Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 20:36, дипломная работа
Разработка и осуществление управленческих реше¬ний на предприятии базиру-ются на плановой, норма¬тивной, технологической, учетной и аналитической ин-формации. Для осуществления своей деятельности предприятию необходима свое-временная и точная ин¬формация. Она формируется в системе бухгалтерского учета. Учет — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущ-ность которого со¬стоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах. Бухгалтерский учет — это инфор-мационная технология, определенная на ее законодательной и нор¬мативной базе.
Бухгалтерский учет представляет собой важнейший инструмент познания эко-номических явлений. В зави¬симости от рассматриваемых явлений, состава комплек-сов и подгрупп, а также от поставленных целей бухгалтерский учет может принимать различные формы и использовать разнообразные методы.
Введение…………………………………………………………………..
Экономическое содержание бухгалтерского баланса и его роль в управлении современным предприятием ………………………………
Исторические аспекты возникновения и развития бухгалтерских балансов………………………………………………………………………….
Экономическое содержание и значение современного бухгалтерского баланса …………………………………………….……...…………...
Бухгалтерский баланс как важнейший элемент финансовой отчетности …………………………………………………………………………
Совершенствование бухгалтерского баланса Рескублики Беларусь и приближения его к международным стандартам финансовой отчетности …………………..………………………………………………….
Содержание и методика составления годового бухгалтерского баланса ………………………………………………………………………
Содержание и состав актива баланса …………………………………...
Содержание и состав пассива баланса ………………………….……..
Методика составления годового бухгалтерского баланса……………..
Анализ финансового состояния УП «Себек»………..………………….
Анализ состава, структуры и формирования активов предприятия ….
Анализ состава, структуры и формирования источников средств предприятия ……………………………………………………………...
Анализ показателей ликвидности и платежеспособности предприятия .……………………………………………………………………….
Анализ и оценка финансовой устойчивости и диагностика вероятности банкротства предприятия…………………………...……………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………
Элементы отечественного баланса из статьи «Прочие фонды специального назначения» можно найти и в статье баланса России, выделенной отдельно «Фонды социальной сферы», в которую включаются остатки средств по фонду социальной сферы, сформированные у предприятия в случае наличия объектов жилого фонда и объектов внешнего благоустройства, независимо от источников поступления – полученных безвозмездно, в том числе по договору дарения, приобретенных организацией, ранее не учтенных в составе уставного (складочного) капитала, уставного фонда, добавочного капитала [44, с. 21].
Одной из главных целей деятельности предприятия является получение прибыли. В современном балансе показывается только нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет и отчетного периода, в отличие от предыдущей формы баланса, в которой отражались справочно регулирующие статьи «Прибыль отчетного года» и «Использование прибыли». А если обратиться к истории, то в 80-90-х гг.ХХ века прибыль отчетного года и до отчетного года отражалась в пассиве в составе собственных источников средств предприятия, а убыток показывался в активе в составе раздела «Основные средства (фонды) и внеоборотные активы» [21, с. 256-266]. Тогда это считалось целесообразнее: показывать убытки в активе, как средства предприятия, а не скрывать их в пассиве.
Второй раздел пассива «Доходы и расходы» отражает сведения о резервах предстоящих расходов ,расходах и доходах будущих периодов,прибылях и убытках отчетного года,о также прочих доходах и расходах.
Статья «Доходы будущих периодов» отражает доходы, полученные в отчетном году, но приходящиеся на следующий период (арендная плата).
Еще одним изменением, внесенным в современную форму годового баланса, является отражение в составе краткосрочных обязательств фонда потребления и резервов предстоящих расходов и платежей.
По статье «Фонд потребления» показываются остатки фондов потребления, образуемых предприятияе в соответствии с учредительными документами или принятой учетной политикой, за счет прибыли, остающейся в распоряжении. Расходование на потребление средств более, чем начислено в фонд потребления, не допустимо – это предусмотрено инструкцией по заполнению форм годового отчета за 2001 год.
