Бухгалтерский учёт и аудит продаж продукции (работ, услуг, прочих активов) на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы работы заключается в том, что изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг с целью продажи, приобретение товаров с целью перепродажи – важный этап кругооборота средств организации, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства. Выпуск готовой продукции – это ключевой этап производственной деятельности предприятия, без которого невыполнима главная его цель – извлечение прибыли. Заметим, что грамотная постановка бухгалтерского и налогового учета готовой продукции имеет немаловажное значение для формирования финансовых результатов, а, следовательно, размера прибыли, которая остается в распоряжении организации.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоритическиеосновы бухгалтерского учёта продажи и аудита готовой продукции 6
1.1. Понятие готовой продукции,задачи ее учета и оценка 6
1.2. Законодательно-норматичное регулирование бухгалтерского учёта продажи готовой продукции и выполнение договорных обязательств 10
1.3. Цели,задачи и законодально-нормативное регулирование аудиторской проверки учёта продаж готовой продукции 16
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учёт продажи готовой продукции в ООО «Группа компаний «Гзельст» 21
2.1. Финансово-экономическая характеристика исследуемой организации 21
2.2. Документальное оформление и учёт готовой продукции,выпущенной из производства. Порядок документального оформления выпуска продукции в ООО « Группа компаний «Гезельст» 35
2.3. Документальное оформление и учёт расходов на продажу готовой продукции 43
ГЛАВА 3. Аудиторская проверка учёта продаж готовой продукции 54
3.1. Информационное обеспечение аудиторской проверки 54
3.2. Методика внутренней аудиторской проверки учёта продаж готовой продукции 66
3.3. Выявление ошибки и рекомендации по их устранению в исследуемой организации 80
Заключение 85
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

ДИПЛМНАЯ РАБОТА.docx

— 176.41 Кб (Скачать файл)

Особое  внимание аудитор уделяет формированию счета 90 «Продажи», который играет важную роль в определении финансовых результатов  деятельности организации. Известно, что  бухгалтерский учет по продаже товаров, готовой продукции, выполненных  работ и указанных услуг ведется  на счете 90 «Продажи». По кредиту данного  счета указываются операции по продажам, которые являются предметом деятельности организации. Аудитор проверяет, чтобы  аналитический учет по счету 90 «Продажи»  был организован по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых  работ, оказанных услуг, а также  по географическим рынкам сбыта и  другим направлениям, необходимым для  управления организацией. Ведение такого учета позволяет соблюдать при  составлении отчетности требование существенности, а также формировать  и отражать в пояснительной записке  к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам, которая регулируется Положением по бухгалтерскому учету  «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010).

Свои  выводы аудитор обосновывает данными  проверяемых первичных документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных арифметических расчетов. Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочей документации.

Источники информации: карточки и ведомости  аналитического учета по счету 90, приказ по учетной политике, договоры с  покупателями, заказчиками, книга продаж, счета и счета-фактуры, выставленные покупателям, и иные документы.

Аудиторские процедуры: аналитические (например, сравнение  выручки от продаж с плановыми, среднеотраслевыми  данными, данными предыдущих периодов и пр.), опрос, подтверждение (например, третьего лица о факте отгрузки ему продукции), просмотр и сравнение документов (например, на счете 90/1 и итогов книги продаж), проверка расчетов.

Типичными ошибками, которые могут быть обнаружены в ходе аудита готовой продукции и ее реализации, являются [22, с. 98]:

  • неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;
  • ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по оплате»;
  • несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;
  • некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реализации продукции по бартеру, при осуществлении многостороннего зачета взаимных требований, и другим операциям;
  • несоответствие оценки готовой продукции методу, установленному в учетной политике организации;
  • отражение в учете как собственной готовой продукции, выработанной из давальческого сырья;
  • неполное отражение в учете выпущенной продукции;
  • несвоевременное отражение в учете отгруженной и реализованной продукции;
  • завышение показателя выручки в случае отсутствия перехода права собственности, отсутствие хозяйственных операций по счету 45 в таких случаях;
  • отсутствие инвентаризации готовой продукции;
  • неприменение организацией специализированных форм первичной учетной документации по учету готовой продукции и ее реализации.

На заключительном этапе аудита проверяется, проводится ли инвентаризация:

    • перед составлением годовой отчетности - один раз в 3 года;
    • при смене материально ответственных лиц;
    • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при реорганизации или ликвидации.

