Бухгалтерский учёт и аудит продаж продукции (работ, услуг, прочих активов) на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы работы заключается в том, что изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг с целью продажи, приобретение товаров с целью перепродажи – важный этап кругооборота средств организации, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства. Выпуск готовой продукции – это ключевой этап производственной деятельности предприятия, без которого невыполнима главная его цель – извлечение прибыли. Заметим, что грамотная постановка бухгалтерского и налогового учета готовой продукции имеет немаловажное значение для формирования финансовых результатов, а, следовательно, размера прибыли, которая остается в распоряжении организации.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоритическиеосновы бухгалтерского учёта продажи и аудита готовой продукции 6
1.1. Понятие готовой продукции,задачи ее учета и оценка 6
1.2. Законодательно-норматичное регулирование бухгалтерского учёта продажи готовой продукции и выполнение договорных обязательств 10
1.3. Цели,задачи и законодально-нормативное регулирование аудиторской проверки учёта продаж готовой продукции 16
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учёт продажи готовой продукции в ООО «Группа компаний «Гзельст» 21
2.1. Финансово-экономическая характеристика исследуемой организации 21
2.2. Документальное оформление и учёт готовой продукции,выпущенной из производства. Порядок документального оформления выпуска продукции в ООО « Группа компаний «Гезельст» 35
2.3. Документальное оформление и учёт расходов на продажу готовой продукции 43
ГЛАВА 3. Аудиторская проверка учёта продаж готовой продукции 54
3.1. Информационное обеспечение аудиторской проверки 54
3.2. Методика внутренней аудиторской проверки учёта продаж готовой продукции 66
3.3. Выявление ошибки и рекомендации по их устранению в исследуемой организации 80
Заключение 85
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

ДИПЛМНАЯ РАБОТА.docx

— 176.41 Кб (Скачать файл)

Таким образом, плановая себестоимость всей готовой  продукции на складе - 50 000 руб. (5 000 руб. x 10 шт.), плановая себестоимость выпущенной продукции - 100 000 руб. (5 000 руб. x 20 шт.), плановая себестоимость отгруженной продукции - 125 000 руб. (5 000 руб. x 25 шт.).

Дебет 51 Кредит 62/1«Авансы полученные»: 200 000 руб. – поступили деньги от покупателя. На сумму аванса бухгалтер должен выписать счет-фактуру в двух экземплярах. Один экземпляр необходимо зарегистрировать в книге продаж, другой не позднее пяти календарных дней выставить покупателю. С суммы полученного аванса начисляется НДС:

Дт 62/1 «Авансы полученные» Кт 68/1 «Расчеты по НДС»: 30508 руб.(=200 000 * 18/118)

Дебет 40 Кредит 20: 100 000 руб. – выпущена продукция  по плановой себестоимости;

Дебет 40 Кредит 20: 5 000 руб. – отражено отклонение плановой себестоимости выпущенной продукции от ее фактической себестоимости;

Дебет 43 Кредит 40: 100 000 руб. – оприходована готовая  продукция по плановой себестоимости;

После отгрузки товаров снова выписывается счет-фактура, которая  регистрируется в книге продаж. Счет-фактура на аванс, который был выписан ранее, регистрируется в книге покупок. При этом составляются следующие  записи:

Дебет 62 Кредит 90/1: 200 000 руб. – отгружена  готовая продукция покупателю по договорной стоимости (=25*8 000 руб.);

Дебет 90/2 Кредит 43: 125 000 руб. – отгружена готовая  продукция по плановой себестоимости.

Процент отклонения фактической себестоимости  отгруженной продукции от ее учетной  цены (экономия) составит:

(500 руб. - 5000 руб.) : (50000 руб. + 100000 руб.) x 100 = -3 (%).

Сумма отклонений по отгруженной продукции составит:

125000 руб.*(-3%)= = -3750  (экономия).

Дебет 90/2 Кредит 40: 3750 руб. – списана сумма отклонений по отгруженной продукции («красное сторно»).