Хотя средства, отражаемые по статье «Фонд потребления» перестали считать собственными средствами предприятия, т.к. она включает средства, направляемые (резервируемые) на осуществление мероприятий по социальному развитию, материальному поощрению коллектива предприятия, поэтому и перенесли данную статью в пятый раздел пассива, однако, по мнению автора, данная перестановка только добавляет проблем и неудобств, например, при расчете показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Аналогичным образом отражаются в балансе резервы предстоящих расходов и платежей. Они не являются текущей задолженностью перед кредиторами, но учтены в балансе в качестве обязательства, подлежащего оплате в какой-то момент в будущем. К примеру, убытки из-за безнадежной дебиторской задолженности, пока еще не учтены, относят на резерв безнадежных долгов.
Третий раздел «Расчеты» отражает сведения о краткосрочных и долгосрочных кредитах и займах банков и кредиторской задолженности. Как правило, к ним прибегают для финансирования покупки земли, зданий, оборудования, а иногда – постоянного увеличения запасов и счетов дебиторов. За счет долгосрочных займов можно также профинансировать приобретение других компаний или обратный выкуп акций на рынке. Проблема только может состоять в том, у некоторых предприятий движение наличности короче одного года.
Расшифровка состава и движения заемных средств приводится в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
По группе статей «Кредиторская задолженность» отражается краткосрочная задолженность предприятия перед поставщиками, подрядчиками, по векселям к уплате, перед бюджетом, по социальному страхованию, перед работниками по оплате труда, перед дочерними и зависимыми обществами, а также другими кредиторами.
Прочие краткосрочные обязательства, как правило, незначительны в сопоставлении с совокупными. Например, если предприятие производит дорогостоящую продукцию или изделия на заказ, оно может потребовать аванса до начала производства или отгрузки. Такие авансы могут быть для предприятий важным источником финансирования и отражаются по данной статье.
Перенесенные из первого раздела актива баланса в пассив, «Расчеты по дивидендам» отражают задолженность предприятия по причитающимся к выплате дивидендам учредителям.
2.3 Методика составления годового бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс как форма № 1 годового отчета представляется на бланках типовой формы, ежегодно утверждаемых Министерством финансов Республики Беларусь. В заголовочной части формы указывается дата, на которую составляется баланс; виды деятельности; орган управления государственным имуществом; форма собственности и почтовый адрес. Для удобства составления сводов в вышестоящие органы, для статистической обработки и анализа финансового положения по данным баланса и других форм отчетности все эти данные кодируются по общереспубликанской системе кодификации.
Составлению годового бухгалтерского баланса предшествует ряд подготовительных мероприятий, позволяющих достоверно и полно представить данные об имущественном и финансовом положении предприятия.
Прежде всего проверяется полнота оформления всех финансово-хозяйственных операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах. В любом случае устанавливается: все ли первичные и сводные документы поступили из цехов, со складов, отделов, от подотчетных лиц; правильно ли списаны на издержки производства расходы будущих периодов, а на прибыль – соответствующая часть доходов будущих преиодов; произведено ли начисление предусмотренных коллективными договорами премий, поощрений и прочих выплат; полностью ли начислены все предусмотренные учетной политикой резервы предстоящих расходов и платежей, фонды специального назначения; списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации вследствие износа обьекты основных средств, нематериальных активов, малоценных предметов, задолженность по арендной плате, лизингу и другим операциям.
Следующим важным этапом
учетной работы является назначение
руководителем предприятия
Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия числящихся на балансе предприятия ценностей данным бухгалтерского учета. Цель проведения инвентаризации – обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации решаются следующие задачи:
а) Контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
б) Выявление сверхнормативных и неиспользованных материальных ценностей с целью их последующей реализации;
в) Проверка отражения в учете обязательств.
Инвентаризации бывают: обязательными и инициативными, плановыми и внеплановыми, полными и частичными, проводимыми сотрудниками предприятия или сотрудниками контролирующих, судебных или иных уполномоченных органов.
