Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:13, реферат
Учет возник вместе с человеческой цивилизацией около 6,0 тыс. лет тому назад, его развитию способствовали требования хозяйственной жизни, сам же он, в свою очередь, стимулировал развитие математики и письменности. Первые следы развитых систем учета были найдены в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил.
В Древнем Египте на папирусных свитках регистрировали факты хозяйственной жизни, проводилась инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба, зерна. Среди сохранившихся документов встречаются наряды на выполнение работ, ведомости расходов на оплату труда. При учете материальных ценностей раздельно группировались приходные и расходные документы, выводился остаток.
Проверка правильности записи для активно-пассивных счетов:
Сд к (к-ту) = Сд н (к-ту) + об (к-ту) – об (Д-ту) + Сд к (Д-ту) – Сд н (Д-ту);
или
Сд к (д-ту) = Сд н (д-ту)+ об (д-ту) – об (к-ту) + Сд к (к-ту) – Сд н (к-ту).
1. По экономическому содержанию счета делятся на три группы:
- учета имущества (основных средств, нематериальных активов, оборотных средств). К ним относятся счета 01, 04, 10, 50, 51,и др.
- учета источников образования имущества (собственных и заемных). К ним относятся счета: 80, 82, 83, 84 и др.
- учета хозяйственных процессов (снабжения, производства, реализации). К ним относятся счета: 15, 20, 23, 90 и др.
2. По назначению и структуре счета делятся на 6 групп:
-основные счета предназначены для учета имущества и источников его образования. Они, в свою очередь делятся на:
а) инвентарные счета – для учета материальных ценностей (01, 04, 10, 41 и др.);
б) денежные счета – для учета денежных ценностей (50,51, 52, 55);
в) фондовые счета - на них учитываются
источники образования
г) расчетные счета применяются для учета расчетов с физическими и юридическими лицами (68, 69, 70, 73, 75, 76);
регулирующие счета – уточняют оценку некоторых основных счетов (02, 05, 42 и др.);
- распределительные счета подраз
а) собирательно-
б) бюджетно-распределительные –
предназначены для
калькуляционные счета предназначены для учета затрат, связанных выпуском продукции, а также приобретением (созданием) внеоборотных активов (20, 23, 08);
сопоставляющие счета предназначены для определения финансового результата деятельности предприятия в целом или отдельных хозяйственных процессов, подразделяются на две подгруппы:
а) операционно-результатные – для
учета отдельных хозяйственных
процессов и определения
б) финансово-результатные – используются
для определения конечного
Метод двойной записи.
При использовании этого метода
сумма любой хозяйственной
Счета, на которых отражается одна
хозяйственная операция, называются
корреспондирующими (корреспондентскими).
Запись хозяйственной операции с
помощью корреспондентских
Для составления бухгалтерской проводки необходимы следующие рассуждения:
1. Какие явления вызывает данная хозяйственная операция, т е определить объекты, в которых произойдут изменения величины имущества или источников его формирования и характер этих изменений.
2. Определить какие счета
3. К какой группе относятся
корреспондентские счета. На
4.Составить бухгалтерскую
Значение двойной записи.
1. С её помощью осуществляется
экономический контроль за
2. Осуществляется арифметическая
проверка данных
Виды бухгалтерских проводок.
1. Простые проводки. В этом случае дебет одного счета корреспондируется с кредитом другого, т е в корреспонденции участвуют только два счета.
2. Сложные проводки. При их написании дебет одного счета может корреспондироваться с кредитом нескольких счетов и наоборот. При этом суммы по дебету и кредиту должны быть равны.
3. Отрицательные бухгалтерские проводки (сторнированные). В ряде случаев для исправления допущенной в учетной записи ошибки, а также, когда обычная запись уменьшения величины объекта учета искажает экономическое содержание операции, хотя при этом не изменяется арифметический результат, применяется отрицательная бухгалтерская проводка, сделанная методом «красного сторно». Сущность метода в том, что сумма уменьшения записывается на той стороне счета, на которой, как правило, фиксируется увеличение объекта учета, но красным цветом, т.е. как бы отрицательным числом. При подсчете оборота такая запись вычитается из общей суммы.
Весь учетный процесс можно разбить на 3 составляющие:
1. Первичный учет.
2. Текущий.
3. Обобщение данных текущего учета.
Первичный учет.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны быть подкреплены оправдательными учетными документами, которые и являются основой первичного учета.
