Бухгалтерский учет расходов на реализацию товаров в торговле, пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
определить экономическую сущность и классификацию расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
сформулировать задачи и основные принципы организации учета и анализа расходов на реализацию товаров;
исследовать номенклатуру статей расходов на реализацию товаров в розничной торговле;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Теоретические основы бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров.
Экономическая сущность и классификация расходов на реализацию товаров.
Цель, задачи и принципы учета расходов на расходов на реализацию товаров. Номенклатура статей расходов на реализацию товаров.
Организация и методика бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров.
Синтетический и аналитический учет расходов на реализацию товаров и их отражения в бухгалтерской отчетности.
Отчетность о расходах на реализацию товаров.
Пути совершенствования бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров и их отражения в бухгалтерской отчетности.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

44 счет.docx

— 64.30 Кб (Скачать файл)

В отечественной и зарубежной экономической литературе рассматривается ряд классификаций затрат.

Так М.И. Баканов классифицирует расходы на реализацию товаров по следующим группировкам: по элементам, статьям; по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные); группировка в зависимости от способа их отнесения на затраты отдельных товарных групп и структурных подразделений (центрами ответственности); группировки по периодам; по отношению к остаткам товаров; разделение затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль; по степени участия в обращении (оперативные, управленческие, прочие); по отношению к качеству торгового обслуживания; по степени зависимости от работы предприятия [19, с.149].

П.Г. Пономаренко придерживается следующей классификации расходов, которая сводится к группировке расходов на реализацию товаров по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др. [40, с.194].

По отраслевой принадлежности различают расходы на реализацию оптовой и розничной торговли, заготовительной деятельности и общественного питания. Группировка затрат по отраслевому принципу в бухгалтерском учете достигается за счет закрепления за каждым видом деятельности соответствующего субсчета к счету 44 «Расходы на реализацию товаров».

По составу затраты объединяют в однородные статьи и группируют по элементам затрат. Номенклатуру статей расходов на реализацию товаров и их состав устанавливают отраслевые министерства и ведомства.

По экономическому содержанию учитываемых объектов затраты подразделяют на затраты по приобретению товаров, затраты по хранению товаров, затраты по реализации товаров и административные расходы.

По порядку признания и отражения в бухгалтерском учете затраты по приобретению товаров считаются затратами на продукт (на товар), а затраты на хранение, продажу товаров и расходы на управление – затратами на период (расходами периода). Расходы на реализацию товаров, связанные с приобретением товаров, распределяют на остаток товаров и реализованные товары. Себестоимость остатка товаров на конец месяца устанавливают присоединением к их стоимости по отпускным ценам расходов по приобретению, приходящихся на остаток товаров. Расходы по приобретению товаров, приходящиеся на реализованные товары и операционные издержки обращения являются затратами отчетного периода, участвующими в формировании финансового результата от организационной деятельности организации.

По назначению расходы на реализацию товаров торговых организаций подразделяют на дополнительные (производительные) затраты в сфере товарного обращения и чистые (торговые) расходы. К дополнительным затратам относятся расходы на продолжение (завершение) производственных функций в сфере товарного обращения – транспортировка, фасовка и упаковка товаров в тару производителя, осуществляемая торговой организацией. Данные расходы включаются в покупную цену товаров. Чистыми (торговыми) расходами являются расходы на реализацию товаров и управленческие расходы.

По изменению абсолютной величины затрат при увеличении (уменьшении) объема продаж товаров расходы на реализацию подразделяют на условно-постоянные и переменные.

По отношению к отчетному периоду затраты организаций торговли, общественного питания и заготовок включаются в расходы на реализацию товаров и в расходы будущих периодов. Расходы на реализацию считаются текущими затратами отчетного периода. Расходами будущих периодов являются затраты, авансированные в отчетном периоде и относящиеся к доходам последующих периодов. К расходам будущих периодов относятся расходы на подписку, оплаченные авансам расходы по страхованию имущества, начисленные суммы оплаты за дни отпуска, приходящиеся на следующий месяц и другие суммы.

По порядку включения в расходы на реализацию затраты бывают нормируемые и ненормируемые. По статьям нормируемых расходов государством установлены нормы (нормативы) их включения в расходы на реализацию. К нормируемым расходам относят расходы на рекламу, отчисления на подготовку кадров, представительские расходы, расходы на списание естественной убыли товаров, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, другие расходы.

