Этика аудитора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

В профессиональной сфере существуют два этических аспекта - общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект).
Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии - не более чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

1
Этика профессиональной деятельности.

1.1
Понятия «этика», «мораль», «нравственность»

1.2
Основные слагаемые этики профессиональной деятельности аудиторов.

1.3
Особенности этики аудитора

1.4
Основные требования этического кодекса аудиторов.

2
Диалектика этики и права в профессиональной деятельности аудиторов.

2.1
Диалектическое единство и взаимосвязь этики и права.

2.2
Относительная противоположность этики и права.

2.3
Особенности языка морали и языка права и их проявление в деятельности аудитора.

3
Моральный фактор в жизни и деятельности аудиторов. Моральный фактор и его структура.

3.1
Моральный фактор как элемент духовной культуры общества.

3.2
Структура морального фактора.

3.3
Деонтологический подход к моральным проблемам

3.4
Утилитарный подход к моральным проблемам

4
Этические исследования и их значение для этики аудитора.

4.1
Общая характеристика этических исследований

4.2
Роль этической науки в развитии профессиональной этики аудиторов.

4.3
Основные направления этических исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

Список использованной литературы……………..……

Файлы: 1 файл

аудит от 13.01..doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

В целом сам факт опубликования норм профессиональной этики аудиторов, даже при некоторой первоначальной их противоречивости, представляет ценность для России, где аудит – дело новое и пока почти неизведанное, где аудиторы взяли на себя большую ответственность по поддержанию развития рыночных отношений и ввязались в азартную игру, правила которой по-настоящему так до конца и не были написаны. Аудит нуждается не только в отечественной терминологии, но и в добротном создании отечественного (отвечающего нынешним и перспективным потребностям России) варианта его теории, включающей исследования в области теоретической этики.

 

 

4.2 Основные направления этических исследований

 

Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях):

1) теоретическая философская этика, объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали;

2) описательная, или дескриптивная, этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи;

3) нормативная этика, предписывающая и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.

Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:

1) объяснение, при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить себе или кому-нибудь, что такое справедливость, долг или честь аудитора;

2) описание – «прожектор» сознания  направляется вовне – во внешний  мир – попытайтесь описать  себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у представителей аудиторской профессии;

3) предписание – «прожектор»  сознания направлен в зону  фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу долга или кодексу чести.

Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Едва ли можно однозначно сказать, что существует одна единственно верная теория (концепция) морали. Мир морали настолько сложен и многообразен, что только в совокупности философско-этические концепции способны передать наиболее адекватно ее сущность. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.

В рамках теоретической философской этики выделяют два основных направления в способах объяснения морали. Первое направление – это этика абсолютизма, в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика). Второе направление – это относительная этика, или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).

Помимо указанных направлений в объяснении морали существуют еще позиции нормативного этического релятивизма, описательного транскультурного релятивизма, морального плюрализма.

Специалисты выделяют несколько образцов суждений людей о морали, которые представляют собой их естественные (неосознаваемые, непреднамеренные) или принципиальные (осознаваемые, преднамеренные) установки:

1) мораль – дело чисто субъективное, личное. Аудитор морален, потому что он поступает как должно. Его действие правильно потому, что он считает его нравственным. Все, что человек считает нравственным, таковым и является – это позиция этического релятивиста;

2) нравственные суждения, например: «аудитор – добрый человек», не являются ни истинными, ни ложными, ни правильными, ни неправильными, так как они являются выражениями – констатациями ощущений или эмоций. Эмоции не являются ни истинными, ни ложными. Если я сегодня оцениваю это действие, например, объективность аудитора, нравственно положительно, а завтра – нравственно отрицательно, то я просто выражаю разные эмоции, и поэтому мои нравственные суждения всегда верны. Если два разных аудиторских сообщества имеют разные этические представления об одном и том же, например – забота о прибыли клиента, эти два сообщества могут быть правы – позиция сторонника нормативного этического релятивизма;

3) существуют различия в нравственных  позициях людей, живших в разные эпохи и разных обществах и живущих внутри одного общества в данную историческую эпоху – позиция сторонника описательного релятивизма;