В соответствии с Законом
«О бухгалтерском учете и
Как правило, инвентаризация имущества и обязательств с целью подтверждения данных годового баланса (годовая инвентаризация) проводится в четвертом квартале отчетного года (т.е. в период с 1 октября по 31 декабря). Согласно подп. 5.5 Методических указаний результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом балансе. Только инвентаризация расчетов с банком и бюджетом проводится по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Для проведения инвентаризации на предприятии создается инвентаризационная комиссия на основании приказа руководителя. Инвентаризацию проводят отдельно по каждому месту нахождения ценностей путем их натурального подсчета, обмера, взвешивания [13, с. 668]. По каждому цеху, участку, отделу выписывается приказ, в котором определяется состав инвентаризационной комиссии и инвентаризируемое имущество. В состав комиссии входят бухгалтера, технологи, экономисты и другие специалисты. Инвентаризация проводится в присутствии материально ответственных лиц, с которых берутся расписки о том, что на начало инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Фактические остатки, выявленные инвентаризацией, записываются в акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Акты типовых форм используются для записи остатков основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, тары и т. д. Инвентаризация расчетных и текущих счетов в банке, расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками и другими дебиторами и кредиторами заключается в выверке состояния расчетов по документам путем высылки всем дебиторам выписок из лицевых счетов, по которым даются подтверждение или опровержение [13, с. 668-669].
Инвентаризационные описи или акты оформляются на каждое материально ответственное лицо и место хранения ценностей. В конце акта или описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Оформленные акты передаются
в бухгалтерию, в которой проставляют
в них остатки по данным учета
и переносят в ведомость
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» и Методическим указаниям по инвентаризации имущества и обязательств выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом:
Выявлены и оприходованы излишки имущества:
Д-т сч. 01, 03, 04,, 08, 10, и др.
К-т сч. 92
Списывается стоимость выявленной недостачи по фактической себестоимости:
Д-т сч.94
К-т сч. 01, 03, 04, 08, 10, 20, 40, 41, 50 и др
Списывается стоимость выявленной недостачи в пределах норм естественной убыли по распоряжению руководителя:
Д-т сч. 20
К-т сч. 94
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также недостачи сверх норм естественной убыли, относятся на виновных лиц:
Д-т сч. 73
К-т сч.94
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также недостачи сверх норм естественной убыли, относятся за счет резервных фондов, созданных в соответствии с уставом предприятия или за счет создаваемого на предприятии фонда «Резервы предстоящих расходов и платежей»:
Д-т сч. 96
К-т сч 94
Суммы обнаруженных недостач метериальных ценностей сверх норм естественной убыли при отсутствии виновников, а также, когда суд отказал во взыскании с них сумм недостач, списываются на убытки:
Д-т сч. 92
К-т сч. 94
Списаны суммы кредиторской задолженности:
Д-т сч. 92
К-т сч. 60 и др.
Выявлены в ходе инвентаризации расчетов неучтенные суммы дебиторской задолженности:
Д-т сч. 60 и др.
К-т сч. 92
В результате проведения инвентаризации может быть выявлена пересортица. Взаимный зачет излишков и недостач имущества в результате пересортицы разрешено проводить в случаях, когда при инвентаризации выявлены расхождения фактического наличия имущества с данными учета. После проведения зачета по пересортице вновь определяется недостача и излишек и если вновь образуется излишек имущества, он зачисляется на финансовые результаты [40, с. 27-28]. А недостача списывается либо на затраты, илбо на виновных лиц.
Для объектов интеллектуальной собственности и драгоценных металлов и камней предусмотрен особый порядок инвентаризации.
Следующим мероприятием перед составлением годового баланса является проверка на соответствие действующему законодательству приказа об учетной политике предприятия.
При формировании учетной политики предприятия нередко допускают следующие ошибки:
1) Не указываются способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, по которым законодательством предусмотрены различные варианты учета, в частности, списания на реализацию косвенных расходов; распределения косвенных затрат между объектами калькулирования; списания материальных ресурсов на производство; методологию ведения раздельного учета и т.д.;
Информация о работе Бухгалтерский баланс и анализ финансового положения предприятия