Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 13:26, курсовая работа
Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
определить экономическую сущность и классификацию расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
сформулировать задачи и основные принципы организации учета и анализа расходов на реализацию товаров;
исследовать номенклатуру статей расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
Введение……………………………………………………………………………
Теоретические основы бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров.
Экономическая сущность и классификация расходов на реализацию товаров.
Цель, задачи и принципы учета расходов на расходов на реализацию товаров. Номенклатура статей расходов на реализацию товаров.
Организация и методика бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров.
Синтетический и аналитический учет расходов на реализацию товаров и их отражения в бухгалтерской отчетности.
Отчетность о расходах на реализацию товаров.
Пути совершенствования бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров и их отражения в бухгалтерской отчетности.
Заключение.
Список использованных источников.
В отечественной и зарубежной экономической литературе рассматривается ряд классификаций затрат.
Так М.И. Баканов классифицирует расходы на реализацию товаров по следующим группировкам: по элементам, статьям; по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные); группировка в зависимости от способа их отнесения на затраты отдельных товарных групп и структурных подразделений (центрами ответственности); группировки по периодам; по отношению к остаткам товаров; разделение затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль; по степени участия в обращении (оперативные, управленческие, прочие); по отношению к качеству торгового обслуживания; по степени зависимости от работы предприятия [19, с.149].
П.Г. Пономаренко придерживается следующей классификации расходов, которая сводится к группировке расходов на реализацию товаров по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др. [40, с.194].
По отраслевой принадлежности различают расходы на реализацию оптовой и розничной торговли, заготовительной деятельности и общественного питания. Группировка затрат по отраслевому принципу в бухгалтерском учете достигается за счет закрепления за каждым видом деятельности соответствующего субсчета к счету 44 «Расходы на реализацию товаров».
По составу затраты объединяют в однородные статьи и группируют по элементам затрат. Номенклатуру статей расходов на реализацию товаров и их состав устанавливают отраслевые министерства и ведомства.
По экономическому содержанию учитываемых объектов затраты подразделяют на затраты по приобретению товаров, затраты по хранению товаров, затраты по реализации товаров и административные расходы.
По порядку признания и отражения в бухгалтерском учете затраты по приобретению товаров считаются затратами на продукт (на товар), а затраты на хранение, продажу товаров и расходы на управление – затратами на период (расходами периода). Расходы на реализацию товаров, связанные с приобретением товаров, распределяют на остаток товаров и реализованные товары. Себестоимость остатка товаров на конец месяца устанавливают присоединением к их стоимости по отпускным ценам расходов по приобретению, приходящихся на остаток товаров. Расходы по приобретению товаров, приходящиеся на реализованные товары и операционные издержки обращения являются затратами отчетного периода, участвующими в формировании финансового результата от организационной деятельности организации.
По назначению расходы на реализацию товаров торговых организаций подразделяют на дополнительные (производительные) затраты в сфере товарного обращения и чистые (торговые) расходы. К дополнительным затратам относятся расходы на продолжение (завершение) производственных функций в сфере товарного обращения – транспортировка, фасовка и упаковка товаров в тару производителя, осуществляемая торговой организацией. Данные расходы включаются в покупную цену товаров. Чистыми (торговыми) расходами являются расходы на реализацию товаров и управленческие расходы.
По изменению абсолютной величины затрат при увеличении (уменьшении) объема продаж товаров расходы на реализацию подразделяют на условно-постоянные и переменные.
По отношению к отчетному периоду затраты организаций торговли, общественного питания и заготовок включаются в расходы на реализацию товаров и в расходы будущих периодов. Расходы на реализацию считаются текущими затратами отчетного периода. Расходами будущих периодов являются затраты, авансированные в отчетном периоде и относящиеся к доходам последующих периодов. К расходам будущих периодов относятся расходы на подписку, оплаченные авансам расходы по страхованию имущества, начисленные суммы оплаты за дни отпуска, приходящиеся на следующий месяц и другие суммы.
По порядку включения в расходы на реализацию затраты бывают нормируемые и ненормируемые. По статьям нормируемых расходов государством установлены нормы (нормативы) их включения в расходы на реализацию. К нормируемым расходам относят расходы на рекламу, отчисления на подготовку кадров, представительские расходы, расходы на списание естественной убыли товаров, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, другие расходы.
Группировка затрат по классификационным признакам необходима для целей составления финансовой отчетности, управления, налогообложения и проведения анализа.
На наш взгляд, наиболее полно и точно дает классификацию расходов на реализацию товаров П.Г. Пономаренко, который группирует затраты по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др.
Подведя итог, можно сделать выводы, что главное отличие издержек обращения от себестоимости продукции заключается в том, что в затратах торговли отсутствует стоимость закупаемых товаров, она просто сохраняется. Это вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму «деньги–товар–деньги». В ней происходит закупка уже произведенных товаров и осуществляются дополнительные затраты на доведение их до потребителей. Кроме того, в своей основе все указанные понятия означают одно и то же: это затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций по осуществлению основного вида деятельности – торговли. Таким образом, расходы на реализацию представляют собой общественно необходимые затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и реализации, а также административные расходы.
Что касается классификации расходов на реализацию товаров, то вышеизложенные принципы классификации расходов торговых организаций ориентированы в основном на задачу их учета, планирования и анализа. Рассмотрение расходов на реализацию с точки зрения управления ими требует расширение классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик затрат для реализации функциональных задач торговли.
