Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:31, контрольная работа
В профессиональной сфере существуют два этических аспекта - общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект).
Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии - не более чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......
1
Этика профессиональной деятельности.
1.1
Понятия «этика», «мораль», «нравственность»
1.2
Основные слагаемые этики профессиональной деятельности аудиторов.
1.3
Особенности этики аудитора
1.4
Основные требования этического кодекса аудиторов.
2
Диалектика этики и права в профессиональной деятельности аудиторов.
2.1
Диалектическое единство и взаимосвязь этики и права.
2.2
Относительная противоположность этики и права.
2.3
Особенности языка морали и языка права и их проявление в деятельности аудитора.
3
Моральный фактор в жизни и деятельности аудиторов. Моральный фактор и его структура.
3.1
Моральный фактор как элемент духовной культуры общества.
3.2
Структура морального фактора.
3.3
Деонтологический подход к моральным проблемам
3.4
Утилитарный подход к моральным проблемам
4
Этические исследования и их значение для этики аудитора.
4.1
Общая характеристика этических исследований
4.2
Роль этической науки в развитии профессиональной этики аудиторов.
4.3
Основные направления этических исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
Список использованной литературы……………..……
В целом сам факт опубликования норм профессиональной этики аудиторов, даже при некоторой первоначальной их противоречивости, представляет ценность для России, где аудит – дело новое и пока почти неизведанное, где аудиторы взяли на себя большую ответственность по поддержанию развития рыночных отношений и ввязались в азартную игру, правила которой по-настоящему так до конца и не были написаны. Аудит нуждается не только в отечественной терминологии, но и в добротном создании отечественного (отвечающего нынешним и перспективным потребностям России) варианта его теории, включающей исследования в области теоретической этики.
4.2 Основные направления этических исследований
Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях):
1) теоретическая философская
2) описательная, или дескриптивная, этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи;
3) нормативная этика, предписывающая и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.
Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:
1) объяснение, при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить себе или кому-нибудь, что такое справедливость, долг или честь аудитора;
2) описание – «прожектор»
3) предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу долга или кодексу чести.
Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Едва ли можно однозначно сказать, что существует одна единственно верная теория (концепция) морали. Мир морали настолько сложен и многообразен, что только в совокупности философско-этические концепции способны передать наиболее адекватно ее сущность. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.
В рамках теоретической философской этики выделяют два основных направления в способах объяснения морали. Первое направление – это этика абсолютизма, в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика). Второе направление – это относительная этика, или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).
Помимо указанных направлений в объяснении морали существуют еще позиции нормативного этического релятивизма, описательного транскультурного релятивизма, морального плюрализма.
Специалисты выделяют несколько образцов суждений людей о морали, которые представляют собой их естественные (неосознаваемые, непреднамеренные) или принципиальные (осознаваемые, преднамеренные) установки:
1) мораль – дело чисто субъективное, личное. Аудитор морален, потому что он поступает как должно. Его действие правильно потому, что он считает его нравственным. Все, что человек считает нравственным, таковым и является – это позиция этического релятивиста;
2) нравственные суждения, например: «аудитор – добрый человек», не являются ни истинными, ни ложными, ни правильными, ни неправильными, так как они являются выражениями – констатациями ощущений или эмоций. Эмоции не являются ни истинными, ни ложными. Если я сегодня оцениваю это действие, например, объективность аудитора, нравственно положительно, а завтра – нравственно отрицательно, то я просто выражаю разные эмоции, и поэтому мои нравственные суждения всегда верны. Если два разных аудиторских сообщества имеют разные этические представления об одном и том же, например – забота о прибыли клиента, эти два сообщества могут быть правы – позиция сторонника нормативного этического релятивизма;
3) существуют различия в
4) существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и всех стран, – позиция сторонника морального абсолютизма;
5) общество плюралистично, оно есть комбинация разных культур и традиций. Мораль не вечна, а идея абсолютного вечного нравственного принципа «составляет тот идеал, к которому стремится этика». Я довольствуюсь изучением различных моральных принципов, выдвигавшихся на протяжении истории человечества, и различных теорий этики, выработанных людьми; выясняю, какие теории лучше выдерживают критику, какие полезны, какие в большей степени соответствуют близким мне ценностям, – позиция морального плюралиста.
Позиция морального плюралиста является наиболее гибкой и демократичной, так как позволяет прощать людям их моральные предпочтения и исключить дискриминационный подход. В целом знание данных моральных установок людей и умение их различать (идентифицировать) помогает аудиторам проявлять толерантность и планировать свои профессиональные коммуникации.
В современной литературе по деловой этике в рамках теоретической этики выделяют также аналитическое, или метаэтическое, направление. Метаэтика – философская теория морали, которая исследует моральные суждения людей, рассматривает вопросы принятия и обоснования этических решений, создает модели морального выбора.
Описательная, или дескриптивная, этика – раздел этики, в котором сосредоточены усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, профессии. Она изучает и описывает реальные нравственные явления: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. С дескриптивной этикой можно познакомиться на примере книги польского философа и социолога М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» (– М., 1987). Явления морали, считает этот автор, следует изучать таким же образом, как ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык. Моральные явления, например любовь, дружба, предательство, происходят, подобно тому, как дует ветер, идет дождь. Явления нравственного сознания общества настолько уникальны и разнообразны, что изучить закономерности их возникновения невозможно. Так же невозможно доказать или обосновать их правильность, например невозможно доказать, что суждение «X является добрым человеком» – это правильное суждение. Если ваш собеседник считает, что X – злой человек, то никакими научными аргументами вы не докажете ему свою правоту.
Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в том числе – профессии аудитора, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов.
Нормативная, или прескриптивная, этика – раздел этики, где обосновываются и предписываются определенные моральные принципы и нормы, назначение которых состоит в руководстве поведением. Именно это делает этику достойной изучения. Вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка. Профессиональная этика аудитора является именно нормативной; язык профессионального этического кодекса аудиторов – это язык прескрипций, предписаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтеры и аудиторы общественных, благотворительных, некоммерческих организаций в своей работе руководствуются этическими нормами, принятыми в независимом секторе в целом.
Это:
- преданность делу, стремление выполнить миссию организации
- добровольность и
- приверженность общественному благу
- уважение к ценности и достоинству личности
- терпимость и стремление к социальной справедливости
- ответственность перед обществом
- открытость и честность
- бережливость в отношении к средствам
- соблюдение законов.
Основные принципы повседневной этики
- Быть образцом личного поведения
- В процессе работы действовать в соответствии с ценностями и предназначением своей профессии
- Служить своей профессией на благо окружающих
- Не участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом
- Стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего
- Не использовать профессиональн
- Сохранять конфиденциальность полученной информации
- Направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.
Профессиональные организации разрабатывают подробные кодексы профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов, стараясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.
В этическом кодексе бухгалтеров и аудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств.
Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм - непременная обязанность и высший долг каждого бухгалтера и аудитора, руководителя и сотрудника фирмы.
Об этике аудиторов-профессионалов много говорят, но мало делают для воспитания авторитетных высококлассных специалистов. Этические проблемы повседневно встречаются на профессиональном пути бухгалтера и аудитора. Их нужно разрешать достойно, а для этого необходимо знать нормы профессионального поведения, готовить себя к их неукоснительному соблюдению.