Директ-костинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение системы «Директ-костинг» как инструмента учета, планирования и контроля затрат в коммерческой организации.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
1) рассмотрение особенностей организации управленческого учета на предприятии;
2) изучение методических основ учета затрат и калькуляции себестоимости продукции;
3) разработка рекомендаций по совершенствованию управленческого учета на конкретном предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 особенности организации управленческого учета на предприятии
1.1 Сущность управленческого учета
1.2 Этапы организации управленческого учета на предприятии
1.3 Классификации затрат в условиях организации системы «Директ-костинг»
2 Методические основы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
2.1 Характеристика различных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг
2.2 Система учета полных затрат и система учета переменных затрат
2.3 Методы анализа себестоимости на предприятии
3 СовершенствованиЕ управленческого учета на предприятии ООО «Верес»
3.1 Организация учета затрат и результатов деятельности предприятия по системе «директ-костинг»
3.2 Анализ затрат в целях управления прибылью
3.3 Рекомендации
заключение
список использованных источников
приложение А
приложение Б
приложение В
приложение Г
приложение Д
приложение Е
приложение Ж

Файлы: 1 файл

верес.docx

— 360.29 Кб (Скачать файл)

 

Q* = F / (p - v), (7)

 

где Q* - точка безубыточности;

F – сумма постоянных затрат;

p – цена единицы продукции;

v – переменные затраты на единицу продукции.

В то же время применение операционного  анализа имеет ряд ограничений, таких как:

  • предприятие должно либо производить один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции;
  • размер постоянных затрат и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение времени осуществления анализа;
  • должна существовать возможность классификации затрат на переменные и постоянные по единому критерию;
  • в идеальном случае объем производства должен быть равен объему продаж.

Отметим, что с помощью системы «Директ-костинг» происходит сближение целей бухгалтерского (финансового) и производственного (управленческого) учета, поскольку  этот способ широко используется в  экономическом анализе хозяйственной  деятельности предприятий.

Система «Директ-костинг» имеет свои преимущества, а также и некоторые недостатки, которые можно представить в  виде таблицы (табл. 2.5)

При применении метода переменных затрат необходимо помнить, что он предназначен главным образом для расчета  минимальной цены единицы продукции. Если же использовать этот метод для  проведения политики сниженных цен (т.е. не для дозагрузки производственных мощностей, а для достижения привилегированного положения на рынке), то в случае демпинга (политики сниженных цен) возникнет  вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет  в зону убытков.

В российской практике указанная классификация  затрат для целей проведения операционного  анализа не слишком распространена.

В то время система «Директ-костинг» широко распространена во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование "учет частичных затрат" или "учет суммы покрытия", в Великобритании его называют "учетом маржинальных затрат", во Франции — "маржинальная бухгалтерия" или "маржинальный учет".

Вообще, следует отметить, что общепринятого  мнения о методе «Директ-костинг» пока еще не сложилось: одни ученые считают, что это - только учетный прием, один из способов учета затрат; другие рассматривают  его как универсальную систему  управления предприятием. «Директ-костинг», на самом деле, позволяет провести группировку затрат в соответствии с составляющими экономической  деятельности предприятия и измерить влияние этих составляющих, становясь  благодаря этому свойству одним  из важнейших орудий хозяйственной  политики предприятия.

Таблица 2.5 - Преимущества и недостатки системы «Директ-костинг»

Преимущества

Недостатки

-позволяет избежать сложных  расчетов по распределению постоянных  затрат между различными видами  продукции;

-позволяет установить взаимосвязи  между объемом производства, величиной  затрат и прибылью;

-позволяет определить точку  безубыточности, т.е. минимального  объема производства, при котором  предприятие не получит убытка;

- дает возможность применения более гибкой системы ценообразования и установления нижней цены продукции, что особенно эффективно при неполной загрузке производственных мощностей и уменьшает затоваривание продукции на складе;

- позволяет списать все постоянные  затраты в текущем отчетном  периоде и, как следствие, уменьшает  налог на прибыль в отчетном  периоде за счет уменьшения  величины прибыли от реализации  на сумму постоянных затрат  по сравнению с традиционным  способом группировки и списания  затрат по мере реализации  продукции;

- дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, что позволяет планировать цены и скидки на определенный объем продаж.

