Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является изучение системы «Директ-костинг» как инструмента учета, планирования и контроля затрат в коммерческой организации.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
1) рассмотрение особенностей организации управленческого учета на предприятии;
2) изучение методических основ учета затрат и калькуляции себестоимости продукции;
3) разработка рекомендаций по совершенствованию управленческого учета на конкретном предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
1 особенности организации управленческого учета на предприятии
1.1 Сущность управленческого учета
1.2 Этапы организации управленческого учета на предприятии
1.3 Классификации затрат в условиях организации системы «Директ-костинг»
2 Методические основы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
2.1 Характеристика различных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг
2.2 Система учета полных затрат и система учета переменных затрат
2.3 Методы анализа себестоимости на предприятии
3 СовершенствованиЕ управленческого учета на предприятии ООО «Верес»
3.1 Организация учета затрат и результатов деятельности предприятия по системе «директ-костинг»
3.2 Анализ затрат в целях управления прибылью
3.3 Рекомендации
заключение
список использованных источников
приложение А
приложение Б
приложение В
приложение Г
приложение Д
приложение Е
приложение Ж
Прямые
условно-переменные расходы собираются
в бухгалтерском учете на счетах
20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные
производства". Косвенные условно-переменные
расходы предварительно накапливаются
на счете 25 "Общепроизводственные расходы",
а затем ежемесячно переносятся
на счета 20 "Основное производство"
и 23 "Вспомогательные производства"
Суммы
фактической себестоимости
производством и переданной на склад, относятся со счета 20 "Основное
производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция" или 90 "Продажи".
Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу", в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу".
При
этом данный вариант учета затрат
с применением системы «Директ-
Также
в ООО «Верес» для
Финансовая отчетность ООО «Верес» для целей управленческого учета также формируется в рамках системы «Директ-костинг». В Прил. А приведен Отчет о прибылях и убытках организации, сформированный в рамках данной системы.
Итак,
применение метода «Директ-костинг» в
учете затрат предприятия кардинально
меняет отечественную систему
Внедрение
системы «Директ-костинг» в ООО
«Верес» предоставило предприятию
широкие возможности для
Система «Директ-костинг» позволяет организации планировать, анализировать и контролировать затраты по системе «Директ-костинг».
Так, планирование затрат в ООО «Верес» осуществляется на основе анализа «Затраты – Объем – Прибыль». Об этом анализе уже упоминалось ранее в данной работе. В рамках системы «Директ-костинг» планируются лишь условно-переменные затраты, так как условно-постоянные считаются независимыми от объема производства. Планирование производится путем нахождения точки безубыточности, которую можно найти аналитически или графически. Приведем пример расчета точки безубыточности для одного из видов продукции (корпусной мебели) ООО «Верес» по приведенной ранее формуле:
Q* = 1500 / (9,2 – 7,75) = 1034,48 ед.
Таким образом, для того, чтобы получать прибыль, организации необходимо производить минимум 1035 единиц данного вида продукции. Аналогичный расчет производится и для остальных видов продукции. Соответственно, переменные затраты зависят от планируемого объема. Так, организация рассчитывает, что планируемые переменные затраты на данную продукцию составят 7,75 тыс. руб. Соответственно, в зависимости от планируемого объема, который должен быть больше, либо равен рассчитанному значению, планируются и совокупные переменные затраты, т.е. их минимальное значение составит 7,75 ´ 1035 = 8021,25 тыс. руб.
Также система «Директ-костинг» дает организации возможность планировать объемы деятельности с оптимизацией ассортимента выпускаемой продукции, т.е. позволяет провести анализ затрат с целью оценки результатов.
«Директ-костинг», разделяя затраты на постоянные и переменные, обеспечивает более корректный подход к проведению анализа, поскольку учитывает тот факт, что некоторые изделия, убыточные при анализе их по полной себестоимости, в действительности приносят предприятию положительный маржинальный доход, что выявляется при анализе с использованием данной системы.