Дебет 90/2 Кредит 44: 3000 руб. – списаны расходы  на продажу;

Дебет 90/3 Кредит 68/НДС: 30508 руб. – начислен НДС  с выручки от продажи продукции (=200 000 *18/118);

Дт 62/1 «Авансы полученные» Кт 68 «Расчеты по НДС» – сторнирован НДС, ранее начисленный с аванса;

Дт 62/1 «Авансы полученные» Кт 62 – зачтен аванс, ранее полученный от покупателя.

Дебет 90/9 Кредит 99: 42 417 руб. – отражена прибыль  от продажи (закрытие счета 90 «Продажи».

Аналитический учет готовой продукции  на складах в ООО «Группа компаний «Гезельст» организован аналогично учету материалов. На каждое наименование готовой продукции на складе оформляется карточка учета готовой  продукции (Приложение 7). В конце каждого отчетного периода кладовщик составляет на основании карточек сальдовую ведомость. Полученные данные по каждому материально ответственному лицу сверяются с данными бухгалтерского учета.

Аналитический учет отгруженной и реализованной  продукции ведется в бухгалтерии в ведомости №16. В данных регистрах сумма к уплате расшифровывается по ее слагаемым по каждому покупателю: отпускная цена, транспортные расходы за счет покупателя, НДС.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ООО «Группа компаний «Гезельст» ведется по покупателям или по каждому предъявленному ими счету.

Синтетический учет по кредиту счетов 40, 41, 42, 43, 45, 62, 90 ведется в журнале-ордере №11, а также в карточках соответствующих счетов (автоматизированно).

Продажа продукции (работ, услуг) производится: по свободным отпускным ценам  и тарифам, увеличенным на сумму  налога, на добавленную стоимость (НДС), по государственным регулируемым оптовым  ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС, и по государственным регулируемым розничным ценам, включающим НДС. По подакцизной продукции к продажной стоимости добавляется акциз, а при продаже ее за наличный расчет - и налог с продаж.

Свободные продажные цены согласовываются  сторонами сделки, т.е. продавцом  и покупателем, и фиксируются  в договоре купли - продажи. Свободные  договорные цены при необходимости  проверяются налоговыми органами. Проверке могут быть подвергнуты цены при  отклонении их более чем на 20% от уровня рыночных цен на идентичные изделия, цены по договорам, заключаемым  между взаимозависимыми организациями, по товарообменным операциям и внешнеторговым сделкам.

Цены, указанные в договоре, проверяются:

- на основе документально подтвержденной  информации, полученной из официальных  источников, о рыночных ценах.  К официальным источникам относится  информация о биржевых котировках  и рыночных ценах, опубликованных  в печатных изданиях государственными  органами по статистике и органами, регулирующими ценообразование,  а также заключения экспертов,  имеющих право на осуществление  оценочной деятельности;

- методом цены последующей продажи.  При данном методе за основу  берется цена последующей продажи  продукции. Этот метод используется  при отсутствии на рынке сделок  по идентичным или однородным  товарам;

- затратным методом, при котором  рыночная цена рассчитывается  как сумма произведенных расходов  и обычной прибыли для данной  сферы деятельности. Обычный размер  прибыли равен уровню рентабельности, сложившемуся по аналогичным  товарам. Сведения об уровне  рентабельности предоставляют органы  статистики и ценообразования.

Учет отклонений готовой  продукции

Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» под готовой продукцией понимается «часть МПЗ организации, предназначенной для продажи, являющаяся конечным результатом производственного  процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством». Готовая продукция принимается  к бухгалтерскому учету по фактической  себестоимости [13].

Фактическую себестоимость готовой  продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции по нормативной себестоимости.

Отклонения показывают экономию или  перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно — экономия или обычной записью перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.

В конце месяца плановая себестоимость  должна быть доведена до фактической  путем расчета сумм и процентов  отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц:

Пример 4: На примере ООО «Группа компаний «Гезельст», процент отклонений за отчетный период по продукции Металлические листы «5-20» (табл.3.1):

Таблица 6 

Показатель

Стоимость готовой продукции по учетной  цене

Отклонение

Остаток на начало периода,р. 