Первичные бухгалтерские документы должны содержать все необходимые реквизиты - только в этом случае они являются действительными. Для большей части первичных документов обязательными реквизитами являются:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от
имени которой составляется
- содержание хозяйственной
- единицы измерения в
- наименование должностей лиц, подписывающих документ;
- личная подпись указанных лиц и их расшифровка (ФИО);
-печать организации, если
К дополнительным реквизитам могут относиться адрес и телефон организации, стороны, участвующие в совершении операции и т.п.
Первичные документы могут иметь
унифицированную или
Унифицированные первичные документы разрабатываются Госкомстатом РФ и используются организациями без изменения.
Первичные документы произвольной формы организацией могут видоизменяться и разрабатываться произвольно.
Первичный документ должен составляться в момент свершения хозяйственной операции или сразу же после этого. Документы могут заполняться пастой шариковых ручек, химическим карандашом, при помощи пишущих машинок или автоматизированным способом. Внесение изменений (исправлений) в кассовые и банковские первичные документы не допускаются. В остальных документах исправления, сделанные корректурным способом, заверяются личными подписями лиц, ранее его подписывавшими, датой внесения исправления и, если это необходимо, печатью предприятия.
В бухгалтерии первичные
- проверяют по существу, форме и арифметически;
- расценивают или таксируют,
т.е. производят денежную
- группируют, т.е. осуществляют
подбор однородных документов
в пачки с подведением по
ним общих итогов за весь
период. На основе пачки первичных
документов составляется
- размечают или контируют, т.е.
определяют корреспонденцию
Путь первичного документа от момента его выписки и до сдачи в архив на хранение называется документооборотом.
Текущий учёт.
Он осуществляется с помощью
счетов бух учета в целях
Синтетический учет осуществляется на синтетических счетах 1-го порядка и дает сводные обобщающие данные о состоянии каждого объекта бухгалтерского учета. Синтетические счета имеют единую табличную форму, их количество определяется количеством объектов учета в организации, а код, наименование и основные корреспонденции - Планом счетов бух учета.
Аналитический учет ведется на аналитических счетах 3-го порядка и дает подробную информацию о состоянии каждого элемента объекта учета. Аналитические счета имеют многообразную форму, которая определяется содержанием объекта (ведомости, журналы, карточки и т.д.).
Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная связь:
- записи и в тех и в других
выполняются на основании
- сальдо одного синтетического счета равно сумме остатков по всем аналитическим счетам, к нему относящимся;
- оборот по кредиту или дебету одного синтетического счета должен быть равен сумме оборотов по дебету или кредиту всех аналитических счетов, к нему относящихся;
- если синтетический счет
Хозяйственные операции на основании первичных документов фиксируются сначала в регистрах синтетического учета, а затем в регистрах аналитического учета. Закрываются в конце отчетного периода учетные регистры в обратном порядке.
Между синтетическим и аналитическим учетом существует учет с помощью субсчетов или счетов 2-го порядка, занимающий промежуточное положение. С его помощью осуществляется дополнительный учет по укрупненным однородным группам отдельных объектов учета. Форма субсчетов аналогична форме синтетических счетов (табличная, двухсторонняя), перечень их и наименование определены Планом счетов бухгалтерского учета, в отдельных случаях такое право предоставляется самим предприятиям.
представляет собой
Сальдовая оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет следующую форму:
№ счета |
Сд н |
Оборот за отчетный период |
Сд к | |||
По Д-ту |
По К-ту |
По Д-ту |
По К-ту |
По Д-ту |
По К-ту | |
01 …
99 |
||||||
Итого |
∑Сд н по Д-ту |
∑Сд н по К-ту |
∑об по Д-ту |
∑об по К-ту |
∑Сд к по Д-ту |
∑Сд к по К-ту |
В приведенной оборотной
∑Сд н (Д-ту) = ∑ Сд н (К-ту);
∑об по (Д-ту) = ∑ об по (К-ту);
∑Сд к (Д-ту) = ∑ Сд к (К-ту).
Неравенство хотя бы в одной паре свидетельствует об ошибке при составлении ведомости или при подсчете остатков на синтетических счетах или же при записи хозяйственной операций на них.
Оборотные ведомости составляются и по аналитическим счетам, но их форма носит произвольный характер, зависящий от конкретного объекта учета.
Основным регистром является бухгалтерский
баланс, представляющий собой таблицу,
содержащую две части: левая (актив)
– отражает состав, размещение и
использование имущества
Основным элементом баланса является статья, т.е. показатель или строка актива или пассива, характеризующая отдельные виды имущества и источников его образования.
Под структурой баланса понимается удельный вес отдельного имущества по видам и источникам формирования в валюте баланса.