Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:13, реферат
Учет возник вместе с человеческой цивилизацией около 6,0 тыс. лет тому назад, его развитию способствовали требования хозяйственной жизни, сам же он, в свою очередь, стимулировал развитие математики и письменности. Первые следы развитых систем учета были найдены в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил.
В Древнем Египте на папирусных свитках регистрировали факты хозяйственной жизни, проводилась инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба, зерна. Среди сохранившихся документов встречаются наряды на выполнение работ, ведомости расходов на оплату труда. При учете материальных ценностей раздельно группировались приходные и расходные документы, выводился остаток.
По данным баланса осуществляется контроль за наличием и структурой имущества и источников его формирования, а также анализ финансового состояния и платежеспособности предприятия.
В зависимости от содержания различают сальдовый баланс, характеризующий имущество предприятия и источники его формирования на определенную дату, составляется путем подсчета остатков (сальдо) по счетам и оборотный баланс, который помимо остатков по счетам содержит данные о дебетовых и кредитовых оборотах за отчетный период.
По способу очистки статей баланса различают баланс-брутто, включающий в себя показатели по регулирующим статьям и баланс-нетто, очищенный от регулирующих статей.
Все хозяйственны. операции организации по своему влиянию на стороны и валюту баланса делятся на четыре типа:
Первый тип. Вызывают изменения только в активе баланса, при этом одна статья его увеличивается, а другая уменьшается, т.е. видоизменяется состав имущества без изменения общей его стоимости. Итог баланса при этом не меняется. К этому типу относятся все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства, выпуска готовой продукции, её отгрузки, оплате приобретаемых материальных ценностей, получении денег с расчетного счета в кассу и, наоборот, сдача их на расчетный счет из кассы и т.п.
Их можно представить в виде уравнения: А + х – х = П,
где А – актив; П – пассив; х – изменение средств под влиянием хозяйственной операции.
Второй тип. Вызывают изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, а другая уменьшается, т.е. видоизменяется соотношение источников формирования имущества предприятия. Итог баланса при этом не меняется. К этому типу относятся операции, связанные с начислением различных выплат за счет чистой прибыли предприятия, удержаниями из зарплаты работников предприятия и др. Выражаются уравнением: А = П + х – х.
Третий тип. Вызывают изменения, как в активе, так и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения их статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции. К этому типу относятся операции по начислению амортизации, зарплаты и ЕСН, включаемых в состав себестоимости продукции, поступление авансовых платежей от заказчиков и некоторые другие. Выражаются уравнением: А + х = П +х.
Четвертый тип. Вызывают изменение одновременно и в активе и в пассиве баланса в сторону уменьшения их статей. Итог баланса уменьшается на сумму хозяйственной операции этого типа. Сюда относятся операции, связанные с оплатой всех видов кредиторских задолженностей, например, перечисление налогов в бюджет, выплата зарплаты, перечисление денежных средств поставщику за уже полученную продукцию и т.д. Выражаются уравнением: А – х = П – х.
Способы исправления ошибок в учетных регистрах.
1. Корректурный.
Используется в случаях, если ошибка не затрагивает корреспонденции счетов, или когда она быстро обнаружена и не отражена в итоговых учетных записях. Ошибка зачеркивается тонкой линией так, чтобы можно было прочесть ошибочный текст. Над ошибкой надписывается правильный текст или сумма. Исправление подтверждается подписями и оговоркой «исправленному верить».
2. Способ дополнительной проводки.
Применяется в случаях, когда корреспонденция счетов определена верно, но занижена сумма хозяйственной операции. На недостающую сумму делается такая же дополнительная проводка.
Пример:
С расчетного счета в кассу получено наличными 15000 руб.
Д-т 50 К-т 51 - 15000 =
Сделана неверная запись: Д-т 50 К–т 51 - 10000 =
Исправление (делается дополнительная запись): Д-т 50 К–т 51 - 5000 =
3. Способ «красного сторно». Применяется тогда, когда:
а) неверно определена корреспонденция счетов. Ошибочная запись повторяется, но красным цветом и затем записывается верная корреспонденция обычным цветом. При подсчете итогов сумма, записанная красным цветом, вычитается из общего итога.
Пример:
Правильная запись: Д-т 50 К-т 51 – 15000 =
Ошибочная запись: Д-т 51 К-т 50 – 15000 =
Исправление: Д-т 51 К-т 50 – 15000 =
Д-т 50 К-т 51 – 15000 =
б) также этот способ применяется,
когда корреспонденция
Пример:
Правильная запись: Д-т 50 К-т 51 – 15000=
Ошибочная запись: Д-т 50 К-т 51 – 20000 =
Исправление: Д-т 50 К-т 51 – 5000=
РЕГИСТРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, обязательно накапливается и систематизируется. Учетная информация регистрируется или вручную или с использованием средств автоматизации. С этой целью применяются учетные регистры – таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций. Содержание документов в них группируется по однородным признакам в разрезе установленных показателей учета.
Формы регистров бух. учета разрабатываются и рекомендуются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также организациями при соблюдении ими общих методических принципов бух. учета.
Хозяйственные операции отражаются в
регистрах бухгалтерского учета
в хронологической
Регистры бух. учета могут вестись в специальных разграфленных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограммы, а также на машинных носителях (дисках, дискетах).