 
3.3. Выявление ошибки и рекомендации по их устранению в исследуемой организации

Большая часть ошибок и нарушений, выявленных по результатам проведенной  аудиторской проверки 2010-2011 года, была связана именно с некорректным и  неполным заполнением форм годовой  бухгалтерской отчетности и неисполнением  требований новых ПБУ. К их числу  можно отнести следующие:

- в бухгалтерском учете и  отчетности не сформированы оценочные обязательства - резервы предстоящих расходов (как минимум - резервы на оплату отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации; резервы на выплату вознаграждений персоналу;

- при формировании показателей  Отчета о движении денежных  средств не исключены суммы  налога на добавленную стоимость  и внутренние обороты;

- в пояснительной записке  в годовой бухгалтерской отчетности не полностью раскрыта информация  по операциям по связанными сторонами,  выплатам основному управленческому персоналу, не приведены раскрытия по операционным и географическим учетным сегментам;

- непроведение (или неполное  проведение) инвентаризации активов и обязательств. До настоящего момента почти в каждом своем отчете аудиторы указывают аудируемым обществам, что ко времени проведения аудиторской проверки годовая инвентаризация  активов и обязательств не завершена и/или не оформлена в установленном законодательством порядке -  не получены акты сверки взаиморасчетов по основным контрагентам, не урегулированы расхождения по актам сверки, не произведена и не оформлена сверка с бюджетом, обслуживающими банками, арендодателями и др. по состоянию на отчетную дату. Как следствие, аудиторы зачастую указывают на отсутствие сформированного бухгалтерском учете и отчетности резерва по сомнительным долгам, на несвоевременное закрытие авансов по отгруженной продукции, оказанным услугам и выполненным работам,  на несвоевременное списание просроченной  дебиторской задолженности и  на отсутствие 5-ти летнего забалансового учета по списанной дебиторской задолженности. 

Основным  направлением совершенствования учета  готовой продукции наисследуемом предприятии является, на наш взгляд, внедрение управленческого учета.

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого  учета (СУУП) и отчетности на всех уровнях  управления, так как основным критерием  действенности системы управления является эффективное использование  финансовых, материальных и трудовых ресурсов [16, с.307].

В управленческом учете может планироваться  и калькулироваться неполная или  ограниченная себестоимость. Эта себестоимость  может включать в себя не только прямые затраты или их часть, но и  переменные части общепроизводственных расходов и расходов на продажу. Разновидностью данной системы является система  «директ-костинг», в которой себестоимость учитывается и калькулируется только в части условно-переменных затрат, которые и распределяются по носителям затраты формируют маржинальный доход. Оставшаяся часть издержек (условно-постоянные) в калькуляцию не включаютсяи списывается на финансовые результаты, влияя, таким образом, на расчет прибылей и убытков за период путем уменьшения маржинального дохода.

Главное назначение «директ-костинга» – быть информационной основой предпринимательских решений по управлению производством и сбытом продукции и товаров. Главная цель таких решений – максимизация прибыли отчетного года. В отчете о финансовых результатах, составляемом при такой системе, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции. Кроме того «директ-костинг» дает возможность оперативнее контролировать постоянные расходы, помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов. Благодаря данной системе расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа. Однако организация производственного учета по системе «директ-костинга» связана с рядом проблем, среди которых можно выделить следующие:

- трудности  при распределении расходов на  постоянные и переменные;

- дополнительное  распределение постоянных расходов  в тех случаях, когда необходимо  знать полную себестоимость готовой  продукции;

- ведение  учета по сокращенной номенклатуре  статей не отвечает требованиям  отечественного бухгалтерского  учета, одной из главных задач  которого является составление  точных калькуляций.

Идеальных систем или идеальных методов  в системе не бывает, у каждого  метода свои достоинства и свои недостатки. Необходимо понять особенности систем и методов, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные и тем самым  реализовывать заложенные в них  преимущества.

Затронув  проблему выбора наиболее оптимальной  системы учета, нельзя не коснуться  состояния бюджетирования в ООО «Группа компаний «Гезельст».

Бюджетирование в общем виде можно представить как информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.

