Директ-костинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение системы «Директ-костинг» как инструмента учета, планирования и контроля затрат в коммерческой организации.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
1) рассмотрение особенностей организации управленческого учета на предприятии;
2) изучение методических основ учета затрат и калькуляции себестоимости продукции;
3) разработка рекомендаций по совершенствованию управленческого учета на конкретном предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 особенности организации управленческого учета на предприятии
1.1 Сущность управленческого учета
1.2 Этапы организации управленческого учета на предприятии
1.3 Классификации затрат в условиях организации системы «Директ-костинг»
2 Методические основы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
2.1 Характеристика различных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг
2.2 Система учета полных затрат и система учета переменных затрат
2.3 Методы анализа себестоимости на предприятии
3 СовершенствованиЕ управленческого учета на предприятии ООО «Верес»
3.1 Организация учета затрат и результатов деятельности предприятия по системе «директ-костинг»
3.2 Анализ затрат в целях управления прибылью
3.3 Рекомендации
заключение
список использованных источников
приложение А
приложение Б
приложение В
приложение Г
приложение Д
приложение Е
приложение Ж

Файлы: 1 файл

верес.docx

— 360.29 Кб (Скачать файл)

 

Учет затрат первоначально  ведется в первичных учетных  документах, затем заносится в  обобщающие формы бухгалтерской  и статистической отчетности.

В составе информации об учетной политики организации в  бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания  коммерческих расходов и управленческих расходов, то есть вариант их распределения  между незавершенным производством  и готовой продукцией, или вариант  ежемесячного списания на счет учета  продаж. Основной формой бухгалтерской  финансовой отчетности, в которой  отражаются затраты организации, является Форма № 2 «Отчет о прибылях и  убытках». Также затраты находят  отражение в бухгалтерском балансе  предприятия (Форма № 1), в «Приложении  к бухгалтерскому балансу» (Форма  № 5, отражаются расходы по обычным  видам деятельности в разрезе  элементов затрат), в разделе «II. Резервы» Отчета о движении капитала (отражаются расходы, равные величине отчислений в связи с образованием резервов в соответствии с правилами бухгалтерского учета).

Таким образом, учет затрат и калькулирование себестоимости является крайне важным для любого предприятия, так как позволяет осуществлять планирование и контроль затрат, прибыли и многих других показателей деятельности организации. При этом крайне важно выбрать для своего предприятия подходящий метод калькулирования, учитывая при этом особенности своей деятельности, отраслевую специфику и ряд других факторов.

2.2 Система учета полных  затрат и система учета переменных  затрат

 

Рассматривая тему данной работы «Система «Директ-костинг» как инструмент учета, планирования и контроля затрат в  коммерческой организации», необходимо разделить затраты на постоянные и переменные, причем при этом методе калькулирование себестоимости  ведется по переменным затратам, в  то же время существуют методы учета, предполагающие учет полных затрат.

Система учета полных затрат представляет собой  систему учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты  включаются в себестоимость продукции. Данная система основывается на классификации  затрат по способу отнесения на себестоимость, т.е. на прямые и косвенные. Прямые расходы  относятся на конкретный вид продукции  экономически обоснованным способом, в то время как общая сумма  косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально  выбранным коэффициентам распределения. Выбор коэффициентов распределения  зависит от отраслевых особенностей, размеров предприятия, его организационной  структуры, ассортимента выпускаемой  продукции и других факторов. Чем  большее количество затрат в структуре  расходов предприятия являются прямыми, тем более точной оказывается  величина себестоимости конкретных видов продукции.

В российской практике применение данной системы учета затрат довольно распространено. Данная система позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, вычислить рентабельность отдельных видов продукции. Система применяется также в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу «полные затраты плюс норма прибыли (процент рентабельности)», т.е. при так называемом затратном методе формировании цены.

Данная  система использует счета 20-29 Плана  счетов бухгалтерского учета. При этом на счетах с 20-29 учитываются затраты  по видам, а затем они собираются на счете 20 для формирования полной себестоимости. Некоторые проводки в рамках данной системы учета  приведены в табл. 2.4.

 

Таблица 2.4 – Проводки по учету  полных затрат

№ п/п

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Списание суммы стоимости материалов, отпущенных на нужды основного производства

20

10

2

Числящая задолженность организации  по оплате труда работников, непосредственно  связанных производством продукции

20

70

3

Сумма отчислений на социальное страхование  и обеспечение с сумм оплаты труда  работников, непосредственно занятых  производством продукции

20

69

4

Отражение задолженности организации  перед поставщиками и подрядчиками за потребленные топливо, сырье, расходуемые  на технологические и производственные нужды 

20

60

5

Включение в соответствующей доле в затраты на производство продукции  фактических затрат вспомогательных  производств, связанных с выполнением  ими подсобных работ для цехов  основного производства

20

23

6

Списание учтенной в отчетном периоде  суммы общепроизводственных затрат в состав затрат на Продолжение табл. 2.4


производство продукции

20

25

7

Включение в соответствующей доле в затраты на производство продукции  общехозяйственных затрат согласно учетной политике организации

20

26


Данная  система имеет ряд преимуществ  и недостатков.

К преимуществам системы относятся:

  • возможность определить себестоимость и рентабельность отдельных видов продукции;
  • применение в целях финансового учета и составления внешней отчетности;
  • возможность исчислить полную себестоимость готовой продукции, запасов готовой продукции на складе и незавершенного производства;
  • широта сферы применения;
  • возможность применения для расчета цены за единицу продукции.

Усложнение организационной структуры  предприятий, создание крупных предприятий  с развитой региональной структурой, что ярко прослеживается в нашей  стране в последние годы в связи  с постепенной стабилизацией  в экономике, значительно меняют структуру затрат в сторону увеличения доли косвенных затрат, что является причиной неоднозначного отнесения  затрат к одной группе, усложняет  механизм распределения косвенных  затрат по объектам затрат и выбор  экономически обоснованных коэффициентов  распределения.

