Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является изучение системы «Директ-костинг» как инструмента учета, планирования и контроля затрат в коммерческой организации.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
1) рассмотрение особенностей организации управленческого учета на предприятии;
2) изучение методических основ учета затрат и калькуляции себестоимости продукции;
3) разработка рекомендаций по совершенствованию управленческого учета на конкретном предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
1 особенности организации управленческого учета на предприятии
1.1 Сущность управленческого учета
1.2 Этапы организации управленческого учета на предприятии
1.3 Классификации затрат в условиях организации системы «Директ-костинг»
2 Методические основы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
2.1 Характеристика различных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг
2.2 Система учета полных затрат и система учета переменных затрат
2.3 Методы анализа себестоимости на предприятии
3 СовершенствованиЕ управленческого учета на предприятии ООО «Верес»
3.1 Организация учета затрат и результатов деятельности предприятия по системе «директ-костинг»
3.2 Анализ затрат в целях управления прибылью
3.3 Рекомендации
заключение
список использованных источников
приложение А
приложение Б
приложение В
приложение Г
приложение Д
приложение Е
приложение Ж
Также достаточно трудно провести четкую грань между видом или группой продукции и заказом.
Поэтому представленные критерии разделения методов калькулирования на позаказный и попередельный нельзя признать однозначными и бесспорными. Данное обстоятельство признается многими авторами. В частности, в книге Хорнгрена и Фостера "Бухгалтерский учет: управленческий аспект" говорится о том, что "на практике нет строгого разграничения между позаказным и попередельным методами. Более того, можно встретить много гибридных методов".
Попередельный метод применятся в случае простого, то есть не делимого на отдельные составляющие, продукта, который в процессе производства проходит нескольких последовательных технологических этапов (переделов).
Позаказный метод используется
для калькулирования
В общем виде схема попередельного метода представлена на рис. 2.1.
На практике выделяют несколько вариантов попередельного метода:
Простой (одноступенчатый) попередельный метод применяется, в следующих случаях:
- на предприятиях (производствах, подразделениях) выпускается один вид продукта;
- отсутствуют или являются
стабильными межоперационные
Себестоимость единицы продукта в данном случае определяется делением совокупных затрат отчетного периода на количество произведенной продукции:
Сед. = Сзо / Q, (4)
где Сед. – себестоимость единицы продукта;
Сзо – совокупные затраты отчетного периода;
Q – количество произведенной продукции.
Достоинством данного метода является очевидная простота. Недостаток - ограниченная область применения.
Областью применения метода многоступенчатого попередельного калькулирования является производство продуктов с несколькими переделами с изменяющимися остатками незавершенной и готовой продукции.
Область применения метода
эквивалентных коэффициентов: предприятия,
производящие продукцию с близкими
конструктивными и
Таким образом, один из продуктов выбирают в качестве так называемого стандартного, себестоимость всех других продуктов определяют умножением себестоимости стандартного продукта на соответствующий коэффициент.
Метод исключения и метод распределения используются для калькулирования себестоимости продуктов в условиях комплексного производства.
Комплексным называют производство,
в ходе технологического процесса которого
на некоторой стадии (в так называемой
точке раздела) одновременно получаются
два и более продукта. Проблема
калькулирования продуктов
При методе исключения один из продуктов выбирается в качестве главного, остальные признаются побочными. Производится калькулирование только главного продукта следующим образом.
Из величины затрат комплексного производства вычитается стоимость побочных продуктов. Полученная разница делится на количество полученного главного продукта. Для оценки стоимости побочных продуктов используется фактическая выручка, полученная от их реализации, или рыночная стоимость (возможная стоимость реализации). Таким образом, формула расчета себестоимости выглядит следующим образом:
Сед.г. = (Зкп - Спп) / Qгп, (5)
где Сед.г. – себестоимость единицы главного продукта;
Зкп – затраты комплексного производства;
Спп – стоимость побочных продуктов);
Qгп – количество главного продукта.
При методе распределения продукты не делят на главные и побочные. Все получаемые продукты признаются сопутствующими (или совместными). Соответственно, калькулируется себестоимость всех получаемых продуктов. При этом производится распределение затрат комплексного производства между продуктами. Принципиально распределение можно вести следующим образом на основе:
1. Натуральных показателей. Как правило, такими показателями являются вес или объем получаемых продуктов. Однако подобное распределение в большинстве случаев приводит к неадекватному завышению рентабельности одних продуктов и занижению рентабельности других.
2. Стоимостных показателей. Данный способ распределения представляется более обоснованным. В этом случае затраты комплексного производства распределяются между продуктами пропорционально стоимостной доле каждого продукта в общей стоимости всех полученных продуктов.
