Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 20:36, дипломная работа
Разработка и осуществление управленческих реше¬ний на предприятии базиру-ются на плановой, норма¬тивной, технологической, учетной и аналитической ин-формации. Для осуществления своей деятельности предприятию необходима свое-временная и точная ин¬формация. Она формируется в системе бухгалтерского учета. Учет — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущ-ность которого со¬стоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах. Бухгалтерский учет — это инфор-мационная технология, определенная на ее законодательной и нор¬мативной базе.
Бухгалтерский учет представляет собой важнейший инструмент познания эко-номических явлений. В зави¬симости от рассматриваемых явлений, состава комплек-сов и подгрупп, а также от поставленных целей бухгалтерский учет может принимать различные формы и использовать разнообразные методы.
Введение…………………………………………………………………..
Экономическое содержание бухгалтерского баланса и его роль в управлении современным предприятием ………………………………
Исторические аспекты возникновения и развития бухгалтерских балансов………………………………………………………………………….
Экономическое содержание и значение современного бухгалтерского баланса …………………………………………….……...…………...
Бухгалтерский баланс как важнейший элемент финансовой отчетности …………………………………………………………………………
Совершенствование бухгалтерского баланса Рескублики Беларусь и приближения его к международным стандартам финансовой отчетности …………………..………………………………………………….
Содержание и методика составления годового бухгалтерского баланса ………………………………………………………………………
Содержание и состав актива баланса …………………………………...
Содержание и состав пассива баланса ………………………….……..
Методика составления годового бухгалтерского баланса……………..
Анализ финансового состояния УП «Себек»………..………………….
Анализ состава, структуры и формирования активов предприятия ….
Анализ состава, структуры и формирования источников средств предприятия ……………………………………………………………...
Анализ показателей ликвидности и платежеспособности предприятия .……………………………………………………………………….
Анализ и оценка финансовой устойчивости и диагностика вероятности банкротства предприятия…………………………...……………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………
По источникам составления балансы подразделяются на:
1) Инвентарный – составляется
на основе данных
2) Книжный – составляется только на основе данных текущего учета без предварительной проверки путем инвентаризации;
3) Генеральный – сочетает оба предыдущих вида.
По способу очистки выделяют:
1) Баланс-брутто (грубый) включает
регулирующие статьи и
2) Баланс-нетто (чистый)
– из него исключаются
По времени балансы бывают:
1) Предварительный или провизорный баланс составляется заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества. Основой этого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода. Предварительный баланс ставит перед собой цель – установить финансовое состояние предприятия, в котором оно окажется к конце отчетного периода.
2) Баланс, показатели
которого исчислены
Также существуют и другие виды балансов, используемые в отечественной и зарубежной практике:
Оборотный баланс – развернутая сводка итоговых данных – оборотов и сальдо по всей системе синтетических счетов. Он позволяет получить балансовое обобщение информации о движении хозяйственных процессов и средств, их характере по всей совокупности объектов, охватываемых бухгалтерским учетом. В оборотном балансе отражаются и обороты, и сальдо по счетам. Он позволяет увязать качественные показатели счетов с бухгалтерским балансом; наблюдать причины изменения сальдо двух смежных моментов времени, следовательно, и причины изменения двух балансов; указать связь между балансом и отчетностью. Оборотный баланс имеет значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого при составлении вступительного, заключительного и ликвидационого балансов. Практически оправданы две формы оборотного баланса: оборотная ведомость и шахматный баланс.
Шахматный баланс получил свое название от шахматного принципа построения балансовой таблицы, когда по графам и строкам записываются одни и те же синтетические счета. Записи сумм по графам означают кредитовые обороты, а по строкам – дебетовые. Таким образом, в шахматном балансе записи означают бухгалтерскую проводку.
Оборотная ведомость по счетам имеет иное содержание. В ней содержаться обороты и сальдо по каждому счету. В ней реализуется контрарный прием, использующий три пары равных итогов [9,с.61-78].
Таким образом, оборотный баланс представляет собой способ обобщения показателей, характеризующих ход и результаты хозяйственных процессов. Количественная характеристика сальдо служит основой для составления бухгалтерского баланса состояния хозяйственных средств, а количественная характеристика оборотов имеет информационное и контрольное значение. В оборотном балансе обобщаются корреспонденции счетов, вызванные двойной записью.
Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество предприятия, источники образования этого имущества по состоянию на определенную дату. Он составляется путем подсчета сальдо по счетам. Сальдовый баланс называют бухгалтерским. Балансовые статьи тесно связаны и качественное содержание каждой статьи вытекает из записанного сальдо на соответствующие счета. Из соображений лучшего представления информации показатели статей баланса, другие счета, наоборот, разукрупняются в более детальные балансовые статьи.
1.3 Бухгалтерский баланс
как важнейший элемент
В реальной отечественной бухгалтерской практике бухгалтерский баланс существует как форма №1 годового бухгалтерского отчета и имеет тесную взаимосвязь с другими формами финансовой отчетности, что наглядно иллюстрирует таблица 1. Являясь самостоятельным элементом метода бухгалтерского учета, баланс на практике выступает как составляющая финансовой отчетности. Поэтому целесообразно исследовать его в контексте действующей финансовой отчетности.
