении учетных данных за определенное время и представлении их в наглядной форме заинтересованным пользователям. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса.
Значение бухгалтерской отчетности состоит в том, что используя учетную информацию, пользователи могут принимать решения для выполнения важных текущих и стратегических задач организации. Отчетные данные предоставляются в виде систематизированных групп, которые облегчают их понимание и использование.

Файлы: 1 файл

МДК 04.01.docx

— 100.63 Кб (Скачать файл)

При составлении бухгалтерской отчетности за год отчетным периодом является календарный год. Для вновь созданных организаций, первым отчетным периодом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций созданных после 1 октября – период по 31 декабря следующего. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Под отчетным периодом понимается период за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность, а под отчетной датой – дата по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Каждая составляющая бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указания отчетной даты и отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации, с указанием ее организационно-правовой формы; формат числовых показателей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность должна составляться на русском языке и подписываться руководителем организации.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте РФ.

Бухгалтерский баланс и порядок его составления.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки хозяйственных средств по составу и размещению, и по источникам их образования в денежном выражении на определенную дату. Бухгалтерский баланс – это форма финансовой отчетности, характеризующей имущественное положение организации на определенный момент времени.

Бухгалтерские балансы, в зависимости от цели их составления, классифицируются по определенным признакам:

  • По источникам и срокам составления
  • По объему информации
  • По характеру деятельности
  • По формам собственности
  • По реформированию
  • По способу «очистки»

По источникам балансы подразделяются на инвентарные, книжные, генеральные. Инвентарные балансы составляют только по данным инвентаризационных ведомостей. Такие балансы составляют при смене собственника или реорганизации юридического лица. Книжные баланс составляют на основании данных текущего бухгалтерского учета (книжных данных), без проведения инвентаризации. Книжный баланс является промежуточным. Генеральный баланс представляет собой перечень остатков, по счетам главной книги, но откорректированный по результатам проведенной инвентаризации.

По срокам составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, заключительные, санируемые, разделительные и объединительные, ликвидационные. Вступительный (первичный) баланс составляется на момент возникновения организации, на основании только учредительных документов и отсутствие любых обязательств. Актив вступительного баланса содержит дебиторскую задолженность учредителей по вкладам (счет 75.1) и стоимость внесенного имущества. Пассив показывает (счет 80) показывает величину уставного капитала отраженного в учредительных документах. Текущие (промежуточные) балансы составляются организацией за определенные промежутки времени, в зависимости от внутренних потребностей руководства предприятия. Они могут быть начальными (на 1 января отчетного года), промежуточными (на 1 число каждого месяца или квартала отчетного года нарастающим итогом), заключительными (на 31 декабря отчетного года). Промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета, а перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация всех статей баланса с отражением ее результатов.

Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организации грозит банкротство. Такой баланс оставляется с привлечением аудитора, еще до окончания отчетного периода, с целью показать кредиторам реальное состояние дел в организации. В отличии от периодического, в санируемом балансе отдельные статье не принимаются в расчет или подвергаются значительной уценки или дооценке (например, отдельные виды имущества показываются по не по фактической стоимости, а по рыночным ценам на дату составления баланса). Не принимаются в расчет такие статьи как доходы будущих периодов, расходы будущих периодов, нераспределенная прибыль прошлых лет и другие.

Разделительный баланс составляется в момент разделения крупных организаций на несколько более мелких структурных единиц. В соответствии со статьей 59 ГК РФ, при реорганизации юридического лица составляется передаточный акт и разделительный баланс.

Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии, присоединении) нескольких организаций в одно юридическое лицо. При этом возникает новое юридическое лицо, путем передачи ему всех прав и обязанностей объединенных предприятий. Присоединенные предприятия прекращают свое существование, а объем деятельности предприятий к которому произошло присоединение увеличивается за счет прав и обязанностей, переданных присоединившимся предприятием.

Ликвидационный баланс составляется при ликвидации организации. Ликвидационный баланс составляется в течении всего периода ликвидации юридического лица. Они носят название вступительного ликвидационного (на начало ликвидации), промежуточно-ликвидационного (санируемого), и заключительно-ликвидационного (на конец периода ликвидации). На дату составления ликвидационного баланса стоимость имущества отражается в рыночных ценах включая стоимость фирмы, патентов и иных НМА.

По объему информации различают балансы единичные (индивидуальные), сводные и консолидированные.

Единичные балансы – балансы одного юридического лица. При наличии структурных подразделений у юридического лица (филиалов, представительств). Они могут быть выделены администрацией организации на отдельный баланс. Единичный баланс связан с отдельными балансами других подразделений через счета внутренних расчет.

При составлении сводного баланса на базе единичных, активы и обязательства отдельных балансов суммируются. Сальдо счетов внутренних расчетов взаимно исключаются и в сводный баланс не включаются. Сводный баланс объединяет данные, включенных в него единичных балансов. При этом обязательно должны соблюдаться требования полноты информации, единство методов оценки статьи отчетности, единой отчетной даты и единичного отчетного периода, единые валюты отчетности.

Консолидированный баланс – это объединение показателей бухгалтерский балансов группы юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении, организаций. Правила его составления и представления определяются МСФО-27 и Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

По характеру деятельности, балансы подразделяются на балансы основной и неосновной деятельности.

