Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:19, дипломная работа
Цель работы – анализ бухгалтерского учёта на примере туристической фирмы «ФРАТЕКС».
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- рассмотреть общие принципы организации бухгалтерского (финансового) учёта в туристических организациях;
- проанализировать организацию ведения бухгалтерского учёта туристической фирмы «Фратекс»;
-охарактеризовать меры, направленные на совершенствование организации бухгалтерского учёта туристической фирмы «Фратекс».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...5
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО (ФИНАНСОВОГО) УЧЁТА В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Основы теории и история развития взглядов на бухгалтерский учёт…7
1.2 Сущность бухгалтерского учёта и его роль в системе управления туристическими организациями…………………………………………………..11
ГЛАВА2.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМА «ФРАТЕКС»
2.1 Характеристика и учётная политика туристической фирмы «Фратекс»…………………………………………………………………………...21
2.2 Составление бухгалтерской отчетности и финансовые результаты организации………………………………………………………………………....34
ГЛАВА 3.МЕРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ФРАТЕКС»
3.1 Разработка мероприятия по улучшению финансового состояния туристической фирмы «Фратекс»…………………………………………………45
3.2 Повышение роли бюджетной политики для устойчивого экономического развития туристических предприятий…………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...59
Срок действия свидетельства составляет пять лет. Этот срок по заявлению претендента может быть однократно продлен по его окончании на пять лет при условии прохождения претендентом повышения квалификации (п. 32 Положения № 895).
Необходимо обратить внимание, что пунктом 38 Положения № 895 определено, что свидетельство может быть аннулировано по решению аттестующего органа, если:
- свидетельство выдано
на основании недостоверных
- установлен факт передачи свидетельства другому лицу с целью проведения им экскурсий;
- имеются обоснованные жалобы со стороны физических и юридических лиц на качество экскурсионного обслуживания;
- у экскурсовода, гида-переводчика отсутствует бэдж во время проведения экскурсии.
Кроме названных актов законодательства регулирование туристической деятельности в Республике Беларусь осуществляется с помощью ряда других нормативных правовых актов.
Туристическая деятельность является коммерческим видом деятельности, основной целью которой является получение прибыли. В связи с этим при осуществлении туристической деятельности производится уплата налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Следует отметить, что законодательством предусмотрен ряд льгот по исчислению и уплате налогов и сборов при осуществлении туристической деятельности.
В целях создания благоприятных условий для развития туризма в Республике Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее – Указ № 371) установлены:
- перечень туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость (прил. 1 к Указу № 371);
- перечень туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость (прил. 2 к Указу № 371);
- перечень туристических объектов, при осуществлении деятельности на которых прибыль организаций, полученная от оказываемых гостиницами услуг, от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов, освобождается от налогообложения налогом на прибыль в течение трех лет с начала осуществления этой деятельности (прил. 3 к Указу № 371) [19].
Указом Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 220 «О создании специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» (далее – Указ № 220) в целях создания благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов развития туристической индустрии и инфраструктуры на территории, прилегающей к белорусской части Августовского канала, создан специальный туристско-рекреационный парк «Августовский канал» (далее – парк) сроком на 20 лет.
Указом № 220 установлено освобождение резидентов парка:
- от налога на прибыль
в течение пяти календарных
лет, начиная с первого
По истечении указанного периода прибыль резидентов парка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, облагается по ставке, уменьшенной на 50 % от ставки, установленной законодательством, но не более чем по ставке 12 %;
- от налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) собственного производства на территории Республики Беларусь.
Льготы, указанные выше, применяются при условии, что дата реализации товаров (работ, услуг) приходится на период действия сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства, выданного в установленном порядке.
Согласно пункту 4 Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2010 г. № 1520, с изменениями и дополнениями, сертификат продукции собственного производства может выдаваться на одно или на несколько наименований продукции. В случае если сертификат выдается на несколько наименований продукции, они указываются в приложении к нему.
Сертификат работ и услуг собственного производства выдается на каждый вид работ и услуг.