Группировка затрат по классификационным признакам необходима для целей составления финансовой отчетности, управления, налогообложения и проведения анализа.

На наш взгляд, наиболее полно и точно дает классификацию расходов на реализацию товаров П.Г. Пономаренко, который группирует затраты по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др.

Подведя итог, можно сделать выводы, что главное отличие издержек обращения от себестоимости продукции заключается в том, что в затратах торговли отсутствует стоимость закупаемых товаров, она просто сохраняется. Это вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму «деньги–товар–деньги». В ней происходит закупка уже произведенных товаров и осуществляются дополнительные затраты на доведение их до потребителей. Кроме того, в своей основе все указанные понятия означают одно и то же: это затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций по осуществлению основного вида деятельности – торговли. Таким образом, расходы на реализацию представляют собой общественно необходимые затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и реализации, а также административные расходы.

Что касается классификации расходов на реализацию товаров, то вышеизложенные принципы классификации расходов торговых организаций ориентированы в основном на задачу их учета, планирования и анализа. Рассмотрение расходов на реализацию с точки зрения управления ими требует расширение классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик затрат для реализации функциональных задач торговли.

Глубокое понимание сущности расходов на реализацию товаров позволяет овладеть механизмом управления расходами, следовательно, и механизмом регулирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций сферы обращения.

 

1.2 Цель, задачи  и принципы учета расходов  на реализацию товаров. Номенклатура  статей расходов на реализацию  товаров.

 

Бухгалтерский учет является одной из важнейших функций  управления.  В странах  с  развитой  рыночной  экономикой  его  считают   языком   бизнеса, предпринимательства.

Основной целью бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятие управленческих решений, обеспечение экономии и эффективности производства, выработки учетной информации для анализа, обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов [19, с. 144].

Для достижения поставленной цели перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:

1. Проверка законности  и целесообразности осуществляемых  в организации расходов, правильности  их документального оформления;

2. Объективное распределение  расходов на реализацию товаров  по отчетным периодам;

3. Правильное разграничение  затрат по местам их возникновения  и статьям установленной номенклатуры;

4. Своевременное представление  информации, необходимой для оценки  эффективности расходов и принятия  управленческих решений;

5. Контроль и анализ  утвержденных смет расходов и  затрат.

Текущий контроль за расходами на реализацию товаров осуществляют руководители, главные бухгалтеры, их заменители, экономисты и работники контрольно-ревизионных служб. Последующий контроль законности отнесения затрат на расходы на реализацию и достоверности финансовой отчетности организации осуществляют органы государственного контроля, аудиторы и вышестоящие организации при проведении проверок и документальных ревизий [40, с. 191].

Возможность контролировать размер затрат торговых организаций, предупреждать случаи возникновения расходов и потерь, вызванных упущениями и недостатками в работе, выявлять дополнительные резервы экономии ресурсов становится реальной при соблюдении в ходе документального оформления и отображения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций основных принципов организации учета расходов на реализацию, к числу которых относятся следующие:

1. Начисление (соответствие) расходов и доходов. Этот принцип  предусматривает отношение затрат  на расходы на реализацию того  отчетного периода, когда они  фактически имели место и документально  были подтверждены независимо  от времени их оплаты или  соответствовали доходам, для извлечения  которых они были произведены. Расходы по арендной плате, начисляемые  в установленном порядке, резервы  предстоящих расходов, стоимость  коммунальных, транспортных и других  услуг производственного назначения  включают в расходы на реализацию  того периода, к доходам которого  они относятся.

Расходы, начисленные и оплаченные другим организациям в счет предстоящих поступлений доходов в последующих периодах, в расходы на реализацию отчетного периода не включаются. Они учитываются обособленно, как расходы будущих периодов или как дебиторская задолженность.

2. Адекватность расходов  и доходов отчетному периоду. Этот принцип также обеспечивается  с помощью бухгалтерского приема  распределения расходов на реализацию  между реализованными товарами  и их остатком на конец месяца. В торговле распределению подлежат  затраты по приобретению товаров. Затраты по реализации товаров  и административные расходы торговых  организаций не распределяются, так как являются расходами  отчетного периода по своей  сути. Их принято считать затратами  на реализацию товаров. В формировании  финансового результата отчетного  периода принимают участие расходы  на реализацию товаров, приходящиеся  на реализованные товары.

