Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:13, реферат
Учет возник вместе с человеческой цивилизацией около 6,0 тыс. лет тому назад, его развитию способствовали требования хозяйственной жизни, сам же он, в свою очередь, стимулировал развитие математики и письменности. Первые следы развитых систем учета были найдены в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил.
В Древнем Египте на папирусных свитках регистрировали факты хозяйственной жизни, проводилась инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба, зерна. Среди сохранившихся документов встречаются наряды на выполнение работ, ведомости расходов на оплату труда. При учете материальных ценностей раздельно группировались приходные и расходные документы, выводился остаток.
- капитальные вложения представляют собой затраты на объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств и нематериальных активов (на строительство, монтажные работы, приобретение основных средств и нематериальных активов и прочие капитальные работы).
Вторая группа - оборотные активы, состоящие из:
-производственных запасов, включающих в себя материалы, животных на выращивании и откорме, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, НДС по приобретенным ценностям. Их особенностью является однократное участие в процессе производства, полный перенос своей стоимости на выпускаемую продукцию, изменение натурально – вещественной формы в течение одного производственного цикла;
- затрат на производство –затраты, связанные с производством продукции основного и вспомогательного производства, а также, связанные с обслуживанием и управлением организацией, в т.ч. незавершенное производство и брак в производстве;
- готовой продукции и товаров – готовая продукция собственного производства, покупные товары, торговая наценка, расходы, связанные с реализацией продукции, товары отгруженные;
- денежных средств – это денежная наличность в российской и иностранной валюте, находящаяся в кассе, на расчетных, валютных и других банковских счетах на территории РФ и за ее пределами;
- финансовых вложений предприятия, представляющих собой инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других юридических лиц, а также займы, предоставленные юридическим и физическим лицам;
- средств в расчетах или дебиторской задолженности - это долги юридических или физических лиц перед организацией.
Источники формирования имущества также делятся на две основные группы:
Первая группа - собственные источники:
-уставной капитал, необходимый для начала хозяйственной деятельности организации, образуется за счет средств бюджета, вкладов учредителей или эмиссии (выпуска и реализации) акций;
нераспределенная прибыль организации, полученная в результате хозяйственной деятельности организации и остающаяся в ее распоряжении после уплаты всех налогов и текущих расходов;
добавочный капитал, образующийся в результате переоценки основных средств или получение эмиссионного дохода;
целевые финансовые поступления. К ним относятся средства, полученные из бюджета, внебюджетных фондов юридических и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения, и неподлежащие возврату.
Вторая группа - заемные (привлеченные) средства:
Краткосрочные и долгосрочные займы, включающие в себя ссуды и кредиты банков и других организаций, а также средства, полученные под выпуск ценных бумаг;
кредиторская задолженность, представляющая собой долги организации перед поставщиками за полученные, но еще не оплаченные материальные ценности; перед покупателями за оплаченный, но ещё не отгруженный товар; перед своими работниками за начисленную, но еще не выплаченную зарплату; перед бюджетом по начисленным, но еще не перечисленным налогам; и т.п.
МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА -
Это совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается наличие и движение имущества и источников его образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые называются элементами метода бухгалтерского учета.
1. Документация хозяйственных
Основаниями для записи в регистрах бух учета являются документы, фиксирующие факт свершения хозяйственной операции, которые являются письменным свидетельством о совершении хозяйственной операции или праве на ее совершение. Она также служит целям контроля, позволяя проводить документарные проверки и обеспечивать сохранность имущества.
2. Оценка хозяйственных средств.
С ее помощью хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка имущества, источников его формирования и обязательств организации в бухгалтерском учете осуществляется в денежном выражении в валюте РФ (руб., коп). Методы оценки устанавливаются законодательством РФ.
3. Инвентаризация, которая заключается в сверке фактического наличия к оприходованному количеству имущества и денежных обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и сохранности имущества, принадлежащего организации.
Количество инвентаризаций и сроки их проведения устанавливаются самой организацией, кроме тех случаев, когда она обязательна (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при установлении факторов хищения или недостачи материальных ценностей, в случае стихийного бедствия, и, наконец, в случае ликвидации или реорганизации предприятия).
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия с данными бухгалтерского учета регулируются следующим образом:
- материальные ценности,
оказавшиеся в излишке,
- убыль ценностей в
пределах установленных норм
убыли списывается по
- недостача ценностей
сверх установленных норм
4. Калькуляция себестоимости выпускаемой продукции, т.е. расчёт затрат, связанных с производством и реализацией продукции, приобретением или созданием (строительством) какого-либо имущества. Правильно составленная калькуляция позволяет оценить все реальные затраты и избежать излишних расходов. Так, например, себестоимость продукции калькулируют как по всей организации в целом, так и по отдельным видам продукции, в том числе на единицу продукции. Калькуляция себестоимости составляется по отдельным статьям затрат.