Итак, рассмотрим анализ затрат с целью оценки результатов на ООО «Верес» по трем видам продукции: А – корпусная мебель, Б – мягкая мебель, В – мебельные фасады (табл. 3.4).
Итак, в табл. 3.4 исходными показателями являются следующие: цена продукции, постоянные и переменные издержки, фактический объем реализации.
Выручка рассчитывается как произведение количества реализованной продукции и цены за единицу продукции.
Валовая маржа рассчитана как разность между выручкой и переменными затратами.
Прибыль предприятия находится как разность между валовой маржой и постоянными затратами.
Сила воздействия операционного рычага представляет собой отношение валовой маржи к прибыли продукции.
Порог рентабельности
найден как отношение постоянных
затрат к валовой марже в
Запас финансовой прочности можно найти как разницу между выручкой и порогом рентабельности или как отношение выручки от реализации к силе операционного рычага.
Таблица 3.4 – Показатели порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности
Показатель |
Продукция А (корпусная мебель) |
Продукция Б (мягкая мебель) |
Продукция В (мебельные фасады) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Цена за единицу, тыс. руб. |
9,2 |
4 |
1,1 |
Объем реализации, шт. |
1200 |
3000 |
12000 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
11040,0 |
12000,0 |
13200,0 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
9300,0 |
10146,3 |
11069,6 |
Валовая маржа, тыс. руб. |
1740 |
1853,7 |
2130,2 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
1500 |
1500 |
1500 |
Прибыль, тыс. руб. |
240 |
353,7 |
630,2 |
Сила воздействия операционного рычага |
7,25 |
5,2 |
3,4 |
Валовая маржа в относительном выражении к выручке, % |
15,8 |
15,4 |
16,1 |
Порог рентабельности, тыс. руб. |
9493,7 |
9740,3 |
9316,8 |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. |
1546,3 |
2259,7 |
3883,2 |
Интерпретация результатов |
Предприятие прошло порог рентабельности, имеет прибыль и солидный запас финансовой прочности по данному виду продукции |
Предприятие прошло порог рентабельности, имеет прибыль и солидный запас финансовой прочности по данному виду продукции |
Предприятие прошло порог рентабельности, имеет прибыль и солидный запас финансовой прочности по данному виду продукции |
Из табл. 3.4 можно сделать ряд выводов. Так, каждый вид продукции приносит различную прибыль организации. Представим эти показатели в виде диаграммы (рис. 3.1).
Рис. 3.1 – Доля прибыли от отдельных видов продукции в ее общем объеме
Из диаграммы видно, что наибольшую прибыль приносит продукция В, несколько меньшую – продукция Б, наименьшую – продукция А.
В то же время порог рентабельности наиболее высок для продукции Б, несколько ниже для продукции А и наиболее низкий для продукции В.
Однако, запас финансовой прочности наиболее высокий для продукции В, несколько ниже для продукции Б, самый низкий для продукции А. Причем различия между уровнями порога рентабельности значительно ниже, чем разница между запасами финансовой прочности.
Что касается силы воздействия операционного рычага, то она наиболее высокая для продукции А, менее сильная для продукции Б и самая низкая для продукции В.
Таким образом, товар А, за который получили выручку в размере 11040 тыс. руб., уже достиг своего порога рентабельности и перешел его. Соответственно, товары Б и В также уже перешли свой порог рентабельности и предприятие при их производстве и реализации получает прибыль и имеет возможность полностью покрыть свои постоянные и переменные издержки.
Уже отмечалось, что товар В имеет наименьший порог рентабельности, следовательно затраты на его производство и реализацию окупаются быстрее. Соответственно, затраты на товар Б окупаются медленнее, чем на все другие рассматриваемые продукты.
Таким образом, производство товара В является наиболее привлекательным. Да и выручка, а также прибыль, получаемые от реализации данного товара выше, чем у других.