К основным недостаткам системы можно  отнести следующие:

  • субъективность выбора коэффициента распределения; при сложной организационной структуре и большом ассортименте продукции существует вероятность выбора некорректной базы распределения, что искажает реальную величину себестоимости и ведет к установлению необоснованных цен;
  • неоднозначность отнесения затрат к одной группе;
  • невозможность применения для сравнительного анализа себестоимости однородных товаров, производимых разными предприятиями, т.е. можно сопоставлять полные себестоимости одинаковых товаров разных производителей, но невозможно провести качественный анализ структуры себестоимости, а именно, оценить влияние организационной структуры предприятия, доли постоянных затрат на величину себестоимости.

Данная  система наиболее эффективно применяется  на предприятиях малых и средних  размеров, а также на предприятиях, производящих один или несколько  видов продукции. На более крупных  предприятиях, а также на предприятиях со значительной номенклатурой выпускаемой  продукции эффективнее применять  данную систему в комбинации с  другими системами учета.

Рассмотрим  подробнее систему учета переменных затрат, т.е. систему «Директ-костинг».

Как уже отмечалось ранее, система  учета затрат «Директ-костинг» представляет собой систему учета затрат и  калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость  продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в  общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции. Основным понятием данной системы является понятие  маржинального дохода, который представляет собой доход, полученный предприятием после возмещения всех переменных затрат, т.е. разность межу выручкой и переменными  затратами на производство продукции.

Исторически маржинальный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда  исчерпала себя модель экстенсивного  развития производства и на ее смену  пришла новая модель — модель интенсивного развития. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения  стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и  накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.

Экономисты затрудняются утверждать, кто из ученых стоял у истоков  теоретического обоснования такой  классификации затрат. Еще в 1781 году Т.Е. Клинштейн в своей книге "Учение об альтернативах в учете" на примере  металлургического производства показал, как прямые затраты нужно относить на отдельные фазы (переделы): добывающее производство; угольное; переработка  шлаков; плавка; кузнечное производство. А накладные расходы, по его мнению, следовало списать прямо на счет результатов за период.

Следует иметь в виду, что появление  «Директ-костинга» имело и чисто бухгалтерскую причину. Счетные работники пришли к выводу, что все затраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые — переменных. Если этот подход правилен, то, естественно, в состав себестоимости можно и нужно включать только прямые затраты. Основным возражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценка незавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждого отчетного периода — завышенными.

Классификация затрат на переменные и постоянные – главный принцип операционного  анализа, который представляет собой  основной инструмент оперативного планирования на предприятии и служит поиску оптимальных  комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными  издержками, ценой и объемом продаж.

Операционный  анализ, называемый также анализом «Издержки – Объем – Прибыль», отслеживает зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта).

Анализ  «Издержки – Объем – Прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех основных этапах его денежного оборота.

Ключевыми моментами операционного анализа  служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности  предприятия. Операционный анализ –  неотъемлемая часть управленческого  учета. В отличие от внешнего финансового  анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия. Анализ позволяет  найти точку равновесия (точку  безубыточности, порог рентабельности), в которой суммарный объем  выручки равен суммарным затратам. Продажи ниже точки безубыточности влекут для предприятия убытки.

Существует два способа графического определения точки безубыточности. Первый из этих способов, показанный на рис. 2.3, основан на равенстве валовой  маржи и постоянных затрат при  достижении порогового значения выручки  от реализации.

 

Валовая


маржа

 

Постоянные

затраты

Порог рентабельности

В этой точке валовая маржа и  постоянные затраты равны

Затраты

Е

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 – Определение точки  безубыточности. Первый графический  способ

 

 

Второй способ определения точки  безубыточности, который показан  на (рис. 2.4), базируется на равенстве  выручки и суммарных затрат при  достижении точки безубыточности. Результатом  будет пороговое значение физического  объема производства.

На рис. 2.3 и 2.4 прямая постоянных затрат представляет собой горизонтальную линию, так как она не зависит  от выручки и объема выпускаемой  продукции. В то же время на рис. 2.3 валовая маржа прямопропорциональна выручке от реализации, что уже  упоминалось выше. Точка выручки  от реализации, соответствующая пересечению  валовой маржи и постоянных затрат и является порогом рентабельности. В то время сама точка пересечения (точка Е) является точкой безубыточности.

Выручка от реализации


Постоянные затраты

Физический объем реализации, шт.

Суммарные затраты

Пороговая выручка

Е

Пороговый объем реализации

Переменные затраты

Прибыль

Убытки


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 – Определение порога рентабельности. Второй графический  способ

 

На рис. 2.4 переменные затраты представлены прямой, имеющей  положительный наклон, так как  они зависят от выпуска продукции. Суммарные затраты представляют собой сумму постоянных и переменных затрат.

Прямая выручки  на рис. 2.4 строится из условия нахождения выручки в одной точке путем  умножения цены реализации продукции  на объем реализации соответственно для данной точки. Также учитываем, что прямая выручки проходит через  начало координат. Точка пересечения  выручки от реализации и суммарных  затрат и будет являться точкой безубыточности. Эта точка соответствует переходу предприятия от убыточного производства к прибыльному.

Таким образом, производить ниже порогового объема реализации предприятию невыгодно. Пройдя точку безубыточности, фирма  имеет дополнительную сумму валовой  маржи на каждую очередную единицу  товара. Естественно, наращивается и  масса прибыли. Данную величину также  можно определить аналитически по следующей  формуле:

Информация о работе Директ-костинг