5. Система счетов бух. учета – позволяет осуществить экономическую группировку объектов учета и получить показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью. С помощью счетов можно получать обобщенные характеристики объектов учета. Отражение хозяйственных операций на счетах осуществляется с помощью двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении хозяйственных операций одновременно на двух счетах.
6. Балансовое обобщение, позволяющее осуществлять контроль за всей совокупностью объектов путем сопоставления имущества и источников его формирования. Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В левой части, которая называется активом (А), учитывается имущество, находящееся в собственности предприятия, по его видам. В правой части, которая называется пассивом (П), отражаются источники формирования имущества. Итог (валюта) актива и пассива баланса равна между собой. Баланс является методом контроля правильности ведения бухгалтерского учета в организации.
7. Бухгалтерская отчетность – это единая система информации о финансовом положении организации на определенную дату. К отчетности предъявляется ряд требований: достоверность, целостность, сопоставимость, последовательность, порядок оформления.
Метод ведения бухгалтерского учёта в организации, а также отдельные его элементы регламентируются положениями по ведению бухгалтерского учёта (ПБУ), а также Федеральным законом № 129 от 21.11.96 г. и № 123 от 23.07.98 г. «О бухгалтерском учете».
это элемент метода, представляющий собой способ текущего отражения, экономической группировки и оперативного контроля за имуществом, источниками его формирования и хозяйственными операциями. На каждый вид имущества и источников открывается отдельный счет.
Открыть счет – это значит дать ему наименование по виду объекта учёта и записать (если оно есть) сальдо (остаток) на начало отчетного периода.
Перечень счетов, используемых
в бухгалтерском учете
Графически счет представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей: левой, которая называется дебет и правой – кредит.
В соответствии с делением бух. баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета.
Активные счета предназначены для учета имущества, находящиеся в собственности организации по его составу и размещению (счет 01 – «Основные средства», 04 – «Нематериальные активы» и т.д.).
Пассивные счета предназначены для учета источников формирования имущества и обязательств организации по их целевому назначению (счет 68 – «Расчеты по налогам и сборам», 70 – «Расчеты с персоналом по оплате труда», 80 – «Уставной капитал», 83 – «Добавочный капитал» и т.п.).
Кроме этих 2-х групп, в бухгалтерском учете выделяются:
Активно – пассивные счета, которые в зависимости от учитываемого объекта и записи остатка по дебету и кредиту могут принимать как активный, так и пассивный характер, на них одновременно учитывается как имущество предприятия в виде дебиторской задолженности, так и источники его образования в виде кредиторской задолженности. К активно – пассивным счетам относятся: счет 60 – «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 62 – «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 71 – «Расчеты с подотчетными лицами» и т.п.
Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее распоряжении. Отражение в балансе остатка по этим счетам не производится. Учет на них ведется не двойной, а простой записью.
Хотя все счета имеют
Активные счета:
Д-т |
К-т |
Сальдо начальное показывает остаток имущества на начало отчетного периода. |
|
По дебету отражаются хозяйственные операции, вызывающие увеличение данного вида имущества в отчетном периоде. (операции, связанные с его поступлением) |
По кредиту отражаются операции, вызывающие уменьшение имущества в отчетном периоде |
Дебетовый оборот – это сумма всех хозяйственных операций по дебету за отчетный период (без учета Сд н) |
Кредитовый оборот – это сумма всех операций по кредиту за отчетный период. |
Сальдо конечное показывает наличие имущества на конец отчетного периода Сд к = Сд н + об Д-ту – об К-ту |
Пассивные счета:
Д-т |
К-т |
Сальдо начальное показывает остаток учитываемого на счете источника на начало отчетного периода. | |
По дебету отражаются операции, связанные с уменьшением источника в отчетном периоде. |
По кредиту отражаются операции, связанные с его увеличением в отчетном периоде. |
Дебетовый оборот |
Кредитовый оборот |
Сальдо конечное показывает остаток источника формирования имущества на конец отчетного периода Сд к = Сд н + об К-ту - об Д-ту |
Сальдо всегда записывается по основной стороне счета: у активных счетов – по дебиту, а у пассивных – по кредиту.
У активных счетов не может получиться остатка на конец отчетного периода со знаком «-». Минимальная величина остатка – 0. У пассивных счетов может получиться отрицательный остаток, который пишется по основной (кредитовой) стороне счета, но красным цветом.
Активно-пассивные счета:
Д-т |
К-т |
Сд н – величина дебиторской задолженности на начало отчетного периода |
Сд н – величина кредиторской задолженности на начало отчетного периода |
По дебету отражаются хозяйственные операции, связанные с увеличением дебиторской задолженности и уменьшением кредиторской в отчетном периоде |
По кредиту отражаются хозяйственные операции, связанные с увеличением кредиторской задолженности и уменьшением дебиторской в отчетном периоде |
Об-т Д-ту |
Об-т К-ту |
Сд к – величина дебиторской задолженности на конец отчетного периода |
Сд к – величина кредиторской задолженности на конец отчетного периода |