Бухгалтерский учёт и аудит кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию учета кассовых операций на основе проведенного исследования нормативной базы, бухгалтерских положений, правил организации кассы, анализа порядка ведения учета и методологии их аудиторской проверки в исследуемой организации.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1.Изучить в теории основы организации кассы, рассмотреть и структурировать нормативную базу регулирования учета кассовых операций.
2. Проанализировать на примере исследуемой организации порядок образования кассы, документального оформления, аналитического и синтетического учета кассовых операций.
3. Дать определение независимого контроля над сохранением и использованием денежной наличности, проанализировать последовательность и способы проверки достоверности учета кассовых операций.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 126.53 Кб (Скачать файл)

     - правильности оформления первичных  расходных документов - наличие подписей получателей наличных денег, наличие подписи руководителя организации и главного бухгалтера на расчетно-платежных (платежных) ведомостях на выплату заработной платы и иных платежных документах, для которых наличие указанных подписей необходимо для осуществления расходования денежных средств;

     - полнота и правильность оприходования  денежных средств, полученных в учреждении банка. Наличные деньги должны быть оприходованы в кассе в день их получения в банке. Проверка осуществляется посредством проведения сплошной сверки данных выписок о состоянии расчетного счета организации в кредитной организации с данными кассовой книги;

     - полнота и своевременность оприходования  наличных денег, сданных по приходным кассовым ордерам;

     - соблюдение лимита остатка наличных  денег в кассе в течение  отчетного года.

     Отдельные проверки кассовых операций и наличия  денежных средств могут производится :

     - учредителями предприятий, вышестоящими  организациями (в случае их наличия), а также аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с заключенными договорами. При производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях они производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины.

     - учреждениями банков, которые обязаны  систематически проверять соблюдение  предприятиями требований Порядка  ведения кассовых операций.

     - органами внутренних дел в  пределах своей компетенции, - проверки  технической укрепленности касс  и кассовых пунктов, обеспечения  условий сохранности денег и  ценностей на предприятиях.

     Кроме того, при проведении инвентаризации наличных денежных средств проводится сплошная проверка состояния расчетов с материально ответственными лицами по выданным подотчетным суммам. Проверяется  правомерность выдачи подотчетных  сумм (лицам, с которыми заключены  договоры о полной материальной ответственности, а также лицам, направляемым в служебные или производственные командировки), правильность определения сумм, выдаваемых под отчет (на хозяйственные нужды - в соответствии с нормами, установленными отдельным распорядительным документом руководителя организации, на приобретение имущества - в пределах действительной потребности, при служебных командировках - в соответствии с проведенным расчетом), своевременность погашения подотчетных сумм (представления авансового отчета и сдачи неиспользованного остатка).

     Также целесообразно проверить соблюдение требований Правил ведения кассовых операций в части обеспечения сохранности денежных средств при их транспортировке и хранении.

     Для оформления инвентаризации применяют  формы первичной учетной документации, к ним относятся:

     ИНВ – 15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств» (приложение 15);

     ИНВ – 16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков до- кументов строгой  отчетности» (приложение 16);

     КМ  – 9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

     Результаты  инвентаризации в ООО «Калужские магазины» оформляются Актом инвентаризации наличных денежных средств. Эта же форма акта применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.

     Результаты  инвентаризации оформляются актом  в двух экземплярах и подписываются  всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.

     Во  время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей  и документов не производятся.

     В организации могут также проводиться  внезапные ревизии кассы. Такая  ревизия возможна:

     - по инициативе руководителя организации;

     - по требованию налоговой инспекции.

     Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).

     Ревизия проводятся в сроки, установленные  руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии, с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

     При обнаружении ревизией недостачи  или излишка ценностей в кассе  в акте указывается их сумма и  обстоятельства возникновения.

     Результаты  ревизии отражаются в акте о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ – 9).

