Бухгалтерский учёт в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ бухгалтерского учёта на примере туристической фирмы «ФРАТЕКС».
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- рассмотреть общие принципы организации бухгалтерского (финансового) учёта в туристических организациях;
- проанализировать организацию ведения бухгалтерского учёта туристической фирмы «Фратекс»;
-охарактеризовать меры, направленные на совершенствование организации бухгалтерского учёта туристической фирмы «Фратекс».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...5
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО (ФИНАНСОВОГО) УЧЁТА В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Основы теории и история развития взглядов на бухгалтерский учёт…7
1.2 Сущность бухгалтерского учёта и его роль в системе управления туристическими организациями…………………………………………………..11
ГЛАВА2.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМА «ФРАТЕКС»
2.1 Характеристика и учётная политика туристической фирмы «Фратекс»…………………………………………………………………………...21
2.2 Составление бухгалтерской отчетности и финансовые результаты организации………………………………………………………………………....34
ГЛАВА 3.МЕРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ФРАТЕКС»
3.1 Разработка мероприятия по улучшению финансового состояния туристической фирмы «Фратекс»…………………………………………………45
3.2 Повышение роли бюджетной политики для устойчивого экономического развития туристических предприятий…………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...59

Файлы: 1 файл

янина звонкова.docx

— 113.12 Кб (Скачать файл)

Как рассматривалось выше, в отношении туристических услуг может применяться освобождение от НДС в части оборотов по реализации услуг на территории Республики Беларусь.

Статьей 288 НК установлено, что с учётом особенностей деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки включается при реализации туристических услуг стоимость туристических услуг, в том числе оказанных третьими лицами.

Ставка налога при УСН зависит от того, уплачивают организации НДС либо нет. С уплатой НДС налог при УСН исчисляется по ставке 3%, без уплаты – по ставке 5 % (п. 1 ст. 289 НК). Для туристической организации затраты по формированию туристических услуг относятся к текущей деятельности. Затраты по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие (п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учёту доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102, с изменениями и дополнениями; далее – Инструкция № 102):

- себестоимость реализованной  продукции, товаров, работ, услуг;

- управленческие расходы;

- расходы на реализацию;

- прочие расходы по текущей деятельности [26].

Себестоимость туристических услуг определяется организациями, оказывающими туристические услуги, в соответствии с Методическими рекомендациями по прогнозированию, учёту и калькулированию себестоимости туристических услуг, утвержденными постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 (далее – Методические рекомендации № 2), в той части, в которой они не противоречат Инструкции № 102.

В соответствии с пунктом 62 Методических рекомендаций № 2 учёт затрат, непосредственно связанных с оказанием туристической услуги, осуществляется на счете 20 "Основное производство", к которому организации могут открыть субсчета для учёта затрат по видам туризма (внутренний; выездной; въездной; агроэкотуризм и др.), видам услуг и т.д.

Организация аналитического учёта должна обеспечить возможность получения необходимой информации для управления и составления бухгалтерской отчетности, а также информации о себестоимости оказанных услуг.

Себестоимость реализованных туристических услуг включает прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством туристических услуг, относящиеся к реализованным услугам.

К прямым затратам относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, прочие прямые затраты (п. 9 Инструкции № 102).

В состав распределяемых переменных косвенных затрат включаются косвенные общепроизводственные затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 9 Инструкции № 102).

Туристическая организация в положении об учётной политике закрепляет перечень прямых и косвенных, в том числе косвенных переменных затрат, а также методику распределения косвенных переменных затрат и порядок их списания.

Косвенные затраты относятся к деятельности туристической организации в целом, в момент их возникновения они не могут быть отнесены на определенный вид туристических услуг и включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов (п. 20 Методических рекомендаций № 2).

Согласно пункту 27 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учёта, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (с изменениями и дополнениями; далее – Инструкция № 50), счет 25 «Общепроизводственные затраты» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации. Затраты, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные затраты», списываются с этого счета в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и других счетов. Затраты, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные затраты», являющиеся условно-постоянными затратами, могут списываться в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» [31].

В соответствии с пунктом 32 Инструкции № 102 расходы признаются в бухгалтерском учёте в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учёте в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.

Расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на счете 97 "Расходы будущих периодов".

Следовательно, расходы на подготовку (разработку) и формирование новых видов туристических маршрутов (расходы на оплату труда сотрудников, занятых подготовительными работами по освоению новых видов туристических маршрутов) должны признаваться в бухгалтерском учёте в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.

Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то указанные расходы признаются в бухгалтерском учёте путем их соответствующего распределения между отчетными периодами (п. 33 Инструкции № 102).

Пунктом 72 Методических рекомендаций № 2 к несформированной туристической услуге относится сумма затрат на оказание услуги, которая в данном отчетном периоде не реализована (не оказана).

Стоимостную величину незавершенного производства на конец отчетного периода показывают остатки по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».

В зависимости от принятой учётной политики незавершенное производство туристических услуг оценивается по всем статьям калькуляции либо по прямым производственным затратам.