Таблица 1. Взаимосвязь показателей форм годового отчета
Показатели сопоставляемые (форма № 1) |
Показатели, с которыми производится сопоставление |
Строка 110 графы 3,4 |
Строка 400 формы 5, графы3,6 минус строка 495 формы 5 графы 3,6 |
Строка 120 графы 3,4 |
Строка 470 формы 5, графы3, 6 минус строка 496 формы 5 графы 3,6 |
Строка 130 графы 3,4 |
Больше либо равна строке 491 формы 5 графы 3,6 |
Строка 250 графы 3,4 |
Строка 110 формы 5 графы 4,6 |
Строка 260 графы 3,4 |
Строка 730,740,750,760 формы 5 графы 3,5,4,6 |
Строка 270графы3,4 |
Строка 040 формы 4 графы 3 плюс строка 050 формы 4 графы 3 |
Строка 530 графы 3,4 |
Строка 030 формы 3 графы 3,6 |
Строка 630 графы 3,4 |
Строка 100 формы 3 графы 3,6 |
Строка 730 графы 3,4 |
Строка 150 формы 5 графы 4,6 |
Строка 737 графы 3,4 |
Строка 200 формы5 графы 4,6 |
Необходимость составления отчетности порождается одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета – непрерывности деятельности. Деятельность предприятий на современном этапе все больше зависит от экономической информации, качество которой влияет на получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга партнеров. Самым распространенным источником такой информации является отчетность. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения, а также для принятия управленческих решений, необходимо периодически располагать сводными данными о имущественном положении и финансовых результатах деятельности предприятия. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской отчетности. А составление отчетности возможно только на основании данных синтетического и аналитического учета, обобщенных и сгруппированных в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, отчетность является завершающим этапом всего учетного процесса в целом [24, с. 105].
Цель бухгалтерской отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности, и изменениях в финансовом положении компании.
К пользователям отчетности
относятся имеющиеся и
Отчетность удовлетворяет общие потребности большинства пользователей. Однако отчетность не обеспечивает всей информации, которая может понадобится пользователям для принятия экономических решений, поскольку она в основном отражает финансовые результаты прошлых событий, и необязательно содержит нефинансовую информацию. Отчетность также показывает результаты деятельности руководства компании или ответственность руководства за вверенные ресурсы. Те пользователи, которые хотят оценить деятельность или ответственность руководства, делают это для того, чтобы принять экономические решения; к этим решениям могут относиться, например, такие, как решение о сохранении или продаже инвестиций в компанию, или решение о переназначении или смещении руководителей.
Финансовое положение предприятия зависит от имеющихся у нее экономических ресурсов, ее финансовой структуры, ее ликвидности и платежеспособности, а также ее способности адаптироваться к изменениям окружающей среды. Информация об экономических ресурсах предприятия и ее способности в прошлом преобразовывать эти ресурсы полезна для прогнозирования ее способности создавать денежные средства и их эквиваленты в будущем.
Информация о результатах деятельности компании, в частности о ее прибыльности, требуется для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые она будет контролировать в будущем. В этой связи большое значение имеет информация об изменчивости результатов. Информация относительно изменений в финансовом положении компании полезна для оценки инвестиционной, финансовой и операционной деятельности в течение отчетного периода. Эта информация обеспечивает пользователям основу для оценки способности компании создавать денежные средства и их эквиваленты и потребностей компании в использовании этих потоков денежных средств. Информация о финансовом положении главным образом дается в бухгалтерском балансе. Информация о результатах деятельности компании приводится в основном в отчете о прибылях и убытках. Информация об изменениях финансового положения показывается с помощью отдельной формы отчетности.
Составные части финансовой отчетности взаимосвязаны, потому что они отражают разные аспекты одних и тех же операций и событий. Хотя каждая форма отчетности представляет информацию, отличающуюся от других, ни одна из них не замыкается на одном предмете и не дает всей информации, необходимой для конкретных нужд пользователей. Например, отчет о прибылях и убытках не дает полной картины деятельности компании без баланса и отчета об изменениях финансового положения.
В соответствии с международными
правилами составления и
1) Учет по методу начисления, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Таким образом, они обеспечивают информацию о прошлых операциях и прочих событиях, которая чрезвычайно важна для пользователей при принятии экономических решений.
2) Непрерывность деятельности:
отчетность и баланс обычно
составляются на основе
Основными качественными характеристиками являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость, существенность, надежность, правдивость, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, полнота, сопоставимость, своевременность, баланс между выгодами и затратами, баланс между качественными характеристиками, достоверное и объективное представление.
Представляемая предприятиями отчетность классифицируется по видам, периодичности составления, обьему, способу отправления.
По видам деятельности выделяют:
1) Бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которая представляет собой совокупность форм отчетности, характеризующих имущественное и финансовое положения предприятия за отчетный период в удобной и понятной форме. Она базируется на обобщении данных бухгалтерского учета и является информационным звеном, связывабющим предприятие с пользователями информации по его деятельности.
2) Статистическая отчетность
предназначена для
3) Оперативная отчетность
предназначена для текущего
По периодичности
1) Периодическую отчетность,
которая составляется за
2) Годовая отчетность
характеризует все стороны
В зависимости от обьема
отчетность бывает первичной (составляется
по данным текущего учета) и сводной
(составляется вышестоящей организацией
путем обработки первичной
По способу отправления отчетность делится на почтовую и телеграфную.
При составлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Законом «О бухгалтерском учете и отчетности», планом счетов бухгалтерского учета, инструкцией по его применению, инструкцией «О составе и порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятий и организаций», а также другими нормативными и законодательными актами [12, с. 660-662].
А также при составлении бухгалтерской отчетности и баланса, как основной ее составляющей, необходимо соблюдать следующие требования:
1) Необходимо иметь
достоверное и полное
2) Должны включаться
показатели деятельности
Информация о работе Бухгалтерский баланс и анализ финансового положения предприятия