-трудности в разделении затрат  на постоянные и переменные. Значительная  часть смешанных расходов может  быть квалифицирована по разному,  например в зависимости от  применяемого метода деления  затрат на постоянные и переменные, а это будет сказываться на  результатах.

- необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия;

- наличие некоторых трудностей  при формировании внешней отчетности.


 

В соответствии с законодательством  РФ способ «Директ-костинг» может применяться  в РФ с 01.01.96 г.

В то же время налоговое законодательство РФ в некоторых своих положениях пока препятствует применению метода «Директ-костинг» для принятия решений  по ценам на свои товары, работы, услуги. Так, если предприятие в целях  выхода на новые рынки, или в целях  увеличения объемов продаж, или в  иных целях устанавливает цены на уровне «усеченной себестоимости» плюс небольшой доход, т.е. при установлении цены исходит только из переменных затрат на изделие, у него могут возникнуть проблемы с налоговыми органами. Ведь в Налоговом кодекса РФ (статья 40) говорится о том, что при определении рыночной цены может использоваться затратный метод, при котором рыночная цена товаров определяется как сумма произведенных затрат и наценок. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство товаров (а вовсе не переменные затраты). Если же предприятие допускает колебания (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного времени, то налоговые органы вправе проконтролировать правильность применения предприятием цен (Налоговый кодекс РФ, ст. 40, п. 2.4). И если по результатам такого контроля будет обнаружено, что предприятие по каким-то сделкам «занизило» цены, то налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен. Получается, что налоговые органы как бы обязывают предприятие в некоторых случаях применять метод полной себестоимости для определения цен на продукцию.

Таким образом, «Директ-костинг» - система  управленческого учета, базирующаяся на категории переменных затрат. Эта  система не лишена недостатков, но имеет  и некоторые преимущества по сравнению  с системой полного учета и  распределения затрат. Выбор одной  из рассмотренных выше систем зависит  прежде всего от практической пользы применения той или иной системы  на конкретном предприятии.

 

2.3 Методы анализа себестоимости  на предприятии

 

Анализ себестоимости продукции  имеет немаловажное значение, так  как при снижении себестоимости  продукции, как правило, увеличивается  прибыль организации.

При анализе себестоимости продукции  дается общая оценка выполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы  организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования  оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья  и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и  непроизводственных расходов.

Основными задачами анализа себестоимости  являются:

  • своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве;
  • содействие выявлению имеющихся в производстве резервов.

Анализ себестоимости продукции, как правило, включает в себя следующие  этапы:

    • анализ сравниваемой товарной продукции;
    • анализ затрат на рубль товарной продукции;
    • анализ затрат на сырье и материалы в составе себестоимости продукции;
    • анализ заработной платы производственных рабочих в составе себестоимости продукции;
    • анализ косвенных затрат;
    • анализ себестоимости изделий.

Таким образом, в целом можно  выделить, что анализ разбивается  на этапы, соответствующие статьям  калькулирования себестоимости.

При этом для анализа себестоимости  могут использоваться различные  методы экономического, статистического  и общего анализа. Все эти методы представлены в виде рисунка (рис. 2.5).

Итак, рассмотрим методы экономического анализа, применяемые в анализе  себестоимости.

Индексный метод заключается в  расчете обобщающих относительных  показателей сравнения двух совокупностей, состоящих из элементов, непосредственно  не поддающихся суммированию.

Метод цепных подстановок позволяет  определить влияние отдельных факторов на результат путем последовательной замены их базисных значений на фактические.

Интегральный метод и метод  логарифмирования предполагают использование  соответствующих математических приемов  для анализа себестоимости.

Факторный метод анализа позволяет  установить и проанализировать связь  между различными явлениями.

Эвристический метод анализа основывается на опыте и интуиции исследователя.

Методы анализа

Экономические:

- индексный;

- метод цепных подстановок;

- интегральный;

- факторный;

- эвристический;

- относительных разниц;

- логарифмирования и др.