4) существуют вечные моральные  ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и всех стран, – позиция сторонника морального абсолютизма;

5) общество плюралистично, оно есть  комбинация разных культур и  традиций. Мораль не вечна, а идея  абсолютного вечного нравственного принципа «составляет тот идеал, к которому стремится этика». Я довольствуюсь изучением различных моральных принципов, выдвигавшихся на протяжении истории человечества, и различных теорий этики, выработанных людьми; выясняю, какие теории лучше выдерживают критику, какие полезны, какие в большей степени соответствуют близким мне ценностям, – позиция морального плюралиста.

Позиция морального плюралиста является наиболее гибкой и демократичной, так как позволяет прощать людям их моральные предпочтения и исключить дискриминационный подход. В целом знание данных моральных установок людей и умение их различать (идентифицировать) помогает аудиторам проявлять толерантность и планировать свои профессиональные коммуникации.

В современной литературе по деловой этике в рамках теоретической этики выделяют также аналитическое, или метаэтическое, направление. Метаэтика – философская теория морали, которая исследует моральные суждения людей, рассматривает вопросы принятия и обоснования этических решений, создает модели морального выбора.

Описательная, или дескриптивная, этика – раздел этики, в котором сосредоточены усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, профессии. Она изучает и описывает реальные нравственные явления: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. С дескриптивной этикой можно познакомиться на примере книги польского философа и социолога М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» (– М., 1987). Явления морали, считает этот автор, следует изучать таким же образом, как ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык. Моральные явления, например любовь, дружба, предательство, происходят, подобно тому, как дует ветер, идет дождь. Явления нравственного сознания общества настолько уникальны и разнообразны, что изучить закономерности их возникновения невозможно. Так же невозможно доказать или обосновать их правильность, например невозможно доказать, что суждение «X является добрым человеком» – это правильное суждение. Если ваш собеседник считает, что X – злой человек, то никакими научными аргументами вы не докажете ему свою правоту.

Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в том числе – профессии аудитора, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов.

Нормативная, или прескриптивная, этика – раздел этики, где обосновываются и предписываются определенные моральные принципы и нормы, назначение которых состоит в руководстве поведением. Именно это делает этику достойной изучения. Вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка. Профессиональная этика аудитора является именно нормативной; язык профессионального этического кодекса аудиторов – это язык прескрипций, предписаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бухгалтеры и аудиторы общественных, благотворительных, некоммерческих организаций в своей работе руководствуются этическими нормами, принятыми в независимом секторе в целом.

Это:

- преданность делу, стремление выполнить миссию организации

- добровольность и бескорыстность

- приверженность общественному  благу

- уважение к ценности  и достоинству личности

- терпимость и стремление  к социальной справедливости

- ответственность перед  обществом

- открытость и честность

- бережливость в отношении  к средствам

- соблюдение законов.

Основные принципы повседневной этики

- Быть образцом личного поведения

- В процессе работы действовать в соответствии с ценностями и предназначением своей профессии

- Служить своей профессией  на благо окружающих

- Не участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом

- Стремиться совершенствовать  свои профессиональные знания  и практический опыт, ставить  служебный долг превыше всего

- Не использовать профессиональные отношения для достижения личных целей

- Сохранять конфиденциальность  полученной информации

- Направлять усилия на  предупреждение негуманных или  дискриминационных действий, направленных  против одного человека или  групп людей.

Профессиональные организации разрабатывают подробные кодексы профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов, стараясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.

В этическом кодексе бухгалтеров и аудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств.

Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм - непременная обязанность и высший долг каждого бухгалтера и аудитора, руководителя и сотрудника фирмы.

Об этике аудиторов-профессионалов много говорят, но мало делают для воспитания авторитетных высококлассных специалистов. Этические проблемы повседневно встречаются на профессиональном пути бухгалтера и аудитора. Их нужно разрешать достойно, а для этого необходимо знать нормы профессионального поведения, готовить себя к их неукоснительному соблюдению.

 

 

 


Информация о работе Этика аудитора