По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных, а также общественных организаций. Все они различаются, в основном, по источникам образования собственных средств.

По реформированию различают реформированные и не реформированные балансы. Реформированным считается тот баланс, в котором отсутствует строка «нераспределенная прибыль (убыток)». Не реформированным считается баланс, когда прибыль за отчетный период еще не распределена и отражается по строке «нераспределенная прибыль».

По способу «очистки» или по полноте балансы подразделяются на балансы-брутто и балансы-нетто. Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи. Баланс-нетто не содержит регулирующих статей. Согласно ПБУ 4/99, бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу, такие балансы используются для целей фискального контроля налоговыми органами и в практической деятельности работников бухгалтерии и других служб. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой».

В изданиях по бухгалтерской отчетности отдельные авторы подразделяют балансы по целям составления на пробные и окончательные, отчетные и перспективные (прогнозные).

 

Назначение и основные принципы построения бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации на определенную дату обеспечивая пользователей информацией об активах обязательствах и о собственном капитале. Данные бухгалтерского баланса являются основой для таких расчетов, как нормы отдачи на вложенный в организацию капитал, определение структуры капитала, оценка ликвидности и финансовой гибкости организации.

Ликвидность – способность превращения активов фирмы в наличные деньги или способность заемщика обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств. Финансовая гибкость – это способность организации изменить количество и время поступления/выплаты своих денежных потоков реагируя на возникновение непредвиденных нужд и возможностей.

Основные принципы построения бухгалтерского баланса сводятся к следующем:

  1. Активы в бухгалтерском балансе расположены по степени их ликвидности, а пассивы – по степени срочности исполнения обязательств. Российские правила построения баланса применяют принцип возрастания ликвидности/срочности исполнения. Англо-американская традиция подразумевает принцип убывания степени ликвидности/срочности исполнения следующим образом: активы показываются с наиболее ликвидных (денежные средства) и заканчиваются наименее ликвидными (ОС и НМА), пассивы – с наиболее срочных (краткосрочная задолженность) и заканчиваются собственным капиталом организации;
  2. Активы и обязательства в бухгалтерском балансе, в зависимости от срока обращения/погашения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные активы и обязательства – это активы и обязательства сроков обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла сроком до 12 месяцев включительно. Все остальные активы и обязательства относятся к долгосрочным. Операционный цикл организации – это период между покупкой материалов, для осуществления производственного процесса, и получением от продажи результатов производства денежных средств или иных активов, которые могут быть быстро превращены в денежные средства;
  3. В бухгалтерском балансе не допускается взаимозачет между статьями актива и пассива, за исключением, когда это предусмотрено соответствующей законодательной базой;
  4. В бухгалтерском балансе должно быть четкое разграничение средств и обязательств по своему типу, по выполняемым функциям, по влиянию на финансовую гибкость и обособленное отражение;
  5. Числовые показатели в балансе включаются в нетто-оценку, то есть за вычетом регулирующих величин (счета 02, 05 и т.д.), которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Перед составлением годового отчета, статьи бухгалтерского баланса подтверждаются результатами инвентаризации, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации.

 

Формирование регламентированной отчетности в 1С: Бухгалтерия 8. Закрытие месяца.

Информационные системы бухгалтерского учета позволяют формировать регламентированную отчетность автоматически, на основании хозяйственных операций введенных в журнал. Перед формирование регламентированной отчетности необходимо выполнить регламентные операции. Регламентные операции можно выполнить с помощью Операции - Регламентные операции или с помощью помощника Закрытие месяца. Появляются формы закрытия месяца, необходимо выбрать период (месяц) и организацию. Перед закрытием месяца надо выполнить контроль последовательности проведения документов.

Если гиперссылка Контроль последовательности проведения документов выделена красным цветом, необходимо кликнуть по ней, появится окно Проверка последовательности проведения документов, надо нажать кнопку Перепровести документы, закрываем окно, после этого ссылка становится зеленой. Для выполнения закрытия месяца надо кликнуть соответствующую кнопку.

При закрытии месяца выполняются следующие регламентные операции:

  1. Начисление налогов (взносов ФОТ);
  2. Амортизация и износа ОС;
  3. Амортизация НМА и списание расходов по НИОКАМ;
  4. Переоценка валютных средств;
  5. Корректировка стоимости номенклатуры;
  6. Расчет долей списания косвенных расходов;
  7. Закрытие счетов 20, 23, 25, 26;
  8. Закрытие счета 44 «Издержки обращения»;
  9. Закрытие счетов 90, 91;
  10. Расчет налога на прибыль.

После выполнения регламентных операций можно посмотреть отчет о выполнении регламентных операций. После закрытия месяца можно сформировать справки-расчеты (Например Справка расчет финансовые результаты и расчеты по налогу на прибыль, Справка расчет калькуляция себестоимости продукции, Справка расчет списание косвенных расходов).

Перед составлением регламентированной отчетности необходимо проверить состояние счетов бухгалтерского учета за отчетный период. Для этого выполняются обработки:

  • Анализ состояния бухгалтерского учета
  • Экспресс проверка ведения учета
  • Анализ состояния налогового учета по НДС
  • Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль

Информация о работе Бухгалтерская отчетность ее сущность и содержание