Классификация учетных регистров
1. По внешнему виду:
- бухгалтерские книги – сброшюрованные учетные таблицы (листы), заключенные в переплет. Все страницы в книгах нумеруются, брошюруются и визируются в конце подписью гл. бухгалтера с указанием числа страниц. Если книга является хронологическим регистром, то записи в ней ведутся последовательно, не пропуская страниц. В систематических книгах для каждого синтетического или аналитического счета открывается отдельная страница или определенное число страниц в зависимости от предполагаемого объема записей. Такие книги должны иметь оглавление;
- карточки – это отдельные листы, изготовленные из бумаги или картона стандартного размера, что делает возможным их хранение в специальных ящиках. Совокупность карточек однородного назначения называется картотекой. Карточки разбиваются на необходимые разделы картонными разделителями, к которым прикрепляются указатели с обозначением шифра, кода счета и других обозначений, что обеспечивает быстроту нахождения нужной карточки в картотеке. Карточки очень удобны для копировальных записей и группировок учетных данных. Их недостаток в том, что карточку очень легко изъять из картотеки и заменить другой, возможна утеря карточки;
- свободные листы – представляют собой разновидность карточек, но отличаются от них размерами и способом хранения, т.к. они хранятся в папках. В любой момент лист может быть вынут из папки для производства записей и подсчета. Отдельные листы применяются для ведения журналов-ордеров. Это самый распространенный вид учетных регистров.
2. По характеру бухгалтерских записей:
- хронологические – в них записи производятся в порядке поступления первичных документов без разноски по счетам;
- систематические –в них однородные по экономическому содержанию хозяйственные операции группируются на счетах синтетического и аналитического учета;
- комбинированные –в них сочетаются хронологические и систематические записи (журналы-ордера).
3. По объему содержания:
- синтетические- открываются для ведения синтетических счетов (без пояснительного текста, с указанием только даты, номера и суммы бухгалтерской проводки). Записи в них обычно делаются не по отдельным документам, а по совокупности однородных документов, предварительно сгруппированных;
- аналитические –каждая хозяйственная операция записывается с необходимой полнотой, причем по материальным ценностям – как в денежных, так и в натуральных измерителях. В них нередко дается пояснительный текст, раскрывающий содержание операции. Регистры аналитического учета ведутся в развитие и дополнение какого-либо синтетического счета.
3. По способу графления:
- односторонние – это различные карточки для учета материальных ценностей, расчетов и других операций. В них объединены отдельные графы дебетовых и кредитовых записей. Учет ведется на одном листе в денежном, натуральном или одновременно обоих измерителях (кассовая книга);
- двухсторонние –применяются при ведении учета в книгах. Счет открывается на двух развернутых страницах книги (на левой странице – дебет, а на правой – кредит). Применяются только при ручном способе ведения регистров;
- многографные –используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета. Например, учет движения материалов отражается в целом по организации, а также по отдельным материально-ответственным лицам; затраты регистрируются в целом по организации, подразделениям, отдельным изделиям, статьям затрат;
- линейные – являются разновидностью многографных. В них каждый аналитический счет отражается только по одной строке, представляя возможность разделить синтетический счет на неограниченное количество аналитических, что невозможно при вертикальном графлении;
- шахматные- ограничиваются лишь кредитовыми (или дебетовыми) оборотами с группировкой по корреспондентским счетам (журналы-ордера, Главная книга).
4. По способам заполнения:
- заполненные вручную;
- заполненные при помощи ПЭВМ.
Расчетные счета открываются
Через расчетный счет осуществляется след операции:
- зачисление денег на расчетный счет по безналичному расчету;
- перечисление денежных средств с расчетного счета по безналичному расчету;
- взнос наличных денег на расчетный счет;
- получение наличных денег с расчетного счета.
Все перечисленные операции оформляются
документами специальной
- платежное поручение и платежное требование;
- объявление на взнос наличными;
- денежный чек.
В первичном банковском документе никаких исправлений и приписок делать нельзя. Сумма операций записывается дважды: цифрами и прописью (с большой буквы).
Приходными документами по расчетному счету являются:
- платежное поручение,
- объявление на взнос наличными;
- платежное требование, составленное самой организацией.
Расходными документами по расчетному счету, по которым деньги перечисляются с расчетного счета, являются:
- платежные требования, составленные контрагентами организации;
- платежное поручение,
- денежный чек .
Аналитическим счетом по учету операций по расчетному счету является журнал ордер №2 «Расчетный счет», основанием для записи в котором является выписка банка с расчетного счета вместе с одним экземпляром первичных документов с отметкой банка об исполнении.
Если на расчетном счете достаточно денежных средств для удовлетворения всех необходимых платежей, то списание их производится в порядке календарной очередности. При недостаточности денежных средств списание производится в очередности установленной письмом ЦБ РФ от 1 марта 1996 года, согласно которому
в 1-ю очередь производится перечисление или выдача денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также алименты;
во 2-ю очередь производится оплата выходных пособий;
в 3-ю очередь – оплата труда лицам, работающим по трудовым договорам, а также договорам гражданско – правового характера;
в 4-ю очередь – налоговые платежи в бюджет;
в 5-ю очередь – списание по исполнительным документам;
в 6–ю очередь – выплаты по другим платежным документам.
Синтетический учет по расчетному счету ведется на активном балансовом счете 51 «Расчетные счета». Если предприятие имеет несколько расчетных счетов в различных кредитных учреждениях, то на каждый расчетный счет на счете 51 открывается отдельный субсчет. Остаток по Д-ту счета отражает наличие денег на расчетном счете на начало и конец отчетного периода.