Формула расчета себестоимости продуктов на основе стоимостных показателей выглядит следующим образом:
Сепi = (Зкп ´ Спi / SСтi) / Qпi, (6)
где Сепi – себестоимость единицы продукта i;
Зкп – затраты комплексного производства;
Спi – рыночная себестоимость продукта i;
SСтi – сумма стоимостей всех полученных продуктов;
Qпi – количество продуктов i.
Также выделяют бесполуфабрикатный вариант попередельного метода и полуфабрикатный вариант.
Бесполуфабрикатный вариант применяется в случаях, когда реализуется полностью готовый, то есть прошедший все технологические переделы, продукт.
Полуфабрикатный вариант применяется в случаях, когда имеет место реализация продуктов, не прошедших все технологические переделы.
Рассмотрим позаказный метод.
Как было отмечено выше областью применения позаказного метода являются случаи сложных продуктов (заказов), когда наблюдается эффект суммирования, то есть в заказ (как сложный продукт) входят два и более простых продукта.
В общем виде схема данного метода представлена на рис. 2.2.
Для иллюстрации позаказного метода рассмотрим пример.
Пусть в качестве заказа
выступает сборочная единица, состоящая
из трех видов комплектующих - деталей
1, 2, 3. Чтобы заказ состоялся, кроме
комплектующих деталей
Себестоимость заказов будет складываться из:
- себестоимости входящих в заказ деталей;
- затрат на осуществление двух технологических операций;
- начисленных на данный
заказ косвенных
- прямых коммерческих затрат, связанных со сбытом данного заказа.
Примем, что согласно применяемой
на предприятии учетной политике,
косвенные общехозяйственные
Тогда в схематичном виде себестоимость заказа будет выглядеть следующим образом (табл. 2.2).
Таким образом, учетные записи при позаказном методе показывают материальные, трудовые и накладные расходы, а также распределение накладных расходов, производимое на требуемом уровне детализации, но этот процесс всегда будет ограничиваться конкретным заказом.
Преимущества показазного метода калькулирования и учета в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболее эффективные. Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между оценочными и фактическими данными, а также делает достаточно точное распределение накладных расходов между заказами.
К недостаткам позаказного
метода следует отнести то, что
он обычно требует достаточно большого
уровня детализации и, следовательно,
большей счетной работы, в то время
как стоимость получения точных
данных по заказам может не компенсироваться
низкой прибылью. Сопоставление между
различными заказами может оказаться
бесполезным, если оно делается в
период между выполнением заказов
и для меняющегося количества
продукции, производимой по различным
заказам. Использование нормативных
затрат может частично снизить влияние
этого недостатка, однако при этом
увеличивается стоимость
Таблица 2.2 – Калькулирование себестоимости заказа (на условном предприятии)
Калькуляционная ведомость заказа | |||
Затраты на комплектующие | |||
Составные части |
Себестоимость единицы |
Количество единиц |
Всего |
Деталь 1 Деталь 2 Деталь 3 |
234 112 3303 |
4 1 2 |
936 112 6606 |
Всего |
3649 |
7 |
7654 |
Затраты на обработку | |||
Операция |
Статья затрат |
Величина затрат |
Всего |
Операция 1 Операция 2 |
Оплата труда Оплата труда Энергоресурсы |
600 600 1,04 |
1800 600 104 |
Всего |
- |
1504 | |
Накладные расходы | |||
Статья |
Величина затрат | ||
Косвенные общепроизводственные затраты Коммерческие затраты |
850 620 | ||
Всего |
1470 |
Учет затрат в соответствии с Планом счетов ведется с использованием следующих счетов:
В целях управленческого
учета в разделе 3 Плана счетов
предприятие ООО «Верес»
Типовые проводки с использованием данных счетов приведен в табл. 2.3.
При этом на счете 30 ведут субсчета по видам и направлениям материальных затрат. На счете 31 ведут субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда. На счете 32 ведут субсчета по видам отчислений на социальные нужды.
Учет затрат первоначально ведется в первичных учетных документах, затем заносится в обобщающие формы бухгалтерской и статистической отчетности.
Таблица 2.3 – Схема
учетных записей с
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
1. Отражена стоимость |
30 |
10, 16, 60 |
2. Отражены: - суммы начисленной заработной
платы, включая любые формы
премирования и любые иные
формы оплаты труда персонала
организации, в том числе - различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 59 «Расчеты по социальному страхованию»; - начисления в резервы |
31
31
31 |
70
70
96 |
3. Отражены суммы, начисленные: - по единому социальному налогу;
- по страховым взносам в ФСС России и др. |
32 32 |
68 69 |
4. Отражены расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации |
33 |
02, 04 или 05 |
5. Отражены расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам |
34 |
60, 76, 71, 79 и др. |
6. Произведено ежемесячное |
37 |
30, 31, 32, 33, 34 |
7. Отражено распределение общих
затрат по калькуляционным |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
37 |