0,00 

0,00 

Поступило за период, р. 

25691 

-118 

Итого, р. 

25691 

-118 

Процент отклонений, % 

— 

-0,46 

Отгружено, р. 

21324 

-9809 

Остаток на конец периода, р. 

4367 

2009 


 

   (3)

Списание отклонений будет отражено следующим образом:

а) по продукции, принятой на склад: Дебет 43 —2 «Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены» -118 р. - Кредит 20 «Основное производство» -118 р.

б) по продукции отгруженной:

Дебет 90 —2 «Себестоимость продаж» -9809 р. - Кредит 43 —2 «Отклонение фактической  себестоимости готовой продукции  от учетной цены» -9809 р.

 

ГЛАВА 3. Аудиторская проверка учёта продаж готовой продукции

3.1. Информационное обеспечение аудиторской проверки

 

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны.

Аудиторская проверка ограничена во времени. Для обеспечения качества работы необходимо планировать процесс  проверки, для чего необходимо разработать  и документально оформить программу  аудита, в которой указывают:

Основная цель аудита заключается  в придании достоверности бухгалтерской  отчетности посредством выражения  независимого мнения о ней. Применительно  к хозяйственным операциям и  бухгалтерским счетам можно выделить следующие цели, достижение которых  ведет к успешному завершению аудиторской проверки, полнота, точность; наличие; разъединение; оценка; права  и обязательства; представление  и раскрытие.

В программе указывают те участки  работы, которые будут исследованы  в процессе аудиторской проверки. Здесь необходимо:

а) отметить более важные участки, имеющие определяющее значение для  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, для формирования ее результата. При этом необходимо обосновать выбор  тех или иных участков для проверки и указать, что данные проверки по этим участкам важны для оценки деятельности предприятия в целом.

б) указать, что другие участки финансово-хозяйственной  работы предприятия, будучи нужными  и полезными, значительного влияния  на результаты деятельности не оказывают.

Программа аудиторской проверки представляется руководству проверяемого предприятия  для ознакомления и согласования содержания объекта и этапов проверки. По просьбе руководства в программу  могут вноситься изменения и  дополнения. Также, программа может  быть скорректирована с учетом организации и эффективности внутреннего контроля на предприятии.

Для составления программы проверки, подбора специалистов в группу, а  в конечном итоге для формирования обоснованного заключения о достоверности  отчетности, нужна общая информация о специфике и устройстве предприятия-клиента. Для этого необходимо выяснить:

отраслевые особенности предприятия;

организационное устройство предприятия;

производственные связи (поставщики, подрядчики, закупки);

финансовые связи;

участие в уставном капитале других предприятий;

долевое участие;

совместная деятельность;

юридические обязательства (судебные разбирательства, акты налоговой полиции  и т.д.).

Основные источники информации о предприятии:

1. Мнение об интересующих вопросах  высшего руководства, работников  управления среднего звена, исполнителей, работников предприятия, несвязанных  с ведением учета.

2. Посещение и осмотр основных  производственных участков, цехов,  складов. Это позволит убедиться  в наличии и сохранности активов,  составить представление о процессе  производства и отгрузки продукции.

3. Внешние и внутренние отчеты  и публикации.

Готовая продукция - это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

Предмет проверки:

Готовая продукция отражена в учете в соответствии с учетной политикой.

Готовая продукция правильно оценена, учтена в полном объеме и реально  существует

Аудиторские процедуры; содержание:

1. Определить порядок отражения в учете готовой продукции.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ предусматривает возможность нескольких вариантов оценки готовой продукции:

    • по фактической производственной себестоимости;
    • по нормативной (плановой) производственной себестоимости;
    • по прямым статьям расходов.

Организация учета должна соответствовать  выбранному в учетной политике варианту. Так, вариант учета готовой продукции по нормативной себестоимости подразумевает использование сч. 40 «Выпуск продукции», вариант оценки готовой продукции по прямым статьям затрат возможен при списании общехозяйственных расходов, учтенных на счете 26, непосредственно в дебет счета 90/2 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит продаж продукции (работ, услуг, прочих активов) на предприятии