3. Единство учетной и  отчетной номенклатуры расходов  на реализацию. Состав расходов, относимых на расходы на реализацию, определяет Министерство финансов  Республики Беларусь. В бухгалтерском  учете и отчетности ОДО «ГомельАвтоЗапчасть»  применяется единая номенклатура  расходов на реализацию.

Номенклатура статей расходов на реализацию товаров

№ п/п

Наименование статей

 

1

Транспортные расходы связанные с доставкой товаров в организации торговли общественного питания

 

2

Транспортные расходы по доставке товаров покупателям

 

3

Расходы на оплату труда персонала

 

4

Расходы по аренде (лизингу) ОС и нематериальных активов

 

5

Расходы на содержание сооружений,помещений и инвентаря

 

6

Амортизация ОС и неатериальных активов

 

7

Затраты и отчисления на ремонт ОС

 

8

Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

 

9

Расходы на топливо,газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного питания

 

10

Расходы на хранение,подработку,подсортировку и упаковку товаров

 

11

Расходы на торговую рекламу

 

12

Проценты за пользования кредитами и займами

 

13

Потери товаров при транспортировке,хранении 
и реализации в пределах норм,технологические отходы

 

14

Расходы на тару

 

15

Налоги,отчисления и сборы,включаемые в издержки обращения (производства)

 

16

Прочие нормируемые затраты,включаемые в издержки обращения (производства)

 

17

Расходы по обеспечению условий труда персонала

 

18

Расходы по управлению и функционированию торговой организации

 

19

Прочие расходы

 

 

4. Оценка и признание  затрат. Законом Республики Беларусь  «О бухгалтерском учете и отчетности»  предусмотрено, что товарно-материальные  ценности в бухгалтерском балансе  отражаются по фактической стоимости. В фактическую стоимость остатка  товаров в торговле включают  их в стоимость по покупным  ценам и расходы по приобретению. В фактическую стоимость реализованных  товаров включается их стоимость  по покупным ценам, а также  расходы по их приобретению  и реализации, относящиеся к проданным  товарам.

Затраты, относимые на расходы на реализацию торговой организации, в бухгалтерском учете признаются и оцениваются суммой, уплаченной по договору или подлежащей оплате (начисленной). Израсходованные материальные ценности, включаемые в состав расходов на реализацию, оцениваются по фактической себестоимости или в размере суммы начисленной амортизации с учетом принятых в организации норм и методик начисления.

Цель, задачи и принципы учета расходов на реализацию в торговых организациях реализуются через учетную политику. В приказе об учетной политике организации предусматривают порядок создания резервов предстоящих расходов, распределения расходов по отчетным периодам, между реализованными товарами и их остатком, а также другие особенности учета расходов на реализацию.

 

2.Организация  и методика бухгалтерского учета  расходов на реализацию товаров.

 

2.1 Синтетический  и аналитический учет расходов  на реализацию.

 

В зависимости от организационной структуры хозяйствующего субъекта, специфики его коммерческой деятельности ОДО «ГомельАвтоЗапчасть»к счету 44 «Издержки обращения» могут быть открыты субсчета:

1. Издержки, связанные с  торговой деятельностью.

2. Распределяемые (косвенные) расходы.

На субсчете 44/1 учитываются все расходы торговой организации, относимые на издержки обращения.

Субсчет 44/2 используется в случае, если торговая организация имеет подразделения, по которым выводится финансовый результат их деятельности; по окончании месяца сумма, учтенная на этом субсчете, распределяется пропорционально экономически обоснованной базе между подразделениями и переносится на дебет соответствующих аналитических счетов субсчета 44/1.

Корреспонденция счета 44 «Издержки обращения» обширна, но в ней можно выделить следующие особенности (моменты).

1. Абсолютное большинство  расходов торговых организаций  относится на дебет счета 44 «Издержки  обращения» в момент их начисления  с кредитованием соответствующих  регулирующих счетов и счетов  по учету расчетов.

Информация о работе Бухгалтерский учет расходов на реализацию товаров в торговле, пути его совершенствования