 

Статистические:

- сплошное и выборочное наблюдение;

- сравнение данных;

- сводка и группировка данных;

- расчет абсолютных и относительных  величин;

- расчет средних величин и  др.

Общие:

- диалектический;

- типологический

Рисунок 2.5 – Классификация методов  анализа затрат

 

Метод относительных разниц также  позволяет определить влияние различных  факторов на анализируемую величину.

Рассмотрим  статистические методы.

Метод сплошного  и выборочного наблюдения предполагает исследование и обработку соответственно всей совокупности имеющихся данных и ее выборочные части.

Метод сравнения  данных позволяет дать характеристику явления через другие однородные явления.

Метод сводки и группировки данных представляет собой способы обработки имеющейся  информации.

Расчет  абсолютных, средних и относительных  величин проводится с целью оценки явления по рассчитанным значениям.

Диалектический  метод предполагает изучение явлений  в единстве анализа и синтеза, во взаимосвязи и развитии, в выявлении  противоречий хозяйственной жизни  и способов их преодоления.

Типологический  метод основан на создании различных  групп явлении в зависимости  от их типологии.

Важным средством управления формированием  затрат на производство является нормативный  метод, представляющий собой совокупность способов и приемов учета и  контроля ха выполнением заданий  по снижению себестоимости продукции. Рассмотрим его подробнее.

Этот метод предусматривает  создание системы действующих прогрессивных  норм и нормативов и на ее основе калькуляции нормативной себестоимости, выявление и учет затрат, связанных  с отклонениями от действующих норм и нормативов, исчисление фактической  себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительного составления  калькуляций нормативной себестоимости  продукции.

Основой нормативного метода учета  является нормативная база,

представляющая собой  комплекс прогрессивных научно обоснованных трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования  при разработке перспективных и  текущих планов, а также при  организации подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях  планирования.

Нормы затрат разрабатываются на каждый вид  полуфабрикатов, узлов, деталей, продукции (работ) в условиях достигнутого в  организации уровня технологии и  организации производства и труда  и служат для непосредственного  отпуска материальных ресурсов на производственные нужды и расчета заработной платы.

Анализ  себестоимости продукции начинается, как правило, с оценки выполнения плана по затратам на 1 рубль товарной продукции, а затем анализируется  себестоимость выпущенной продукции  и себестоимость единицы важнейших  изделий.

Основным  обобщающим показателем, характеризующим  себестоимость и уровень рентабельности продукции, являются затраты на 1 рубль производимой продукции, так как именно этот показатель обеспечивает увязку плана и отчета по себестоимости продукции с прибылью, но самое главное – позволяет устанавливать динамику снижения себестоимости продукции за несколько лет.

Под предельным уровнем затрат понимается максимально допустимая величина затрат, предусмотренная исходя из планируемых  номенклатуры, ассортимента и качества выпускаемой продукции, превышение которой не допускается как по абсолютной величине расходов на каждый вид продукции, так и в пропорциях (структуре), не соответствующих предусмотренным  планом, при ее выпуске. Предельный уровень затрат определяется как  отношение плановой себестоимости  выпускаемой продукции, намеченной к выпуску в планируемом периоде, к стоимости этой продукции в  отпускных ценах организации, а  лимит (предельный уровень) материальных затрат – как отношение плановой величины материальных затрат, предусматриваемых  в составе планируемой себестоимости, к стоимости выпускаемой продукции.

Анализ затрат на 1 рубль выпускаемой  продукции имеет целью выявить  и оценить резервы снижения производственных затрат и успешное выполнение установленного задания по предельному уровню затрат и лимиту материальных затрат.

Затраты на рубль товарной продукции  определяется отношением полной себестоимости  продукции к стоимости той  же продукции в оптовых ценах.

Величина себестоимости выпускаемой  продукции планируется в организациях по калькуляционным статьям затрат. При анализе себестоимости выпускаемой  продукции проверяется выполнение плана по затратам в целом, выявляются причины полученной экономии или  допущенного перерасхода по каждой статье произведенных расходов в  целях установления резервов дальнейшего  снижения себестоимости продукции.

Информация о работе Директ-костинг