Также следует обратить внимание, что указанные льготы по налогу на прибыль и НДС в отношении резидентов парка не распространяются на реализацию:
туров, в соответствии с которыми путь следования туриста (экскурсанта) проходит полностью либо частично за пределами территории Республики Беларусь (за исключением путешествий, связанных с въездным туризмом), а также услуг, связанных с формированием, организацией или реализацией таких туров (путешествий), включая рекламные, консультационные, информационные и транспортные услуги;
товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента парка, и (или) труда работников резидента парка вне его территории, за исключением транспортных услуг, оказываемых для обеспечения въездного и внутреннего туризма;
- от налога на недвижимость
по зданиям и сооружениям, расположенным
на территории парка, независимо
от направления их
- от платы за право
заключения договора аренды
- от ввозных таможенных пошлин (при соблюдении условий, установленных в подпункте 7.1.11 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», с изменениями и дополнениями, и НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов для использования исключительно на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционных проектов в границах парка по перечню товаров, утверждаемому Гродненским облисполкомом;
- от уплаты государственной
пошлины за выдачу иностранным
гражданам и лицам без
- от возмещения потерь
сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного
производства, вызванных изъятием
сельскохозяйственных земель и
земель лесного фонда, расположенных
в границах парка, для реализации
инвестиционного проекта, а также
от компенсационных выплат, связанных
с переносом и вырубкой
Остановимся более подробно на получении некоторых из приведенных льгот.
В соответствии с пунктом 3 Указа № 371 денежные средства, высвобождаемые в результате освобождения от налогообложения прибыли организаций, полученной от оказания услуг гостиницами, от оказания физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов, в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 140 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) используются организациями на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. При неиспользовании этих средств по назначению в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности либо нецелевом их использовании они взыскиваются в республиканский бюджет [15].
Подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 140 НК установлено, что от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций от оказываемых гостиницами услуг, от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов – в течение трех лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах по перечню таких объектов, утвержденному Президентом Республики Беларусь.
Как видно, для получения данного вида льготы на туристических объектах, указанных в приложении 3 к Указу № 371, необходимо организовать бухгалтерский учёт таким образом, чтобы была возможность определить финансовый результат (прибыль) от реализации услуг по размещению туристов.
С этой целью к счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» может быть открыт соответствующий субсчет «Услуги по организации проживания (размещению туристов)».
В той части услуг, в которой сформируется финансовый результат (прибыль) по субсчету «Услуги по организации проживания (размещению туристов)», туристическая организация имеет право на получение указанной льготы. Если же такой учёт не организован, то применение данной льготы невозможно.
Согласно пункту 4 статьи 127 НК выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается на дату признания ее в бухгалтерском учёте независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления в порядке, установленном законодательством и (или) закрепленном в соответствии с ним в учётной политике организации.
Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, установлены статьей 130 НК, а не учитываемые – статьей 131 НК.
Налоговая база НДС при реализации туров туроператорами определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 98 НК, т.е. налоговая база определяется как цена реализации тура, а турагентами – в соответствии с пунктом 5 статьи 98 НК как сумма, полученная в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам.
При осуществлении международного туризма (въездной, выездной) важно правильно определить место реализации туристических услуг, так как объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Организационными формами туризма являются международный и внутренний туризм.
Международный туризм включает в себя (ст. 3 Закона о туризме):
- выездной туризм – туристическое путешествие граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за пределы территории Республики Беларусь;
- въездной туризм – туристическое путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь.
Внутренний туризм – туристическое путешествие граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь.
Согласно подпункту 1.31 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от налогообложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом Республики Беларусь (прил. 1 и 2 к Указу № 371), и услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах Республики Беларусь.
Следовательно, для получения данного вида льготы необходимо организовать учёт таким образом, чтобы была возможность определить обороты по реализации каждого вида туристических услуг и место их оказания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК днем оказания туристических услуг признаются день заключения участниками туристической деятельности договора оказания туристических услуг либо последний день тура. Выбранный плательщиком порядок определения дня оказания туристических услуг отражается в учётной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.
Организации, осуществляющие туристическую деятельность, вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).
Однако подпунктом 5.1.4 пункта 5 статьи 286 НК установлено, что не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал».
Общие условия применения УСН установлены статьей 286 НК, определение объекта налогообложения и налоговой базы при УСН – статьей 288 НК.
Исчисление налога при УСН туристическими организациями зависит от соблюдения установленных критериев (п. 1 ст. 286 НК), выбранного порядка налогообложения – с уплатой НДС либо без его уплаты (подп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 286 НК), применяемой формы ведения учёта (п. 1 ст. 291 НК), а также вида оказываемых услуг.