В то же время предприятию ООО
«Верес» нет необходимости
Таким образом, сложившаяся ситуация является достаточно оптимальной. А следовательно, управление организацией можно считать достаточно эффективным. Таким образом, данный анализ затрат позволяет планировать объем выпуска в соответствии с нахождением порога рентабельности и оценкой прибыли, а также рассматривать целесообразность выпуска той или иной продукции.
Возможно
также с помощью системы «
Подобный анализ характерен для ООО «Верес», так как предприятие может осуществлять как производственный, так и сборочные операции, закупая готовые элементы мебели на лесоперерабатывающих заводах. Система «директ-костинг» представляет возможность организации обоснованного выбора – покупать или производить самим. При принятии решения необходимо сравнить предлагаемую цену поставки комплектующих с переменными затратами на их производство (при условии, что высвобожденное оборудование не будет использоваться). В действительности оборудование может применяться для производства других, иногда даже более рентабельных изделий, сдаваться в аренду или использоваться иным выгодным образом, и эти возможности должны быть учтены при принятии окончательного решения.
Для себя же ООО «Верес» в результате проведения данного анализа решило, что выгоднее самим полностью производить свою продукцию, чем закупать ее у других поставщиков.
Важным достоинством системы «Директ-костинг»
является то, что ограничение себестоимости
лишь переменными расходами
При системе «Директ-костинг» также осуществляется оперативный контроль за постоянными расходами, так как в ООО «Верес» при контроле за себестоимостью используются стандартные затраты (т.е. «Директ-костинг» организуется в сочетании со «Стандарт-кост») или гибкие бюджеты. При применении «Стандарт-кост в системе «Директ-костинг» устанавливаются стандарты на постоянные затраты, а в основе гибких бюджетов лежит установление различного уровня постоянных затрат для разных уровней загрузки производственных мощностей. Система «Директ-костинг» позволяет принимать следующие управленческие решения: по оптимизации производственной программы по критерию максимума маржинального дохода; по вопросам ценообразован6ия на новую продукцию, которую по определённой цене продаёт конкурент; о выборе и замене оборудования; производить у себя или покупать на стороне тот или иной полуфабрикат; о целесообразности принятия дополнительного заказа и т.д.
Важнейшей частью системы контроля над затратами в рамках системы «Директ-костинг» является оценка деятельности подразделений, управляющих и организации в целом. Менеджеры производственных участков ООО «Верес» так же, как и руководители, ответственные за оказание услуг и продажу товаров, постоянно сравнивают, что произошло (фактические затраты), с тем, что должно было произойти (планируемые или нормативные затраты). Разница между фактическими и бюджетными (плановыми) затратами называется отклонением.
Для выполнения задач контроля и регулирования затрат организация оценивает отклонения в затратах за период (табл. 3.5).
По результатам данного
Таблица 3.5 – Анализ выполнения плана затрат за месяц, тыс. руб.
Статьи затрат |
План |
Факт |
Отклонение |
Переменные затраты:
Постоянные затраты:
|
149 52 82 7 8 66 35 15 5 11 |
165 58 90 7 10 64 33 15 5 11 |
16 6 8 0 2 -2 -2 0 0 0 |
Итого |
215 |
229 |
14 |
Основной принцип системы «
Таким образом, система «Директ-костинг»
обладает большими аналитическими возможностями,
позволяющими организации ООО «Верес»
регулировать, оценивать и контролировать
различные аспекты своей
Итак, мы рассмотрели достоинства и недостатки системы «Директ-костинг», особенности ее внедрения и те перспективы, которые она дает организации ООО «Верес».
В результате внедрения данной системы
ООО «Верес» получило возможность
проводить эффективную ценовую
и ассортиментную политику, проводить
различные виды анализа затрат, учитывать
их более простым и менее
Отказ
от распределения косвенных