Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 21:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности.
Исходя из цели работы, поставлены задачи для изучения, которые реализованы в двух главах. В первой главе рассмотрено теоретические аспекты составления сводной бухгалтерской отчетности: особенности составления сводной (консолидированной отчетности в международной практике; определение и область применения сводной отчетности в РФ; состав, структура сводной бухгалтерской отчетности. Вторая глава раскрывает порядок составления сводной бухгалтерской отчетности.
ВВЕДЕНИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1.Особенности составления консолидированной отчетности в международной практике
1.2.Определение, область применения и принципы подготовки консолидированной отчетности
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Состав и структура консолидированной отчетности
2.2. Особенности формирования сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках
2.3. Подготовка показателей отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Второе условие заключается в использовании единой учетной политики для аналогичных операций и других событий в аналогичных условиях. Это означает, что при включении в сводную финансовую отчетность показателей деятельности дочерней компании, сформированных с использованием учетной политики, отличной от принятой для составления сводной отчетности, финансовая отчетность дочерней компании должна быть соответствующим образом скорректирована.
Третье условие касается отражения в сводной финансовой отчетности показателей дочерних компаний, приобретенных или отчужденных в отчетном периоде. В соответствии с МСФО 22 « Объединение компаний» результаты операций дочерней компании включаются в сводную отчетность, начиная с момента приобретения дочернего общества. Результаты деятельности отчужденной дочерней компании включаются в сводный отчет о прибылях и убытках до даты отчуждения, т.е. даты утраты материнской компанией контроля над дочерней компанией. При этом в сводном отчете о прибылях и убытках в качестве результата от отчуждения дочерней компании признается разница между поступлением в результате отчуждения компании и балансовой стоимостью ее активов за вычетом обязательств на дату отчуждения.
Рассмотрев основные требования к составлению сводной отчетности в соответствии с требованиями МСФО, можно сделать выводы о важности информации, содержащейся в сводной отчетности, для обеспечения эффективного вложения и более точной оценки ресурсов капитала у отечественных и иностранных инвесторов.(15;с 312)
1.2 Определение, область применения и принципы подготовки консолидированной отчетности.
Сводная(консолидированная) бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Иными словами, сводная бухгалтерская отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.
Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает в себя данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым – как преобладающее (участвующее) общество. При этом и дочернее общество, и зависимое являются юридическими лицами.
Сводная (консолидированная) финансовая отчетность используется:
- при котировке акций обществ, входящих в группу;
- для оценки эффективности
экономических взаимосвязей
-при принятии решений
о контроле основного общества
за деятельностью группы, с целью
получения выгоды от
Следовательно, данная отчетность дает заинтересованным пользователям представление о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении группы компаний в целом, поэтому имеет явно выраженную аналитическую направленность .
Вместе с тем показатели консолидированной отчетности не используются при расчете налогов, распределении прибыли и определении сумм дивидендов к выплате.
Основными пользователями консолидированной отчетности являются :
-совет директоров (наблюдательный
совет) и исполнительный орган
(дирекция, правление) головной
- учредители (участники) головной организации;
- совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (дирекция, правление) дочерних и зависимых обществ.
По решению участников
группы сводная бухгалтерская
Сводная (консолидированная) финансовая отчетность дает возможность пользователям принимать обоснованные решения в отношении группы взаимосвязанных компаний. Это обусловлено тем, что компания, которая контролирует другие компании, может совершать сделки, позволяющие исказить действительное финансовое положение и реальные финансовые результаты группы. Например, можно манипулировать доходами и расходами отдельных компаний посредством продажи друг другу активов или оказания услуг по завышенным или заниженным ценам. Такие операции могут ввести в заблуждение внешних пользователей, поскольку финансовая отчетность каждой компании в отдельности не позволяет выявить и оценить влияние внутригрупповых операций.
При формировании сводной (
Принцип полноты: Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме, независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.
Принцип собственного капитала: Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.
Принцип справедливой и достоверной оценки: Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.
Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия: Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.
Принцип существенности: Этот принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Единые методы оценки: Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрет и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидации активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при составлении консолидированной отчетности.
Единая дата составления: Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.
Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности. (19; с 152)
Глава 2. Порядок
составления сводной
2.1 Состав и структура сводной отчетности
В международной практике состав консолидированной отчетности в разных странах различен. Так, в США компании публикуют консолидированный баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и консолидированный отчет о движении денежных средств, но не публикуют отчетность материнской компании.
В соответствии с 4-й и 7-й директивами ЕС в западноевропейских странах консолидированная отчетность включает консолидированные баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, о движении денежных средств, примечание, заключение аудитора, хотя в странах могут быть сохранены национальные особенности по объему и структуре консолидированной отчетности.
Состав сводной (консолидированной отчетности в России регламентируется ПБУ 4/99 « Бухгалтерская отчетность организации». При этом общие правила составления сводной бухгалтерской отчетности определены Методическими рекомендациями по составлению сводной бухгалтерской отчетности.
Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разрабатываемым головной организацией . При этом типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям свободной бухгалтерской отчётности. Числовые показатели отдельных активов, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности должны приводиться в свободной бухгалтерской отчётности обособленно, если пользователь отчётности не способен оценить финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы взаимосвязанных организаций. Несущественные показатели в сводной отчётности не приводятся.
Головная организация, осуществляющая составление сводной бухгалтерской отчётности, с учётом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливает объём, сроки и порядок представления информации и формы отчётности, представляемой им дочерними и зависимыми обществами, и требования к ней. При этом учитываются требования, выдвигаемые учредителями для целей формирования свободной информации по группе. Дочерние и зависимые общества обязаны учитывать эти требования при разработке форм бухгалтерской отчётности.
Состав свободной бухгалтерской отчётности для российских организаций определён Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности и включает следующие нормативные документы:
- сводный бухгалтерский баланс;
- сводный отчёт о прибылях и убытках;
- пояснения к сводному
бухгалтерскому балансу и
Сводная отчётность должна включать также данные, необходимые для формирования полного и достоверного представления о финансовом положении организации. Головная организация должна придерживаться принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчёта о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчётного периода к другому. Изменение избранных форм свободной отчётности раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и свободному отчёту о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших это изменение.
В российской практике при разработке материнской компанией самостоятельно форм сводной отчётности должны соблюдаться общие требования:
1) сводная отчётность
составляется головным
2) сводная отчётность
составляется при соблюдении
принципа единства учётной
3) показатели бухгалтерской
отчетности дочернего общества
включаются в сводную
4) в сводную отчетность
объединяется бухгалтерская
5) сводная отчетность
отражает финансово-
Таким образом, процедура консолидации охватывает:
- консолидацию капитала;
- консолидацию статей
баланса, связанных с
- консолидацию финансовых
результатов от
- суммы дивидендов основного и дочерних обществ.
В сводной отчетности выделяется доля меньшинства, если вложения основного общества в дочернее менее 100% уставного капитала. Под ней понимается часть чистых активов и часть финансового результата ( чистой или нераспределенной прибыли) дочерней компании, приходящаяся на долю, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно. В сводной бухгалтерском балансе доля меньшинства в чистых активах дочерних компаний показывается отдельно от обязательств и капитала материнской компании. При этом доля меньшинства в чистых активах состоит из суммы на дату первоначального объединения и доли меньшинства в изменениях (приросте) капитала компании.