Пунктом 64 Методических рекомендаций № 2 определено, что расходы туристической организации, относящиеся к общехозяйственным расходам, аккумулируются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»

Аналитический учёт общехозяйственных расходов ведется в разрезе статей затрат, по местам возникновения затрат и иным признакам.

Согласно пункту 28 Инструкции № 50 счет 26 «Общехозяйственные затраты» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с управлением организацией. На этом счете отражаются начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, другие аналогичные по назначению затраты.

Счет 26 «Общехозяйственные затраты» сальдо на отчетную дату не имеет.

Пунктом 10 Инструкции № 102 определено, что к управленческим расходам относятся в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством.

В конце каждого месяца (отчетного периода) туристические организации распределяют общехозяйственные расходы между видами деятельности, а в туристической деятельности – по объектам учёта затрат (отдельным заказам, видам услуг и т.д.) (п. 65 Методических рекомендаций № 2).

Распределение общехозяйственных расходов между видами деятельности может производиться пропорционально выручке (валовому доходу) по осуществляемым видам деятельности либо иным избранным организацией методам (п. 66 Методических рекомендаций № 2).

Распределение общехозяйственных расходов в туристической деятельности по объектам учёта затрат (по видам услуг) рекомендуется осуществлять одним из следующих методов (п. 67 Методических рекомендаций № 2):

- пропорционально сумме  оплаты труда производственного  персонала;

- пропорционально прямым  затратам, отнесенным на объект  учёта;

- пропорционально объему  оказанных услуг.

Выбранные методы распределения общехозяйственных расходов (по видам деятельности и по объектам учёта) фиксируются организацией в учётной политике и применяются в течение отчетного года (п. 69 Методических рекомендаций № 2).

Согласно пункту 76 Методических рекомендаций № 2 затраты, связанные с продвижением и реализацией туристических услуг (коммерческие расходы), учитываются туристическими организациями на счете 44 «Расходы на реализацию» В состав расходов на реализацию включаются в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-6 «Расходы на реализацию») (п. 12 Инструкции № 102).

Порядок отражения в бухгалтерском учёте основных хозяйственных операций по реализации туристических услуг у туроператора, а также документы, которые являются основанием для отражения этих операций, представлен в( Приложении В).

Требования Методических рекомендаций № 2 и Инструкции № 50 приводят разное название одного и того же счета 26 («Общехозяйственные расходы» и «Общехозяйственные затраты»), т.е. налицо коллизия нормативных правовых актов. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон № 361-З) коллизия нормативных правовых актов – противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения. Статьей 10 Закона № 361-З установлено, что новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица). Следовательно, в данном случае следует руководствоваться нормами Инструкции № 50, т.к. она является более новым документом. Следовательно, далее по тексту используется название счета 26 «Общехозяйственные затраты», приведенного в Инструкции № 50 (Приложение Г).

Туроператорская деятельность:

- формирование туров, их  организация и подготовка для  реализации непосредственно путешественникам  или через турагентов, в том  числе туров, сформированных туроператорами  нерезидентами;

- оказание консультационно-информационных  услуг, связанных с организацией  путешествий;

Турагентская деятельность:

- услуги по реализации  туров, сформированных туроператорами-резидентами;

- оказание консультационно-информационных  услуг, связанных с организацией  путешествий;

Экскурсионное обслуживание:

- оказание услуг по  формированию, организации и проведению  экскурсий, в том числе на иностранном  языке;

- разработка методической  документации к экскурсионным  маршрутам, в том числе на иностранном  языке.

Приведенный перечень основных туристических услуг, оказываемых при осуществлении туристической деятельности, основывается на укрупненной группировке услуг, приведенной в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», которая может быть детализирована с учётом СТБ 1352-2005 «Услуги туристские. Общие положения» [12].

Таким образом, сам характер туристической отрасли как особой социально-экономической сферы общества при умелой постановке дела может успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, и социально ориентированные цели развития государства в целом и отдельных регионов. При этом социальный аспект туризма должен выступать как цель, а рыночный - как средство ее реализации.

Определение приоритета развития туристической отрасли и ее государственная поддержка в Республике Беларусь могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитии туристической инфраструктуры, что немаловажно для Республики Беларусь.

 

3 МЕРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ  НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ФРАТЕКС»

 

3.1 Разработка  мероприятия по улучшению финансового  состояния туристической фирмы  «Фратекс»

 

Туристические организации обязаны непрерывно вести бухгалтерский учёт с момента их создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

Разработка мероприятия по улучшению финансового состояния туристической фирмы

Анализ текущего положения исследуемой туристической организации должен быть дополнен прогнозом работы предприятия, что должно определить перспективы ее улучшения или ухудшения при:

  • сохранении сложившихся тенденций;
  • вероятных изменениях внешней среды предприятия;
  • незначительных корректировках внутренней политики без использования значительных внешних источников поддержки;
  • реализации тех или иных возможных инвестиционных проектов.

Информация о работе Бухгалтерский учёт в сфере туризма