Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 23:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- дать определение дебиторской задолженности, представить ее виды;
- изучить порядок списания дебиторской задолженности;
- представить особенности учета дебиторской задолженности в формате МСФО;
- рассмотреть характеристику финансово-экономической деятельности ЗАО ПДК «Апшеронск»;
- дать характеристику организации учетной работы на исследуемом предприятии;
- изложить основные задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть документальное оформление операций по расчетам с покупателями и заказчиками;
- изучить синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками;
- раскрыть особенности учета расчетов по авансам полученным;
- рассмотреть порядок учета расчетов по претензиям;
- описать порядок проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить порядок раскрытия информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности;
- разработать предложения по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ………………………………………...
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности ……………………………..
1.2 Порядок списания дебиторской задолженности …………………………..
1.3 Особенности учета дебиторской задолженности в формате МСФО …….
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………………………...
2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности организации
2.2 Общая организация учетной работы ……………………………………….
3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………
3.1 Значение и задачи бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками ……………………………………………………………………...
3.2 Документальное оформление операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками …………………………………………………...
3.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ……………………………………………………………………...
3.4 Учет расчетов по авансам полученным ……………………………………
3.5 Учет по претензиям …………………………………………………………
3.6 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками ……………….
3.7 Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности ………………………………………………………
4 АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО УЧЕТУ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ ……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...
Рисунок 5 – Программа «УДЗ. СВ»
2. Переговоры
с контрагентом. Данный этап открывает
процесс работы по взысканию
дебиторской задолженности,
3. Досудебный
порядок востребования
- подготовка и направление должнику требования об оплате долга;
- подписание с должником соглашения о порядке погашения задолженности, использование иных механизмов, направление на погашение просроченной задолженности (отступное, новация, зачет, уступка прав требования);
- подготовка и направление должнику повторного требования об оплате долга, вытекающего из неисполнения соглашения о порядке погашения задолженности.
Претензионная же стадия востребования дебиторской задолженности включает в себя:
- подготовку документальной базы для взыскания долга;
- составление и направление претензии должнику;
- ведение переговоров с должником.
4.Подготовка
иска. В случае отказа дебитора
от погашения задолженности в
рамках досудебного порядка
Иск – предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения в определенном процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица к другому, вытекающее из спорного материально-правового отношения и основанное на определенных юридических фактах. Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства. В свою очередь, исковое заявление – это форма выражения иска, письменный документ, соответствующий предмету, основанию и содержанию иска, включающий сведения, предусмотренные законом.
Подготовка и направление в суд искового заявления и процессуальных документов достаточно сложный этап. В УДЗ. СВ он состоит из следующих взаимосвязанных действий:
- подготовка проекта искового заявления;
- автоматический расчет штрафных санкций;
- автоматический расчет цены иска;
- расчет государственной пошлины;
- формирование пакета документов и направление копий искового заявления, и приложенных документов участникам судебного процесса;
- подача иска в суд.
Несмотря на всю сложность данного процесса с точки зрения юридической техники, используя УДЗ.СВ любой пользователь сможет выполнить эту работу максимально эффективно, используя материал правовой базы программы, комментарии и подсказки специалистов, формы процессуальных документов.
Таким образом, посредством УДЗ.СВ работа с организациями-дебиторами и образовавшейся дебиторской задолженностью сводится к переводу ее из одного состояния в другое в соответствии с циклом ее управления, предложенным в описании к данной системе. Для продолжения деятельности по востребованию задолженности с должника требуется всего лишь перейти на следующий этап, описание которого подробно представлено в этой системе. В УДЗ.СВ указаны все необходимые действия, направленные на взыскание дебиторской задолженности, изложены требования действующего законодательства и материалы судебно-арбитражной практики, а также представлены формы различных документов, в том числе и процессуальных, и рекомендации по их заполнению.
Таким образом, ЗАО ПДК «Апшеронск» нужен не сам по себе учет расчетов с покупателями и заказчиками, который организован правильно, а тщательный и постоянный мониторинг дебиторской задолженности. Создание механизма мониторинга для решения задач управления ЗАО ПДК «Апшеронск» не означает ослабление содержания самостоятельных функций учета, контроля и анализа, а более четко отражает наличие тесных информационных связей между всеми функциями управления и является дополнительным средством защиты интересов собственников и инвесторов.
Несмотря на изученность каждой составляющей механизма мониторинга, вопросам взаимодействия учета, анализа и контроля в рамках единой системы уделяется недостаточное внимание. Результатом этого является отсутствие единой информационной базы по расчетам с дебиторами, т.е. наряду с дублированием одной информации наблюдается дефицит другой. Особенно это проявляется в период сближения российского бухгалтерского учета с МСФО. В связи с этим, руководству предприятия необходимо эффективно налаживать процесс мониторинга расчетов с покупателями и заказчиками, в целях ведения их действенного и рационального учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу, а только потом расплатиться. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов и все чаще используют коммерческое кредитование, предоставляют отсрочки платежей и т.д. Если факт поставки товара (работ, услуг) не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика (подрядчика) возникает дебиторская задолженность.
Сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется простыми объективными причинами:
- для организации-должника – это возможность использования дополнительных, причем, бесплатных, оборотных средств;
- для организации-кредитора – это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг.
Дебиторская задолженность, с точки зрения гражданского права, является имущественным правом, т. е. правом на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и т. п.) с должника. Данный вид задолженности отражается в бухгалтерской отчетности в составе активов организации.
К образованию
дебиторской задолженности
Средства, составляющие дебиторскую задолженность организации, отвлекаются из участия в хозяйственном обороте, что, конечно же, не является плюсом для финансового состояния организации. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств составляющих дебиторскую задолженность.
Дебиторская задолженность, не погашенная своевременно и не обеспеченная соответствующими гарантиями, признается сомнительной. Задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания, подлежат списанию. Для проведения списания организации проводят инвентаризацию дебиторской задолженности. Далее на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации каждое отдельное обязательство, нереальное к взысканию, погашается за счет резерва сомнительных долгов.
Анализ, деятельности предприятия показал, что у ЗАО ПДК «Апшеронск» имеется большой размер дебиторской задолженности. Кроме того, в течение происходит постоянный рост этой задолженности. Так, к концу 2011 года дебиторская задолженность ЗАО ПДК «Апшеронск» составила 1 922 492 рублей, при этом она возросла в 7 раз.
Изучение практики учета расчетов с покупателями на анализируемом предприятии ЗАО ПДК «Апшеронск» показало следующее:
Так, рекомендуется внедрить в практику деятельности предприятия автоматизированную систему управления дебиторской задолженностью, которая позволит осуществлять тщательный и постоянный ее мониторинг, целью которого является комплексное непрерывное наблюдение, анализа и представление информации о количественных и качественных параметрах дебиторской задолженности, обеспечивающий возможность оперативной подготовки достоверных прогнозов, а также придания дебиторской задолженности желаемых параметров (посредством своевременных управленческих решений).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами