Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:19, дипломная работа
Цель работы – анализ бухгалтерского учёта на примере туристической фирмы «ФРАТЕКС».
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- рассмотреть общие принципы организации бухгалтерского (финансового) учёта в туристических организациях;
- проанализировать организацию ведения бухгалтерского учёта туристической фирмы «Фратекс»;
-охарактеризовать меры, направленные на совершенствование организации бухгалтерского учёта туристической фирмы «Фратекс».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...5
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО (ФИНАНСОВОГО) УЧЁТА В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Основы теории и история развития взглядов на бухгалтерский учёт…7
1.2 Сущность бухгалтерского учёта и его роль в системе управления туристическими организациями…………………………………………………..11
ГЛАВА2.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМА «ФРАТЕКС»
2.1 Характеристика и учётная политика туристической фирмы «Фратекс»…………………………………………………………………………...21
2.2 Составление бухгалтерской отчетности и финансовые результаты организации………………………………………………………………………....34
ГЛАВА 3.МЕРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ФРАТЕКС»
3.1 Разработка мероприятия по улучшению финансового состояния туристической фирмы «Фратекс»…………………………………………………45
3.2 Повышение роли бюджетной политики для устойчивого экономического развития туристических предприятий…………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...59
Объектами бухгалтерского учёта являются средства (активы), источники их формирования (пассивы), хозяйственные процессы и их результаты.
На предприятии могут быть выделены различные процессы:
-экологические процессы по обеспечению нормального взаимодействия жизнедеятельности трудового коллектива и окружающей его природной среды.
Эти и другие процессы хозяйственной деятельности совершаются по своим законам, они уже являются объектом конкретной управляющей функции в системе хозяйственного управления. Объектом бухгалтерского учёта являются экономические и в частности хозяйственные процессы, такие как: процесс заготовления (снабжения), процесс производства продукции, процесс реализации и другие.
В хозяйственной деятельности предприятия, все объекты учёта, т.е. средства и источники их формирования, составляющие имущество организации выражаются в стоимостном измерении. Если же объект не может быть оценен (измерен) в стоимостном выражении, то он не учитывается, т е не может быть предметом бухгалтерского учёта. Например: полезные ископаемые, лес, рыба в реке или океане и т.п.
Согласно Закону «О бухгалтерском учёте и отчетности» перечень конкретных объектов бухгалтерского учёта устанавливается законодательством Республики Беларусь, Типовым планом счетов бухгалтерского учёта, содержанием отчетности. Степень детализации объектов в бухгалтерском учёте устанавливается каждым предприятием (учреждением) самостоятельно [31].
Такое определение объекта и предмета бухгалтерского учёта соответствует выше приведённому теоретическому положению. Оно объясняет сущность, место и роль бухгалтерского учёта в системе управления хозяйственной деятельностью организации, показывает его взаимосвязь с другими экономическими науками.
По функциональной роли в процессе производства (или по составу и размещению) хозяйственные средства подразделяются на:
К основным средствам или средствам долгосрочного использования относятся: основные средства; нематериальные активы; вложения во внеоборотные активы; доходные вложения в материальные ценности; прочие внеоборотные активы.
К основным средствам относятся средства труда, которые многократно, продолжительное время участвуют в процессе производства, не меняя своей вещественной формы, и по частям переносят свою стоимость на готовую продукцию
В состав основных средств включаются: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, приборы, инвентарь, многолетние насаждения и другие сроком службы более одного года и стоимостью более 30 базовых величин за единицу (объект).
К нематериальным активам относятся активы, не имеющие вещественной формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход в течение определенного времени. Это патенты на изобретения, права пользования природными ресурсами, это лицензии, торговые марки и знаки, стоимость программного обеспечения ЭВМ, ноу-хау, объекты интеллектуальной собственности и др.
Нематериальные активы, как и основные средства, служат более одного года, постепенно путем начисления амортизации переносят свою стоимость на готовую продукцию (услуги).
Вложения во внеоборотные активы включают в себя расходы на возведение и приобретение основных средств и нематериальных активов, приобретение земельных участков, объектов природопользования, формирование основного стада животных, выполнение научно-исследовательских работ и др.
Доходные вложения в материальные ценности (здания, оборудование, транспортные средства и другие ценности), взятые в долгосрочную аренду или лизинг с выкупом. По окончании срока аренды, арендованные основные средства либо возвращаются арендодателю, либо переходят с состав собственных основных средств.
Прочие внеоборотные активы могут включать в себя долгосрочные финансовые вложения, сроком действия более 12 месяцев (акции, депозитные сертификаты).
Оборотные средства или средства текущего использования – это предметы труда, которые используются непродолжительное время и, как правило, потребляются в одном производственном цикле, полностью перенося свою стоимость на готовую продукцию.
К ним относятся: сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, запчасти для ремонта основных средств, незавершенное производство, готовая продукция, и покупные товары, предназначенные для реализации, денежные средства в кассе предприятия, на расчетном и валютном счетах в банке, дебиторская задолженность за отгруженную продукцию и товары, т.е. задолженность других предприятий и лиц, данному предприятию [9,с.29].
Для правильного учёта затрат, эффективного управления хозяйственной деятельностью средства предприятия подразделяются на подгруппы по другим признакам. Например: здания, сооружения, оборудование отдельно учитываются собственные, отдельно учитываются арендованные объекты. Также отдельно ведется учёт зданий производственного назначения и непроизводственного назначения (жилые дома, общежития, здравпункты, детские учреждения). Такой учёт необходим для правильного учёта затрат и источников их покрытия.
Кроме первой группировки средств в бухгалтерском учёте средства предприятия подразделяются по источникам образования на:
- Собственные источники
- Заемные источники (или привлеченные).
К собственным источникам хозяйственных средств относятся:
- Уставный фонд – это стоимость средств в натуральной или денежной форме, переданная организации собственниками (государством, акционерами, учредителями) для осуществления хозяйственной деятельности, оговоренной в уставе;
- Прибыль отчетного периода является вторым источником собственных средств. Она представляет собой прибавочную стоимость, образующуюся как разница между выручкой от реализации произведенной продукции (работ, услуг) и затратами по производству и реализации этой продукции. Часть прибыли отчисляется в бюджет государства в виде налога на прибыль, налога на недвижимость, транспортного сбора и других налогов. Оставшаяся сумма прибыли используется на увеличение объемов производства, на приобретение основных средств, на материальное поощрение работников;
Резервный фонд, который создается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, после уплаты налогов. Добавочный фонд, который представляет собой сумму переоценки основных средств. Резервы предстоящих расходов, которые формируются на предприятии для ремонта основных средств, оплаты отпусков работкам, для возмещения порчи товаров и других нужд в соответствии с законодательством. Целевое финансирование, это безвозмездные (спонсорские) поступления денежных средств и материальных ценностей от других юридических и физических лиц. Нераспределенная прибыль – это прибыль прошлых лет, направленная в фонды накопления и потребления.
К собственным источникам средств относятся Амортизационный фонд воспроизводства основных средств и Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов сегодня формирование и использование данных фондов отражается на забалансовых счетах и в балансе не учитывается.
К заемным источником образования хозяйственных средств относятся: Долгосрочная (свыше года) и краткосрочная (до года) задолженность по кредитам и займам у других предприятий; задолженность поставщикам за поступившие, но еще не оплаченные материальные ценности; подрядчикам за выполненные, но не оплаченные работы и услуги; задолженность своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате; по налогам и сборам; по социальному страхованию и др.
Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учёта является завершающим этапом учётного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчетах и балансах, основывается на данных синтетического и аналитического учёта.
Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учёта вызваны необходимостью оценки в денежном выражении находящегося в распоряжении предприятия имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, вызывающей изменения в составе хозяйственных средств и их источников. Так, установлено, что основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учёте и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. в сумме затрат на их изготовление, приобретение, сооружение, а все виды оборотных средств – по фактической себестоимости [22].
По данным бухгалтерского учёта рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции. Под калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг) понимается расчет затрат, связанных с ее производством и реализацией, как по предприятию в целом, так и по видам продукции и на ее единицу.
Состав и содержание калькуляционных статей могут определяться типовыми методическими рекомендациями.
Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость [38, с.36].
Метод бухгалтерского учёта – это совокупность способов и приемов, обеспечивающих сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение экономически обобщенных и выраженных в стоимостной оценке объектов бухгалтерского учёта, (т.е. хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов и их результатов).
Элементы метода бухгалтерского учёта:
бухгалтерский баланс (или балансовое обобщение), счета бухгалтерского учёта,
двойная запись по счетам, документирование (или документация) хозяйственных операций, инвентаризация хозяйственных средств, оценка имущества организации,
калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) [18] [23].
Метод бухгалтерского учёта как функция управления представляет собой систему отражения фактических результатов хозяйственных процессов путем:
Эти основные последовательные стадии бухгалтерского учёта реализуются в его методиках, представляющих собой логически взаимосвязанных, направленных на решение конкретных задач способов и приемов.
Так, первая стадия бухгалтерского учёта, т.е. регистрация хозяйственных операций, осуществляется приемами документации и инвентаризации.
Вторая стадия бухгалтерского учёта, т.е. измерение стоимости объектов бухгалтерского учёта, осуществляется приемом денежной оценки стоимости и приемом калькулирования себестоимости продукции (изделия, работы, услуги).
Третий стадия бухгалтерского учёта, т.е. технология обработки учётной информации, осуществляется такими специальными приемами, как бухгалтерские счета и двойная запись по счетам.
И, наконец, четвертая стадия бухгалтерского учёта осуществляется такими обобщающими приемами, как бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности [29, с.88].
Для раскрытия содержания и взаимосвязи приемов целесообразно их рассмотрение производить в следующей последовательности: бухгалтерский баланс, счета бухгалтерского учёта, двойная запись, документация, учётные регистры, стоимостное измерение объектов бухгалтерского учёта, формы бухгалтерского учёта, его организация на предприятии или в учреждении, бухгалтерская (финансовая) отчетность [29].
Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчетности» определены основные задачи бухгалтерского учёта и отчетности:
1. Формирование полной
и достоверной информации о
хозяйственной деятельности
2. Обеспечение контроля
за сохранностью имущества
3. Выявление
4. Обеспечение внутренних
и внешних пользователей
5. Обеспечение финансовой устойчивости организации.
Из поставленных задач вытекают две функции бухгалтерского учёта: информационная и контрольная [17].
К ведению бухгалтерского учёта предъявляются следующие требования:
-достоверность, полнота и ясность отражаемой информации на основе первичной и сводной документации;