Глубокое понимание сущности расходов на реализацию товаров позволяет овладеть механизмом управления расходами, следовательно, и механизмом регулирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций сферы обращения.
1.2 Цель, задачи и принципы учета расходов на реализацию товаров. Номенклатура статей расходов на реализацию товаров.
Бухгалтерский учет является одной из важнейших функций управления. В странах с развитой рыночной экономикой его считают языком бизнеса, предпринимательства.
Основной целью бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятие управленческих решений, обеспечение экономии и эффективности производства, выработки учетной информации для анализа, обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов [19, с. 144].
Для достижения поставленной цели перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:
1. Проверка законности
и целесообразности
2. Объективное распределение
расходов на реализацию
3. Правильное разграничение
затрат по местам их
4. Своевременное представление
информации, необходимой для оценки
эффективности расходов и
5. Контроль и анализ утвержденных смет расходов и затрат.
Текущий контроль за расходами на реализацию товаров осуществляют руководители, главные бухгалтеры, их заменители, экономисты и работники контрольно-ревизионных служб. Последующий контроль законности отнесения затрат на расходы на реализацию и достоверности финансовой отчетности организации осуществляют органы государственного контроля, аудиторы и вышестоящие организации при проведении проверок и документальных ревизий [40, с. 191].
Возможность контролировать размер затрат торговых организаций, предупреждать случаи возникновения расходов и потерь, вызванных упущениями и недостатками в работе, выявлять дополнительные резервы экономии ресурсов становится реальной при соблюдении в ходе документального оформления и отображения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций основных принципов организации учета расходов на реализацию, к числу которых относятся следующие:
1. Начисление (соответствие)
расходов и доходов. Этот принцип
предусматривает отношение
Расходы, начисленные и оплаченные другим организациям в счет предстоящих поступлений доходов в последующих периодах, в расходы на реализацию отчетного периода не включаются. Они учитываются обособленно, как расходы будущих периодов или как дебиторская задолженность.
2. Адекватность расходов
и доходов отчетному периоду.
Этот принцип также
3. Единство учетной и
отчетной номенклатуры
Номенклатура статей расходов на реализацию товаров
№ п/п |
Наименование статей |
|
1 |
Транспортные расходы связанные с доставкой товаров в организации торговли общественного питания |
|
2 |
Транспортные расходы по доставке товаров покупателям |
|
3 |
Расходы на оплату труда персонала |
|
4 |
Расходы по аренде (лизингу) ОС и нематериальных активов |
|
5 |
Расходы на содержание сооружений,помещений и инвентаря |
|
6 |
Амортизация ОС и неатериальных активов |
|
7 |
Затраты и отчисления на ремонт ОС |
|
8 |
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
|
9 |
Расходы на топливо,газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного питания |
|
10 |
Расходы на хранение,подработку, |
|
11 |
Расходы на торговую рекламу |
|
12 |
Проценты за пользования кредитами и займами |
|
13 |
Потери товаров при транспортировке,хранении |
|
14 |
Расходы на тару |
|
15 |
Налоги,отчисления и сборы,включаемые в издержки обращения (производства) |
|
16 |
Прочие нормируемые затраты,включаемые в издержки обращения (производства) |
|
17 |
Расходы по обеспечению условий труда персонала |
|
18 |
Расходы по управлению и функционированию торговой организации |
|
19 |
Прочие расходы |
4. Оценка и признание
затрат. Законом Республики Беларусь
«О бухгалтерском учете и
Затраты, относимые на расходы на реализацию торговой организации, в бухгалтерском учете признаются и оцениваются суммой, уплаченной по договору или подлежащей оплате (начисленной). Израсходованные материальные ценности, включаемые в состав расходов на реализацию, оцениваются по фактической себестоимости или в размере суммы начисленной амортизации с учетом принятых в организации норм и методик начисления.
Цель, задачи и принципы учета расходов на реализацию в торговых организациях реализуются через учетную политику. В приказе об учетной политике организации предусматривают порядок создания резервов предстоящих расходов, распределения расходов по отчетным периодам, между реализованными товарами и их остатком, а также другие особенности учета расходов на реализацию.
2.Организация
и методика бухгалтерского
2.1 Синтетический и аналитический учет расходов на реализацию.
В зависимости от организационной структуры хозяйствующего субъекта, специфики его коммерческой деятельности ОДО «ГомельАвтоЗапчасть»к счету 44 «Издержки обращения» могут быть открыты субсчета:
1. Издержки, связанные с торговой деятельностью.
2. Распределяемые (косвенные) расходы.
На субсчете 44/1 учитываются все расходы торговой организации, относимые на издержки обращения.
Субсчет 44/2 используется в случае, если торговая организация имеет подразделения, по которым выводится финансовый результат их деятельности; по окончании месяца сумма, учтенная на этом субсчете, распределяется пропорционально экономически обоснованной базе между подразделениями и переносится на дебет соответствующих аналитических счетов субсчета 44/1.
Корреспонденция счета 44 «Издержки обращения» обширна, но в ней можно выделить следующие особенности (моменты).
1. Абсолютное большинство
расходов торговых организаций
относится на дебет счета 44 «Издержки
обращения» в момент их