     Разновидностью  инвентаризации кассы можно назвать  ежедневную сверку данных фактического наличия денежных средств и данных учета, проводимую самим бухгалтером  – кассиром. Сверку целесообразно  осуществлять до выведения итогов по кассовой книге.

     Отражение инвентаризации денежных средств оформляются  следующими бухгалтерскими проводками:

     1. Обнаружены излишки денежных  средств:

     Дебет 50 « Касса »

     Кредит 91« Прочие доходы и расходы » - субсчет 1 «Прочие доходы»;

     2. Обнаруженные в результате инвентаризации  недостачи взыскиваются с кассиров:

     Списание  недостающих денег в кассе:

     Дебет 94 « Недостачи и потери от порчи  ценностей »

     Кредит 50 «Касса»;

     Предъявление  иска кассиру:

     Дебет счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям» - субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба»

     Кредит 94 « Недостач и потерь от порчи  ценностей »;

     3. По мере взноса кассира в  возмещении недостач делаются  записи:

     Дебет 50 «Касса»

     51 «Расчетный счет»

     70 «Расчеты с персоналом по оплате  труда»

     Кредит  счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям» - субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба».

     Последний раз инвентаризация кассы в ООО  «Калужские магазины» проводилась перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2010 года по инициативе руководителя. Инвентаризацию проводила комиссия, назначенная приказом руководителя № 22 от 18 декабря 2009 года.

     В состав комиссии были включены представители  администрации предприятия, работники  бухгалтерии.

     Перед началом инвентаризации кассир дал  расписку в том, что все поступившие деньги и ценности оприходованы, выбывшие – списаны в расход. Расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию.

       Во время ревизии никакие операции, связанные с приемом или выдачей ценностей из кассы, не проводились.

     При проведении инвентаризации комиссия проверила  достоверность бухгалтерского учета  и фактическое наличие денежных средств, ценностей и документов, находящихся в кассе.

     При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимались к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производилась по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

     Остаток денежной наличности в кассе сверялся с данными учета по кассовой книге.

     Результат инвентаризации был оформлен актом. Недостачи или излишка ценностей в кассе комиссией не обнаружено, что и отражено в акте.

     Акт инвентаризации был составлен в 2-х экземплярах: один остался в  делах бухгалтерии, другой – у  кассира.

     В акте комиссия указала, сколько наличных денег находилось в кассе в  момент проверки. Акт подписали все  члены комиссии и кассир.

     Акт должен хранится в архиве организации 5 лет. 
 
 
 

     Глава 3 Совершенствование  учёта и аудиат кассовых операций      ООО Калужские  магазины

3.1 Планирование и проведение аудиторской проверки кассовых операций ООО Калужские магазины

 

     Единые  требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, определены Федеральным стандартом аудиторской деятельности «Планирование аудита» №3.

     Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

     Источниками информации для проверки кассовых операций являются:

  • кассовая книга (ф. № КО-4);
  • книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. № КО-5);
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3);
  • журнал регистрации депонентов;
  • отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными кассовыми ордерами (форма № КО-1), расходными кассовыми ордерами (ф. № КО-2), расчетно-платежными ведомостями (ф. № 49), платежными ведомостями (ф. № 53), квитанциями и др.);
  • чековые денежные книжки;
  • акты инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15);
  • инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИКВ-16) и др.;
  • учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и др.;
  • Главная книга;
  • Положение об учетной политике, баланс предприятия (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др.

     Аудитор планирует свою работу так, чтобы  проверка была проведена эффективно. Планирование в аудиторской проверке необходимо в связи с тем, что:

  • оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • планирование эффективно распределяет работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координирует такую работу;
  • планирование организует внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.

     При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются. В общем плане аудита определяет роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита, предусматриваются сроки проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству) и аудиторского заключения.

     План  служит руководством в осуществлении  аудита и поэтому оформляется  документально. Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от сложности проверки.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит кассовых операций