Как известно, основу учета в бюджетировании составляет учет по центрам ответственности – сферам, участкам деятельности, возглавляемым ответственным лицом, имеющим право и возможность принимать решения. В ООО «Группа компаний «Гезельст» в целом нет такого разделения затрат по отдельным центрам ответственности и центрам затрат, поэтому в организации следовало бы ввести более четкое деление предприятия, в том числе и его структурных подразделений, на такие центры в целях отражения, накопления и представления постоянного потока информации, входящей и исходящей из центра его формированияи соответствующей ответственности.

 С  уверенностью можно сказать, что  руководство ООО «Группа компаний «Гезельст» должно располагать полной сравнительной информацией о деятельности центров ответственности, поэтому учет в бюджетировании должен использовать все существующие системы учета, основанные на исчислении полных и переменных издержек, их группировки по носителям и функциям.

Внедрение бюджетирования ресурсов обеспечивает целый ряд преимуществ:

- бюджетирование на основе расчёта и анализа финансовых параметров позволяет заранее оценивать финансовую состоятельность отдельных видов бизнеса и продуктов, обеспечивая устойчивость организации;

- планирование  бюджетов структурных подразделений  даёт более точные предполагаемые  объёмы и структуру затрат;

- упрощение  системы контроля бюджетных средств  позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени экономических служб предприятия;

- вводится  более строгий режим экономии  затрат и финансовых ресурсов  предприятия.

Практически все элементы этой системы известны российской практике, однако в комплексе они используются недостаточно. На большинстве предприятий и организаций применяются лишь элементы системы бюджетирования. Суть их сводится к следующему: на предприятии принимается бюджет на предстоящий отчётный период, т.е. утверждаются предельные суммы расходов по отдельным статьям, свыше которых финансирование либо прекращается, либо разрешается только с одобрения руководства. Отсутствие системности снижает в целом эффективность финансового планирования организаций. По нашему мнению, разработку бюджета необходимо вести постоянно, в течение года, что является залогом его качества и эффективности планируемых финансовых проектировок. В процессе этой работы считаем целесообразным выделение трех этапов.

Сводный бюджет представляет собой  скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для организации  в целом. Таким образом, внедрение  бюджетирования в практическую деятельность ООО «Группа компаний «Гезельст» является целесообразным, что позволит повысить качество бухгалтерского учета, улучшить его аналитичность и точность, что будет способствовать принятию грамотных управленческих решений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Учет  выпуска готовой продукции и ее реализации является одним из самых важных и трудоемких участков бухгалтерии.

Применительно к бухгалтерскому учету продукцией являются изделия и продукты, полностью законченные обработкой в организации, прошедшие проверку на соответствие утвержденным стандартам (техническим условиям) или условиям договоров и оформленные приемо-сдаточной документацией, а также выполненные работы и услуги, оказанные другим организациям в соответствии с заключенным договором.

Изделия относятся к готовой продукции  отчетного периода, если они переданы на склад или заказчику по соответствующим документам. Продукты и изделия, не прошедшие всех фаз обработки и не принятые службой технического контроля, учитываются в составе незавершенного производства.

Исследование  учета готовой продукции было проведено на примере общества с  ограниченной ответственностью ООО «Группа компаний «Гезельст», основным видом деятельности которого является производство металлоизделий.

Учет движения имущества и обязательств организации ведется с применением  рабочего Плана счетов, учетной политики. Общество ведет автоматизированный бухгалтерский учет с использованием программного продукта «1С: Бухгалтерия 7.7», применяет обычный режим налогообложения.

В результате углубленного изучения организации учета готовой  продукции в ООО «Группа компаний «Гезельст» нами сделан вывод о том, что бухгалтерский учет  поступления и продажи готовой продукции ведется в соответствии с требуемыми нормами и правилами российского законодательства.

Выпуск продукции из производства оформляется, в основном, приемо-сдаточными накладными. Они выписываются обычно в двух экземплярах, один из которых предназначен для сдатчика, а другой остается на складе. Приходуемые на склад изделия измеряются, подсчитываются, а при необходимости взвешиваются. Для обобщения данных о выпуске продукции за отчетный период используется накопительная ведомость, где подсчитывается стоимость по учетным ценам всей выпущенной продукции. Также, в ведомости приводятся данные о фактической производственной себестоимости по видам продукции, которые берутся из аналитического учета (ведомости сводного учета издержек производства и калькуляции себестоимости продукции).

Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит продаж продукции (работ, услуг, прочих активов) на предприятии